Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

«Готовы стучать и жаловаться». Чего ждать от нового эксперимента Минздрава

Минздрав готовится к новому эксперименту. На этот раз жителям России предложат высказать свое мнение о качестве работы медицинских организаций. Причем сделать это нужно будет не анонимно, а в собственном кабинете на Едином портале госуслуг. Оправдаются ли ожидания министерства – вопрос открытый, ведь в предложенной форме опроса слишком много подводных камней. Стоит ли тратить бюджетные деньги на эту затею – в материале «ФедералПресс».

Новый эксперимент Минздрава

Проект постановления правительства России о проведении на территории всей страны эксперимента по организации оценки удовлетворенности качеством работы медицинских организаций опубликован на сайте regulation.gov.ru. Его планируют реализовать в рамках приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий». Затягивать с проведением эксперимента министерские чиновники не думают, поэтому старт назначен на 15 ноября этого года. Мониторинг будет длиться и весь следующий год, а к 1 апреля 2019 года Минздрав должен будет проанализировать результаты эксперимента и представить сводный доклад в правительство.

Процедура опросов по поводу удовлетворенности качеством работы врачей, да и вообще медицинских учреждений, казалось бы, уже давно стала стандартной и никого не удивляет: во всех регионах, во всех учреждениях здравоохранения пациентам предлагается заполнить соответствующую анкету. Сделать это можно либо на бланке, либо на официальном сайте регионального ведомства или клиники. Эти опросы, как правило, анонимны. Предложение Минздрава отличается от них тем, что участие в эксперименте будет открытым: мониторинг предлагается вести на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

экспертное мнение
Оксана Красовская
19.09.2017, 12:47

«Карательные меры провоцируют родителей заниматься самолечением»

Этот факт ставит под сомнение саму идею эксперимента, и неясно, как будет обеспечен широкий охват населения. Во-первых, многие россияне не привыкли открыто выражать свое мнение, и воспользоваться возможностью свободно высказаться, очевидно, воспользуются далеко не все. Случаи, когда пациенты открыто выражают свое недовольство, нечасты, но, с другой стороны, таким образом люди добиваются реакции. Показательна ситуация в Мурманской области, жительница которой онкобольная Дарья Старикова во время прямой линии с президентом рассказала Владимиру Путину о недоступности медицинской помощи в Апатитах. Молодая семья из Ростова-на-Дону недавно открыто рассказала о гибели своих трех новорожденных сыновей в местном перинатальном центре. Врачи так и не сказали родителям, что привело к смерти всех малышей. По этому факту ведется следствие.

Во-вторых, участниками эксперимента окажутся, скорее, люди молодого и среднего возраста в силу того, что представители старшего поколения не смогут воспользоваться предоставленной возможностью, так как просто-напросто не имеют компьютеров и, следовательно, не пользуются интернетом и порталом госуслуг. Между тем, по словам генерального директора Института политической социологии Вячеслава Смирнова, «именно старшее поколение чаще посещает врачей и чаще жалуется». При этом эксперт признал, что «граждане всегда готовы стучать и жаловаться».

Кадры снова решают все

На удовлетворенность населения качеством медицинских услуг во многом влияет кадровая составляющая. В отечественном здравоохранении это и есть одна из самых главных проблем. Эксперты Высшей школы экономики еще в апреле этого года выпустили доклад под названием «Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития». Специалисты констатировали, что за последние годы в отечественной медицине произошли положительные сдвиги, но вместе с тем, проблем остается достаточно много: это и лекарственное обеспечение, и износ оборудования, и низкий уровень развития участковой службы в России по сравнению с европейскими странами, дефицит участковых врачей, узких специалистов, а в малых городах и сельской местности кадровая проблема максимально остра. «Насыщение больниц оборудованием и аппаратурой перестает решать проблему качества и доступности медицинской помощи в условиях отсутствия или дефицита квалифицированных кадров. Эффективность использования дорогостоящего медицинского оборудования ниже, чем за рубежом», - делают выводы ученые ВШЭ.

