Год экологии в России вместе с годом календарным постепенно подходит к концу, однако сами экологические проблемы никуда не делись и по-прежнему являются вызовом для нашей странны. Особенно актуальна данная тема на Юге России, который, хоть и не является самой загрязненной территорией, однако выполняет важнейшую роль продуктовой и рекреационной базы РФ. Об основных экологических проблемах ЮФО, а также о возможных мерах по улучшению ситуации – в материале «ФедералПресс».
Южный акцент
Отметим, что большая часть вопросов в экологии Юга типична и для других регионов России. Так, еще весной на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону большинство проблем со всех регионов ЮФО и СКФО были типологизированы в несколько основных кластеров. Это свалки, загрязнение водных ресурсов, проблемы с переработкой мусора, загрязняющие выбросы со стороны опасных производств, вырубка лесов и «отсутствие зеленых поясов» у населенных центров, проблема санитарно-курортных зон и т.д.
Тем не менее, в каждом из регионов Юга есть свои нюансы и специфические сложности, что обусловлено особенностью ландшафта (преобладание степных и горных зон, а также наличие мощных речных систем и протяженного морского побережья), густонаселенностью данной территории, а также доминированием в экономике таких кластеров как агропромышленный комплекс, туристический сектор и сфера услуг.
Так, для южных регионов типичны следующие проблемы: деградация водных объектов (обмеление, заиливание рек, протоков, исчезновение малых рек, заболачивание, зарастание лиманов и пр.). В Ростовской области – это проблема Дона, в Астраханской и Волгоградской – Волги, в Краснодарском крае и Адыгее – Кубани и Белой, в Калмыкии – Маныча и Кумы. Сюда же можно отнести проблему эрозии берегов (а также размывы в районах населенных пунктов и сельхозугодий). Значительный вред наносят сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.).
Еще одна крупная проблема – антропогенная, и тоже связана с отходами. Это незаконные свалки ТБО, а также переполненные мусором полигоны. Продолжающийся рост населения городов Юга, а также стагнация созданных в советские годы утилизационных предприятий привели к тому, что существующая система переработки отходов оказалась в тупике и грозит обернуться глобальным кризисом. За последние четверть столетия незаконные свалки плотно облепили крупные города. А перерабатывающие мусор мощности по-прежнему находятся в дефиците. Угрозу экологии наносят свалки твердых бытовых отходов, порождающие вредную пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.
В силу развитости на Юге сельского хозяйства здесь развита физическая деградация почв (ветровая, водная эрозия почв и т.д.). Она приводит к сокращению площадей полей и пастбищ, разрушению природной структуры обрабатываемых площадей, общему снижению плодородия почв, засолению, заболачиванию и т.д. Все это ставит под угрозу «кормящий» южные регионы АПК.
Также в ЮФО остро стоит проблема физической деградации экосистем курортных районов (сокращение территорий, загрязнение пляжей, лечебных грязей, минеральных вод). Это, в том числе, связано с ростом турпотока на курорты, который скачкообразно увеличился в последние годы. Кроме того, данная проблема является одной из главных для вошедшего три года назад в состав России крымского полуострова.
Серьезный вред природе наносят выбросы в атмосферу вредных примесей, характерных для районов тепловых станций и других объектов энергетики. Они чреваты возможностью образования кислотных дождей и т.д. В целом проблема с загрязнением воздуха наиболее опасна для немногочисленных крупных промышленных центров (вроде Ростова и Волгограда), а также для мест скопления автотранспорта (Краснодар, Сочи). Сюда же можно отнести и загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающей, деревообрабатывающей, станкостроительной, приборостроительной, фармацевтической, пищевой промышленностью и т.п.).
Серьезным бичом экологии юга является деградация особо важных природных объектов (разрушение природных ландшафтных памятников, национальных парков, исчезновение некоторых видов растений, животных и т.д.). Это связано с активной деятельностью человека по освоению территории, созданию новых поселений и расширению границ старых. Кроме того, значимую угрозу для живого мира представляют вредители из флоры и фауны, занесенные из других стран на нашу территорию. Они могут уничтожать целые природные объекты, как тисо-самшитовые леса. В перечень экологических угроз следует добавить и истощение рыбных запасов, характерное для водоемов Юга.
