Top.Mail.Ru
Политика
Иркутская область
0

Воровской закон всепрощения, или Как на Байкал пытаются ввезти троянского коня

Как на Байкал пытаются ввезти троянского коня
Как на Байкал пытаются ввезти троянского коня

Президент РФ Владимир Путин на этой неделе утвердил по итогам совещания об экологическом развитии Байкальской природной территории перечень поручений. Часть из них призвана вовсе не защитить озеро, опасаются эксперты, а, напротив, может серьезно ухудшить экологию побережья. Подробности – в материале «ФедералПресс».

БЦБК и ФЦП

Совещание по охране озера прошло 4 августа в соседней Бурятии. А теперь, согласно принятым на встрече указам, правительству РФ до 1 декабря 2017 года поручили предусмотреть в федеральном бюджете финансирование мероприятий по ликвидации отходов БЦБК на 2018-2020 гг. Кроме того, кабинету министров предстоит определить единственного подрядчика на эти работы.

На совещании также было решено продлить срок действия федеральной целевой программы по охране озера Байкал. Президент посоветовал увеличить объем ее финансирования, а также обеспечить рост фонда оплаты труда госинспекторов.

Примечательно, что это чуть ли не единственный указ, одобренный экспертами, но сегодня стало известно о том, что программу решено закрыть досрочно. Согласно докладу минэкономразвития РФ, направленному в федеральное правительство, ФЦП по охране Байкала должна быть закрыта в этом году. Программа стартовала в 2012 году, основными ее задачами обозначили сокращение до 68 % поступлений загрязненных сточных вод в Байкал к 2020 году, реабилитацию 78,3 % Байкальской природной территории, подвергшейся серьезному загрязнению, увеличение запасов ценных видов рыб на 43,6 % и сохранение растений и животных, занесенных в Красную книгу. В министерстве свое намерение закрыть ФЦП объясняют ошибками в управлении программой.

«Из-за ошибок в управлении целевой программой ряд мероприятий не выполнили частично или полностью. К примеру, до сих пор де-факто негативное воздействие отходов от работы ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» не ликвидировано. Из-за этого ФЦП полностью теряет актуальность», — прокомментировали свое решение в министерстве экономического развития РФ.

В министерстве природы, напротив, предложили продлить программу до 2025 года и увеличить ее финансирование до запланированного на старте уровня, поскольку сегодня его сократили больше чем наполовину. Исходный объем программы по охране Байкала достигал 58 миллиардов рублей, но в итоге составил 26 миллиардов рублей из-за слабой активности Приангарья и Бурятии при подготовке проектов строительства объектов, заключений и экспертиз.

«Наши предложения поддержал президент во время поездки на Байкал, – напомнили в минприроды, но признались, что, несмотря на остро актуальную задачу по сокращению сбросов загрязняющих веществ в Байкал, власти Бурятии и Иркутской области вовремя не подготовили проекты по строительству очистных сооружений, полигонов и мусоросортировочных станций. – В итоге ситуация абсурдная: объемы финансирования в программе запланированы, но выделить их на стройку нельзя, так как проектно-сметной документации и госэкспертиз по ней нет».

Эксперты замечают, что увеличение финансирования программы, а также рост фонда оплаты труда инспекторов национального парка, в отличие от остальных указов, принесло бы реальную пользу экологии озера.

«По поводу нарушителей запретов на том же Ольхоне и в других точках национального парка – госинспекция часто просто физически не может уследить за всей территорией. Во-первых, в штат приходится набирать всех, кто согласен. Работа инспектором сегодня, к сожалению, не престижна, денег почти не приносит. Во-вторых, даже если и находятся идеалисты, их попросту не хватает на всю территорию парка», – сетует иркутский эколог, кандидат биологических наук Виталий Рябцев.

Амнистия и дороги

Федеральному правительству также было поручено по итогам совещания внести изменения в закон в части разрешения на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), в земли населенных пунктов.