Результаты этих исследований подтверждают в регионах. Так, в Севастополе, согласно сведениям государственного центра занятости с начала 2017 года самыми востребованными являются врачи различной специализации и медицинские работники среднего и младшего звена. По информации регионального департамента здравоохранения, укомплектованность ставками в лечебных учреждениях города составляет 79,88%. Буквально на днях, губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников отчитал директора департамента здравоохранения Антона Бахлыкова за срыв программы привлечения молодых специалистов. В этом году государство выделило 100 млн рублей на привлечение в регион 100 медицинских работников, однако по факту приехало лишь 23 человека.

Карелия нуждается в 470 врачах (при штатной численности 2,5 тысячи человек). Дефицит кадров наблюдается, прежде всего, в первичном звене здравоохранения. В этом году в регион приехало только 14 врачей, а за минувший пятилетний период – 73 специалиста. На кадровый голод в карельской медицине обратил внимание полпред президента в СЗФО Николай Цуканов, по мнению которого «без радикальных изменений (в этой сфере) получить одобрение жителей будет крайне сложно».

В Мурманской области нехватка врачей-специалистов составляет 636 человек. Укомплектованность медицинских организаций врачами, оказывающими амбулаторную помощь населению региона, по данным властей региона, в 2014 – 2016 годах составляла 56-59%. Хотя министр здравоохранения области Валерий Перетрухин называет обеспеченность населения врачами амбулаторно-поликлинических подразделений на протяжении последних лет «относительно стабильной»: в 2014-2016 годах она составляла 20-21 врач на 10 тысяч человек.

На Южном Урале на начало этого года обеспеченность населения врачами составила 33,9 на 10 тысяч населения и средними медицинскими работниками – 89,8.

Проблемы с кадрами есть даже в системе здравоохранения одного из самых богатых регионов – ХМАО, где сейчас трудятся более 8 тысяч врачей, но этого все равно мало.

В Зауралье сложился самый высокий в УрФО дефицит врачей и специалистов среднего звена. На 1 сентября, по данным департамента здравоохранения, в области 392 вакансии специалистов с высшим образованием, причем только в Кургане не хватает более 140 врачей. В Курганской областной психоневрологической больнице, например, готовы принять на работу сразу 6 врачей-психиатров, в районном поселке Мишкино – троих. В Шадринской городской больнице 25 свободных вакансий, в Глядянской ЦРБ не хватает 9 врачей, а в Далматовской ЦРБ – 12. В селе положение еще хуже. Как отметил депутат Курганской областной думы, ректор КГСХА Владимир Левитский, одной из главных проблем, которые называют люди, является работа медицинских учреждений и доступность медицинской помощи. Директор департамента здравоохранения Лариса Кокорина на недавнем совещании у губернатора признала, что нагрузка на действующих врачей превышает нормативную почти в полтора раза, и, если работать по правилам, региону нужно не менее тысячи специалистов.

Мрачная картина рисуется в Еврейской автономной области, глава которой Александр Левинталь еще год назад признал, что такой ситуации нет нигде на Дальнем Востоке, имея в виду полностью уничтоженную экономическую базу, - объемы финансирования здравоохранения в ЕАО постоянно снижаются. Дефицит кадров привел к тому, что центральная районная больница в Теплоозерске сократилась до участковой больницы.

В ходе своих исследований ученые Высшей школы экономики констатировали: доля россиян, считающих, что «профессиональные навыки врачей ниже, чем требуется», растет. «Состояние здравоохранения вызывает усиливающуюся тревогу в российском обществе. По данным социологических исследований, оно оценивается российскими гражданами как одна из трех наиболее острых проблем страны, причем доля граждан, которые считают проблемы здравоохранения наиболее значимыми в масштабах страны, растет в последние годы самыми высокими темпами (увеличение в 2,4 раза за 2016 год)», - говорится в докладе ВШЭ.

Недоступность медицины

Фактор доступности медицинских услуг также серьезно влияет на степень удовлетворенности населения качеством системы здравоохранения. Между тем ситуация не самая радужная, причем, в большей степени, в сельской местности. На этой теме среди других, не менее важных, в сентябре 2015 года на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину» акцентировал внимание и президент Владимир Путин. Он отметил, что слышит от людей «такие печальные шутки, что закрывают очередное учреждение на селе, а из лекарств, как они шутят горько, у нас только чеснок».