Отметим, что все эти проблемы тесно связаны с социально-политической обстановкой в этих регионах. С одной стороны, низкий уровень жизни, проблемы законодательства и не развитость экологической культуры являются дополнительными факторами, влияющими на постоянное ухудшение. А с другой стороны, системные экологические проблемы и периодически случающиеся «красные» ситуации являются серьезным раздражителем для населения, подстегивающим протестную активность.
География экологических угроз
«Южный федеральный округ – это большая территория, а регионы, входящие в него, сильно отличаются как по природным условиям, так и по проблемам, – делится заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко. – Так, например, Волгоград является промышленным городом, где одна из основных проблем – загрязнение воздуха. Значительная часть построенных там советских производств работает до сих пор по старым технологиям, ухудшая экологическую ситуацию. Это создает локальные очаги социальной напряженности».
В Астраханской области, по его словам, главной проблемой является дельта Волги, которая сейчас серьезно деградирует. При этом крупнейшая река Европы находится в критическом состоянии. «Это связано с водопользованием. В верховьях понастроили много водохранилищ. И сейчас сток сокращается, нанося непоправимый ущерб уникальной водно-болотной экосистеме дельты Волги, являющейся одним из важнейших пунктов для перелетных птиц. Расположенный там заповедник является уникальным место мирового масштаба», – обращает внимание Шевченко.
По словам эколога, на Дону и Кубани (как и в соседнем Ставропольском крае) существует целый комплекс проблем. И основную выделить сложно. Сюда можно включить загрязнение воздуха в городах из-за колоссального роста личного автотранспорта. Так, 90 % загрязнений воздуха в Краснодаре приходится на него. Решение этой проблемы в столице Кубани лежит в строительстве новых дорог и развязок, выведения из города транзитного транспорта (вызывающего повышенную загазованность во время пробок). Аналогичные проблемы наблюдаются в Ростове и Сочи. Впроче, в последнем городе ситуация чуть улучшилась, когда к Олимпиаде был построен целый комплекс магистралей и обходных путей. «Но в Сочи как была, так и осталась проблема стоков хозбытовых отходов в море. Огромный негативный вклад здесь вносит неподключенный к канализационным сетям частный сектор. Это общая беда для побережья, где возводятся целые кварталы и поселки с гостиницами, сливающими отходы в море. Кстати, остро стоит это проблема и в Краснодаре, являющемся главным загрязнителем Кубани», – акцентирует зам. главы ЭкоВахты.
Как отмечает Дмитрий Шевченко, для Юга, как для России в целом, характерна проблема свалок. «Число свалок растет из-за идущей сейчас реформы с системой утилизации отходов. Там приписаны довольно здравые идеи с приоритетностью в обращении отходов и очередности их утилизации. Но, к сожалению, в Краснодарском крае новые правила не соблюдаются, а попытка в Сочи реализовать программу «Ноль отходов» только ухудшили ситуацию», – делится эколог.
Кроме того, системной и крайне острой для ЮФО проблемой, по словам активиста, является загрязнение и уничтожение морей. В частности, за последние десятилетия пострадало Азовское море, куда за последние десятилетия сократился сток Дона и Кубани. При этом наблюдается не только деградация водной среды, но и разрушение пляжей. «Азовское море некогда было самым рыбным в стране. Там добывалось много пород ценных рыб. Сейчас нужно актуализировать эту проблему», – подчеркивает Дмитрий Шевченко.
«В связи с Годом экологии к нам обращались разные эксперты, мы тесно общались с широким кругом экспертов и общественников, благодаря чему удалось выделить и сформулировать четыре блока проблем, характерных для Дона, – рассказывает координатор проекта «Генеральная уборка» в Ростовской области, член регионального штаба ОНФ Алексей Мирошниченко. – Первая и основная проблема – обращение с отходами; вторая – проблема водных объектов; третья – регулирование численности животных; четвертая – зеленый щит, лесополосы и развитие парков».