«Поручение продиктовано границами лесных поселков, которые находятся фактически в упомянутых лесах экозоны. Из новых возможных пунктов – создание минерализованных противопожарных полос и запрет их застройки для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, – процитировали решение федерального правительства на сайте kremlin.ru. – Владимир Путин также поручил уточнить перечень объектов госэкспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории для упрощения строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Нужно определить правовой режим территорий под населенными пунктами, расположенных в границах национальных парков».

Известно, что глава страны уже поручил правительству Бурятии и властям Иркутской области вместе с минэкономразвития установить границы населенных пунктов и лесных поселков на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий в границах экологической зоны Байкала.

Активисты уверены, что именно эти изменения в закон окажут самое пагубное влияние на экологию озера и лесов Прибайкалья в целом.

«Эти нововведения являются продолжением нашумевшего закона о лесной амнистии, только еще больше усугубляют его. Я называю его воровским законом всепрощения. Преступники незаконно захватили лес, застроили участки, а теперь добились, чтобы их узаконили. Неслучайно на лоббирование этого законопроекта им понадобились десятилетия: три состава думы не были согласны утвердить это безобразие. А с принятием этих изменений, я считаю, начнется просто вакханалия. Ранее захватчики лесных угодий действовали следующим образом: арендовали на 49 лет земли сельхозназначений, там вместо пастбищ, сенокоса и т.п. строили дом, после участок переводили в земли под индивидуальное жилищное строительство, а следом и вовсе оформляли участок в частную собственность. Фактически крали у государства землю, – рассказывает активистка Любовь Аликина. – Сейчас используют несколько иную схему: кадастровый инженер «договаривается» с председателем какого-либо садоводства «приписать» кусок земли для его людей, сам готовит техническую документацию, с которой уже председатель идет в местную администрацию. А там выпускают соответствующее постановление. Схема отличается, а суть прежняя – воровство. И новый закон этих воров оправдывает. Уверена, он спровоцирует новую волну захватчиков. Предыдущие ответчики тоже побегут в суды, опротестовывать с таким трудом доказанные нарушения».

На вопрос о том, должны ли в этом случае страдать невольные жертвы нарушителей, которые выкупили свои участки по полной стоимости с оформленным по всем правилам правом собственности, некоторые даже в ипотеку, активисты категоричны – при реальном желании узнать подноготную земли нарушение легко обнаружить.

«Они просто поленились. Часто такие участки продают по бросовым ценам: пожадничали и закрыли глаза, – рассуждает Аликина. – А ведь стоило обратиться в Росреестр, можно легко отследить, что участок имел 5-10 разных собственников за пару-тройку лет. Это явный признак мошенничества. Невысокая цена, множество собственников – это уже очень подозрительно. Я такой участок никогда не куплю. Тем не менее, в прокуратуре предлагают таким пострадавшим альтернативу – идти в суд за компенсацией с иском к продавцам такого участка».

К слову, не меньший резонанс среди наблюдателей вызвало решение президента разрешить властям Ольхонского района построить дорогу на острове, территория которого относится к землям Прибайкальского национального парка. Мы уже писали о просьбе местных жителей, высказанной на прямой линии с президентом в июне этого года, отремонтировать дорогу от паромной переправы до Хужира, административного центра острова. На этой неделе Путин подписал официальное поручение о начале дорожного строительства.

«Боюсь, это исключение для острова окажется троянским конем, который радостно ввезут на Ольхон, – рассуждает эколог Рябцев. – Пока перевозки от Хужира до мыса Хобой, самой северной точки острова, осуществляют местные компании, которые худо-бедно контролируются инспекцией парка. По крайней мере, все они останавливаются на организованных для этого стоянках в пути, водители следят за тем, чтобы туристы не мусорили. Если проложат асфальтированную дорогу, путешествовать по острову смогут все туристы, на собственных авто, останавливаться повсюду, распугивая местную флору и фауну. Думаю, нетронутую природу Ольхона, которой сейчас все так воодушевленно восхищаются, это погубит окончательно. Популяции местных эндемиков, растений и животных, встречающихся только на байкальском острове, исчезнут окончательно. Ведь даже нынешний поток туристов практически выжил с острова орлов, гордость и визитную карточку Ольхона».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.