В Волгоградской областной думе рассмотрели отчет вице-губернатора по финансовому блоку Александра Дорждеева об исполнении бюджета за прошлый год, а также провели ожидавшееся, но от этого не менее скандальное решение – зампреда комитета Владимира Попова лишили поста. По мнению некоторых народных избранников, это действие было проведено с нарушением думского регламента. Сам опытный депутат уже успел заявить, что такие репрессии не заставят его молчать, а также рассказал, что силовым структурам, якобы, рекомендовано «найти» и возбудить уголовные дела против него и депутатов Геннадия Мурылева и Николая Свиридова, ранее отчисленных из фракции единороссов также за публичную критику действий региональной власти. Какие выражения использовали, чтобы убедить коллег вице-спикеры Сергей Горняков и Сергей Булгаков, почему бюджет Волгоградской области в 2016 году прекрасен, несмотря на то, что не исполнен по основным параметрам и увеличил долги, а также сколько и почему в 2017 году региональной казне предстоит погасить ранее взятых кредитов – в материале «ФедералПресс».
Заседание думского комитета по бюджету и налогам, по неизвестной причине перенесенное со вторника, началось с предложения председателя Ильи Кошкарева внести в повестку вопрос о лишении Владимира Попова (в двух прошлых созывах областной думы возглавлял этот комитет) сразу двух постов – зампреда комитета и руководителя комиссии по доходной части бюджета. Напомним, соответствующую рекомендацию 18 мая приняла фракция «Единая Россия».
Депутат от КПРФ Михаил Таранцов задал вопрос: «А где виновник-то?». На что ни Кошкарев, ни руководитель фракции единороссов, первый вице-спикер Сергей Горняков не смогли внятно ответить. «Владимир Георгиевич Попов был оповещен, что комитет сегодня состоится. Ждем, что подойдет, если не подойдет, будем без него», – сказал Илья Кошкарев. Этими словами он вызвал в недоумение Таранцова, напомнившего, что согласно регламенту такие вопросы не могут решаться в случае отсутствия депутата по уважительной причине. Сперва Кошкарев пытался отрицать эту норму, однако специалист правового управления заксобрания подтвердил, что в статье регламента № 13 говорится именно об этом. «Если нет ясности, нельзя ставить в повестку, пока не выясним, что с человеком», – настаивал Таранцов. Но единороссовское большинство это мнение проигнорировало, причем в довольно агрессивной форме. «Вы же высказали предложение? Есть первое, потом второе, голосуем по мере поступления», – предложил Сергей Горняков, а когда Таранцов попытался возразить, вновь ссылаясь на думский регламент, главный единоросс ответил: «Хватит базарить! Давайте голосовать». От этих слов коммунист опешил, ему на помощь пришел беспартийный депутат Николай Свиридов, попытавшийся выяснить, дозволительны ли такие выражения, однако ситуацию разрядил председатель бюджетного комитета Кошкарев, вкрадчивым голосом попросивший «все же прекратить дискуссию». Ему на помощь пришел справоросс Дмитрий Калашников, отметивший, что в случае уважительной причины депутат должен уведомить председателя комитета – такая норма действительно есть в регламенте.
По настоянию Горнякова повестку «разное» вместе с вопросами по наказанию Владимира Попова перенесли в начало заседания. Перед голосованием все тот же Михаил Таранцов попытался получить пояснения, по какой причине опытнейший Владимир Попов подвергается наказанию, но коммунист вновь наткнулся на непонимание коллег из крупнейшей фракции. «Это решение фракции. Чего здесь объяснять», – решительным тоном ответил зампред думы Сергей Булгаков. На замечание Таранцова, что в комитете не только члены одной фракции, Булгаков продолжил: «Не члены фракции могут не голосовать». «Это фракционное решение и членов других можем попросить не беспокоиться. Мы никому не должны ничего объяснять. Внутреннее решение. Точка», – отрезал Булгаков.
Отставка Попова была поддержана большинством членов профильного комитета. Против, помимо Таранцова, были Николай Свиридов и Анатолий Якунин.
Политолог, заместитель директора по научной работе Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин заявил по поводу риторики единороссов: «Волгоградская областная дума обесценилась полностью. Она начала этот процесс еще осенью 2014-го года, когда заступала и часть своих полномочий сдавала, что мотивировала тем, что их «завел» Андрей Иванович (Бочаров, губернатор региона с того же 2014 года – прим. «ФедералПресс»)». «Сейчас вопрос уже в том, что, может быть они и не нужны, может, это уже не депутаты, а так, пацаны, судя по их выражениям, собрались поговорить, – недоумевает Сайгин. – Тогда может стоить поставить вопрос о досрочном прекращении полномочий думы?».