Например, в Свердловской области основной этап оптимизации ФАПов закончился несколько лет назад. «Тогда было очень страшно, я каждый год упоминала об этом в докладах, – говорит уполномоченная по правам человека в регионе Татьяна Мерзлякова, добавляя, что сейчас жалобы практически прекратились, но ситуация все равно остается сложной. – Помощь недотягивает до советского варианта».

В Севастополе из-за недобросовестности подрядчика затягивается строительство пяти сельских амбулаторий. Новый исполнитель контракта должен будет ввести объекты в эксплуатацию до 1 декабря этого года.

В Волгоградской области 2014-2016 годы количество медицинских организаций сократилось почти вдвое – с 222 до 134. Реорганизации подверглись в основном однотипные диспансеры (больницы) путем присоединения к головному (клиническому) учреждению, либо – к центральной районной больнице, а медорганизации в сельской местности были объединены с городскими или центральными районными больницами. К концу 2016 года в регионе осталось 686 ФАПов, планируется сокращение примерно 30 пунктов.

В Челябинской области в ходе оптимизации небольшие сельские поликлиники и больницы были объединены с более крупными. Это позволило сэкономить расходы бюджета, но вызвало недовольство населения. При этом общее количество принятых пациентов в области растет. Сейчас в регионе работает 656 фельдшерско-акушерских пункта, 17 фельдшерских и 5 передвижных. Планируется открыть или переоборудовать еще десять ФАПов.

Губернатор Пермского края Максим Решетников считает качество и доступность медицинских услуг для населения темой номер один. В этом году на депрессивной территории Кизеловско-Угольного бассейна (КУБ) была обкатана система оказания медпомощи на местах с привлечением специалистов из краевой столицы. За три месяца врачи «выездной поликлиники» приняли более 2,5 тысяч пациентов. В КУБе построено восемь ФАПов. В ближайшие три года в регионе будет построено 42 ФАПа, 18 поликлиник и больниц.

На Дальнем Востоке позитивнее всего дела обстоят в Приморском крае, где действуют около 350 ФАПов. В Амурской области работают больше 300 ФАПов, в Якутии – свыше 200 фельдшерско-акушерских пунктов. Но этого тоже недостаточно для обеспечения доступности медицинской помощи.

«Это полная профанация»

Мониторинги ситуации в системе здравоохранения регулярно проводятся различными исследовательскими учреждениями – положение известно, да и отношение людей, в целом, тоже. И это один из аргументов, обосновывающих сомнения в целесообразности проведения эксперимента Минздрава и трате бюджетных денег. Причем сомнения идея вызывает даже у самих работников отрасли. Собеседник «ФедералПресс» в Москве, близкий к федеральному министерству, заявил, что «независимая оценка качества – это полная профанация». «У нас много возможностей узнать мнение людей. Но психология человека такова, что он помнит плохое, но забывает хорошее. Люди заполняют анкеты в медицинских учреждениях тогда, когда они получают услугу, не соответствующую их представлениям, когда они считают ее ниже представляемого ими уровня, - объясняет специалист. – Нужно брать во внимание и то, что все люди разные, поэтому из трех пациентов, которым оказана одна и та же услуга, одним и тем же доктором, в одинаковых условиях, один будет недоволен, второго все устроит, третьему будет все равно».

Даже у специалистов пока нет понимания, что планируется получить на «выходе». Вряд ли можно надеяться на введение европейского подхода, где заботятся о так называемом психоэмоциональном сопровождении медицинской услуги. «Пациент должен быть удовлетворен: чтобы его ожидания совпали с той реальностью, в которую он попал. То, что планирует Минздрав, - это не эксперимент. Это возможность выпустить пар, выговориться о каких-то глобальных вещах. Вообще изначально идеи таких мониторингов имели благие намерения: основываясь на мнении пациентов, планировали выстроить рейтинг медицинских учреждений. Но это оценка субъективная, и она не может быть единственно верной», - считает собеседник агентства.

Фото - Николай Хижняк, РИА Новости

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.