«ФедералПресс» продолжает аналитический проект «Карта выборов», из которого можно узнать о персоналиях, союзах и коалициях, ресурсах и агитационных новинках, ознакомиться с последними сводками с фронта борьбы за электорат. В этом выпуске мы расскажем, кто и как работает в Пермском крае на явку избирателей. Приятного чтения!
Губернаторских выборов в Прикамье не было долгих семнадцать лет. Поэтому аналитики не считают возможным в своих прогнозах опираться на опыт 2000 года. Когда речь заходит о прогнозах по явке избирателей, за основу для анализа берутся цифры совмещенных избирательных кампаний в Госдуму и краевой парламент. В 2011 году явка в регионе составила 48 %, в 2016 – 35 %. За последние полгода прикамские эксперты и наблюдатели прогнозировали на губернаторские выборы явку в диапазоне от 25 до 50 %, но большинство из них все-таки ориентируется на прошлогодние показатели.
Прогноз экспертов
«По имеющимся данным, о своем точном желании участвовать в голосовании заявили 34 % респондентов. Исходя из наших оценок, вычитаем из них 10 % «лукавящих». Остается 24 %, ниже которой явка не опустится. Что предпринято для ее роста? Это – тотальная реклама самих выборов, которая в этом году «не тонет» в «рассказах Путину правды», «сорняках и вредителях», в рекламе сотен кандидатов и партий. Подключены каналы раскрутки в Вайбере и смс-информирование. Введено голосование не по месту жительства по предварительной заявке, которую можно сделать в МФЦ. Зафиксировано уже свыше 4 тысяч таких заявлений (по состоянию на момент публикации текста этот показатель составлял 9,5 тыс. – прим. ред.). Для сравнения: в 2016 году по открепительным проголосовало около 12 тысяч избирателей. В прошлом году на многих участках членам УИК необходимо было выдать от четырех до шести бюллетеней каждому избирателю, что провоцировало очереди и сушило явку. Сейчас наложения выборов нет, сам процесс голосования будет максимально удобно администрирован. Время работы избирательных участков продлено до 22 часов. Эти и другие усилия, включая админресурс, по моей оценке, могут принести дополнительные 14 % к явке, которая, таким образом, составит порядка 38 %», – считает политконсультант, руководитель ЦИТ Людмила Ознобишина.
«Очевидно, что сегодня в Пермском крае предпринимаются недюжинные усилия для повышения явки на выборы губернатора 10 сентября. 8, 9, 10 сентября для того, чтобы удержать пермяков в городе, анонсированы концерты «звезд» российской эстрады – от хора Турецкого до Олега Газманова. А на участках проголосовавшим избирателям будут выдаваться флаеры, которые потом можно будет обменять на билеты в кино. Конечно, свою роль такие мероприятия наверняка сыграют. Однако помогут ли они достичь явки, например, в 50 %? Пока сильно сомневаюсь. Год назад в выходные, когда проходили выборы в Госдуму и ЗС края, тоже устроили праздник открытия после ремонта набережной Камы с участием Михаила Боярского. Однако это не способствовало росту явки, которая по итогам тех выборов составила около 35 %. Пока я прогнозирую, что на грядущих выборах губернатора явка может быть и выше, но вряд ли сильно превысит 40 %», – уточнил политический консультант, член регионального штаба ОНФ Николай Иванов.
Вместе с тем, высказываются мнения, что интерес к вопросу явки искусственно завышен. Так, руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин уверен, что значение имеют только проценты распределения голосов между кандидатами, а количество проголосовавших избирателей второстепенно, хотя и может быть использовано для различных манипуляций.
«Тема явки слишком фетишизирована. Критики, не имея других поводов, пытаются связать два не связанных друг с другом фактора – конкуренцию и явку. Но не факт, что острая борьба даст прибавку избирателей. В Свердловской области, например, при высокой конкуренции явка была в районе 35 %. Мировая статистика также показывает снижение явки, это нормальная тенденция. Вопросы, наоборот, вызывает слишком низкая или слишком высокая явка. Показатель в 40 % будет оценен как хороший. Кремлю, я думаю, сейчас интереснее не искусственно завышенные показатели, а реальные цифры активности избирателей. Кому выгодна высокая явка? Безусловному фавориту. Хотя я считаю, что всем участникам выборов было бы интересно организовать явку на уровне конкурентных, а не нынешних выборов референдумного типа. Но не надо самому лезть в ловушку, заготовленную критиками, и использовать некорректные приемы повышения явки. Главным показателем все равно останется процент голосов, поданный за кандидатов», – пояснил господин Гагарин.
Партийная работа
Источники в штабе врио губернатора Максима Решетникова подтвердили, что фавориту избирательной гонки выгодна высокая явка.
«Это покажет легитимность его победы, в которой никто не сомневается. Над явкой штаб работает по сетке агитаторов, раздачей газет, проведением встреч ЛОМов (лидеров общественного мнения) с населением в территориях», – уточнил собеседник «ФедералПресс».
Кандидат от КПРФ Ирина Филатова также считает, что ей выгоднее высокая активность избирателей.
«Мы ведем работу в районах через наших партийных активистов. Плюс во всех агитационных печатных материалах, всех телеэфирах и роликах призываем жителей не оставаться пассивными, приходить на выборы, чтобы выразить свою гражданскую позицию, реализовать конституционное право. Для себя считаю выгодной более высокую явку. Ядерный электорат КПРФ обычно проявляет активность, не остается в стороне. Чем выше будет явка, тем больше наш результат», – прокомментировала Ирина Филатова.