Сам Владимир Попов рассказал «ФедералПресс», что не расстраивается из-за случившегося, тем более, что «прекрасно ожидал, что так и будет». Он также заявил, что через своего помощника уведомил руководство думы о том, что приболел и не сможет быть на комитете. «Я знал, что назначен комитет, но что будет это вопрос, не знал, – продолжил Попов. – Мой телефон не выключается, вы же вот дозвонились, что мешало Кошкареву или его помощникам это сделать, непонятно. Мы устав области уже нарушаем, федеральный закон, а уж нормы регламента думы – этим особо и не стоит, наверное, заморачиваться». Кроме того, Владимир Попов рассказал, что несколько человек сообщили ему, будто бы «тот же человек, который пробил отставку из комитета» также «дал указание» силовым структурам возбудить в отношении него, а также Николая Свиридова и Геннадия Мурылева уголовные дела. «Ты себя аккуратнее веди, не лезь, говорят. Все, конечно, может быть, но, я не верю в это. Думаю, скорее, что эти люди просто хотят выглядеть более информированными, чем они являются на самом деле», – пояснил Попов.
Он также заявил корреспонденту «Федерал Пресс»: «Лишением меня статуса они не заставят замолчать о важном, я от своей позиции не отступлю. Нужен диалог. Власти с думой, которая просто утратила уже свою контрольную функцию. Власти с обществом, с экспертами. Регион валится по всем показателям, надо что-то делать, а не замалчивать. Нам в 2014-м говорили – как вы умудрились 30 млрд долгов сделать, а сейчас уже 54 и ничего не объясняют».
Основная часть комитета была посвящена рассмотрению отчета областной администрации об исполнении бюджета за 2016 год, который представил профильный заместитель губернатора Александр Дорждеев.
Сперва депутаты удивились отсутствию в раздаточных материалах заключения региональной контрольно-счетной палаты, на что Илья Кошкарев призвал коллег ходить на рабочие комиссии и читать сайт думы, где документ размещен. В нем, по словам Кошкарева, 560 страниц и «поэтому не смогли размножить». Вместе с тем, именно в материалах КСП отмечены основные тенденции, собственно, бюджетного процесса, в то время как выступление Александра Дорждеева содержало больше политических заверений.
Он много говорил о большой работе, которая проделана депутатами вместе с исполнительной властью, о том, что эти усилия начинают приносить плоды, об «институциональных изменениях» в региональной экономике и о законодательных новеллах федерального уровня. «Именно с апреля 2014 года в течение этих лет последовательно добились, в принципе, прироста налоговых и неналоговых доходов на 11,8 млрд рублей», – заявил Дорждеев. В структуре этого роста, по его словам, 4,6 млрд рублей составляют поступления налога на прибыль, 4 млрд – НФДЛ и 1 млрд – от применения упрощенной системы налогообложения.
Общие характеристики исполнения бюджета выглядят следующим образом: доходы составили 79,067 млрд рублей или 98,5 %. Недобор превысил 1,171 млрд рублей от плана, при этом по налогу на прибыль снижение от ожидаемого составило больше 2 млрд рублей. Общий, сравнительно небольшой уровень недобора удалось достичь за счет превышения сбора акцизов.
Расходы также не были выполнены полностью – 85,655 млрд рублей, что на 483 млн рублей меньше плана. По сравнению с 2015-м, когда было недорасходовано 3,5 млрд рублей, эта сумма выглядит прогрессом. Дефицит бюджета сложился в 6,587 млрд при плановой величине (в последней редакции бюджета первоначально вовсе утверждался профицит в 4,2 млрд рублей – прим. «ФедералПресс») в 5,9 млрд.
Кредиторская задолженность бюджета сократилась с 2 млрд в начале 2016-го до 1,37 млрд по итогам года. «Дебиторка» казны также снизилась с 2,3 до 1,9 млрд. Однако, председатель КСП Игорь Дьяченко отметил, что эта величина остается неудовлетворительным показателем, свидетельствующем об излишнем авансировании отдельных направлений госрасходов.
Государственный долг Волгоградской области за 2016 год увеличился с 47,8 млрд рублей до 53,4 млрд рублей, составив 90,5 % от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Иными словами, регион значительно превысил порог, предусмотренный соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенными с федеральным Минфином – 74 % к собственным доходам. Сейчас региональный бюджет должен досрочно погасить в 2017 году ранее выданные бюджетные кредиты на сумму 13,7 млрд рублей.
Это обстоятельство вызвало шквал вопросов депутатов, однако Александр Дорждеев успокоил их, заявив, что ситуация на контроле у власти и вовсе не столь трагична, как кажется на первый взгляд. «Из этих 13,7 млрд нам 10 млрд возвращается, уже есть 5,4 в бюджете сумма, затем получаем бюджетный кредит на пятилетний срок», – заверил главный областной финансист.
Депутаты также задали несколько сравнительно мелких вопросов и в итоге профильный комитет рекомендовал думе отчет об исполнении бюджета утвердить.