Кандидат от «Патриотов России» Андрей Степанов рассказал, что для его команды повышение явки является одним из приоритетных направлений избирательной кампании.
«Мы работаем над явкой. Во время дебатов начинаю и заканчиваю эфир призывами прийти проголосовать, сделать свой выбор. Это задача номер один. Проводим встречи с избирателями – я и партактив – в территориях. На них всегда говорим, что необходимо проявить гражданскую активность. По всем отделениям удалось охватить более тысячи человек, примерно 1100-1150», – уточнил господин Степанов. По мнению наблюдателей, ему на этих выборах отведена роль технического кандидата врио.
Кандидат ЛДПР Олег Постников не согласен с тем, что высокая явка пойдет на пользу фавориту.
«Большая явка всегда играет против фаворита, потому что больше приводит протестный электорат. Но, по всей видимости, не стоит ожидать в Прикамье высокой явки. Главы муниципалитет боятся, что их районы покажут низкий уровень доверия. Как пример, практически не осталось местных СМИ, которые заявились бы на выборы губернатора. Я хотел призвать проголосовать за меня, но, увы, легально через местные СМИ такой возможности нет», – прокомментировал лидер прикамских либерал-демократов.
Кандидат эсеров Владимир Аликин уверен, что высокая явка выгодна всем участникам выборов.
«Высокая явка на этих выборах нужна всем кандидатам без исключения, но для разных целей. Власть гонит людей на избирательные участки в надежде, что они проголосуют за «нужного» кандидата», – пояснил господин Аликин.
«Любим Прикамье»
Весь регион увешан баннерами Максима Решетникова, другие кандидаты активно участвуют в теледебатах, но по охвату аудитории все они значительно уступают крайизбиркому. Комиссия, обкатав ряд идей на сложнейших прошлогодних выборах (одновременно избирались Госдума, краевой парламента и пермская гордума), активно применяет их в этом году и предлагает новые.
Так, в Прикамье прошли уже две волны смс-рассылок. В сообщении говорится «Любим Прикамье – голосуем на выборах 10 сентября. Подробнее – izbrkm.ru». В избирательной комиссии пояснили, что данный формат информирования применяется ими впервые, а еще одну смс жители региона получат в день голосования 10 сентября. Для информирования задействован еще один он-лайн сервис – Вайбер. Это – федеральный проект, который произвел впечатление на местных наблюдателей. Правозащитники и общественные активисты живо обсуждали в соцсетях, насколько законным было появление на их гаджетах сообщения «Не проспи!!! 10 сентября в нашем регионе пройдут выборы губернатора. Прими участие в судьбе своего города и области. Заведи будильник! Марат Башаров позвонит именно тебе и напомнит об этом важном событии».
«Крайизбирком ведет масштабную работу по информированию избирателей, – считает политический обозреватель газеты «Звезда» Евгений Плотников. – Высказываются предположения, что такие объемы вызваны безальтернативностью выборов. Отсюда – попытка привлечь внимание жителей региона биллбордами, плакатами в госорганизациях (ГИБДД, почта, налоговая инспекция, соцзащита, вузы, МФЦ, пенсионный фонд), в лифтах, на остановках общественного транспорта. Конечно, крайизбирком за явку не отвечает, но информированием комиссия занимаются с завидным рвением. Моя любимая радиостанция «Европа-плюс» уже раздражает бесконечными призывами прийти на выборы. Отмечу, что в вопросе информирования явно не хватает вклада кандидатов. Есть только Решетников и в соцсетях Постников. Где остальные – непонятно».
Кино и соцсети
Вопрос повышения явки в Перми решается и через традиционные масс-медиа. По инициативе городских властей на пермских телеканалах транслируется видеоролик с социальной рекламой – напоминанием о значимости первых за семнадцать лет выборов и ответственности за выбор будущего миллионного города.
К делу пропаганды выборов подключились даже общественники. НКО «Российские студенческие отряды» будет раздавать на избирательных участках флаеры тем, кто по возрасту впервые голосует на губернаторских выборах. Таким образом акция охватит возрастной диапазон от 18 до 35 лет. Флаер можно будет в течение месяца обменять на билет в кинотеатр.
Год назад участники избирательных кампаний серьезно обсуждали, сколько еще лет пройдет до того, как интернет и соцсети станут в регионе электорально востребованными. Пока скептически настроенные политтехнологи говорили как минимум о следующем цикле выборов в Госдуму и ЗС, крайизбирком активно расширял свои площадки в соцсетях с прицелом на молодежную аудиторию. Как результат, видеоролики с приглашением на избирательные участки 10 сентября посмотрели уже свыше 200 тыс. человек.
«Весной в удаленных территориях случались казусы, когда руководители местных сеток спрашивали, когда им придет заказ из штаба… Басаргина, – рассказал политтехнолог Дмитрий Логинов. – Но с тех пор ситуация меняется прямо на глазах. Там, где не ступала нога агитатора, прошли члены УИКов с раздаткой. Созданный по инициативе Решетникова ресурс «Управляем вместе» просто перевернул в глубинке представления об интернете. Когда прикамский избирком параллельно запустил мобильное приложение «Мои выборы», это дало мощный синергетический эффект. Кроме того, люди видят рекламу выборов во ВКонтакте, в вузовских соцсетях, на общегородском форуме Терон, на сайтах СМИ, в сервисе 2GIS. Оппозиционные кандидаты совершенно зря проспали этот технологический рывок. Важное уточнение: агитация в электронном информационном пространстве стала серьезно влиять на умы избирателей, но не на муниципальных выборах. Они по старинке делаются непосредственно в поле агитаторами и лично кандидатами».
Фото автора
Выборы пермского губернатора