По словам эксперта, в прошлом году в регионах РФ была утверждена схема обращения с отходами. Это стратегический документ, на основе которой в ближайшие несколько лет будет строиться работа в данной сфере. Однако уже сегодня данная программа расходится реальностью, добавляет Алексей Мирошниченко. Так, например, по донской программе в области должно быть построено восемь межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК). Однако уже один из них, Неклиновский, построен не будет. Однако именно туда, по плану, должен был свозить свой мусор Таганрог, входящий в лидеры по числу проблемных свалок. «Территориальная схема обращения с отходами на сегодня – сырой документ, не отражающий полностью реальное положение дел. Первый МЭОК должен был быть запущен уже в этом году, однако, этого не произошло. Впрочем, Народный фронт сейчас активно занимается проблемой свалок, реализуя, в частности, проект «Генеральная уборка», – рассказывает член регионального штаба ОНФ.
Что касается проблем с водными ресурсами, то в Ростовской области они сконцентрированы вокруг Дона. Как отмечает Алексей Мирошниченко, это и незаконная застройка береговой линии, и отсутствие на Левом берегу полноценных очистных сооружений (все отходы здесь сливаются в реку). Аналогичная ситуация связана и с рекой Темерник, куда сливаются отходы из-за отсутствия очистных сооружений в Аксае. «К сожалению, это вопрос не решается», – добавляет представитель ОНФ.
Алексей Мирошниченко также уточняет, что несовершенство законодательства в плане обращения с домашними животными создает много проблем при отлове и обращении с одичавшими собаками и кошками в городах Дона. «Но если мы говорим, что в обращении с отходами и животными есть хотя бы несовершенная законодательная база, то по лесополосам, зеленым зонам и паркам у нас крайне мало нормативных документов. Сейчас можно наблюдать ситуацию, когда идет вырубка деревья даже в зеленых зонах. А чиновники и правоохранители разводят руками и говорят, что не знают, что делать», – уточняет экологический активист.
Кроме того, Алексей Мирошниченко отмечает, что создание зеленого щита также испытывает проблемы из-за отсутствия проработанного законодательства, даже несмотря на действие отдельной профильной федеральной программы. «Во время недавних публичных слушаний была инициатива передать контроль над лесополосами лесхозам. К сожалению, приходится фиксировать непонимание данной ситуации со стороны законодательной и исполнительной власти области. Все-таки, есть желание, чтобы власти создали настоящие зеленые щиты вокруг городов, а не занимались непонятным древонасаждением, закрывающим внимание на проблему», – акцентировал Алексей Мирошниченко.
«Кубань с точки зрения экологии – достаточно благополучный регион на фоне остальных», – рассказывает секретарь комитета по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма заксобрания края Андрей Булдин. – У нас отсутствуют крупные промышленные предприятия, которые являются серьезными загрязнителями. При этом экологические проблемы зачастую концентрируются вокруг промышленных городов, как, например, Туапсе и Новороссийск (где действуют крупные промышленные предприятия и крупная перевалка грузов). Есть в регионе химкомбинат в Белореченске, а также нефтехимические производства».
По словам Андрея Булдина большинство экологических проблем носят вялотекущий характер и не несут катастрофическую угрозу жителям Кубани и ее природе. Исключением является распространение вредителей, завезенных извне. «Сейчас в лесах Кубани активно распространяется клоп кружевница дубовая, которая может нанести очень серьезный вред нашим дубравам. Кроме того, практически недавно огневка самшитовая уничтожила тисо-самшитовую рощу. Это новые вызовы глобализация, с которым сталкивается весь мир. Сейчас законодательное собрание вместе с экспертами серьезно работает над выработкой путей решения данной проблемы. На следующий сессии мы готовим обращения по ситуации с кружевницей (в том числе, в федеральные органы власти)», – добавил Андрей Булдин.
Как все решить
«У нас многие проблемы порождены дурацкими советскими практиками, соблюдаемыми до сих пор», – отмечает Дмитрий Шевченко. – В качестве примера упертости властей могу упомянуть рисоводство. Оно крайне убыточно и экологически вредно. Однако у нас его продолжают развивать, несмотря на все негативные издержки. Мы не хотим и не умеем отходить от подобных практик. Еще один важный негативный фактор – коррумпированность чиновников, закрывающих глаза на нарушение закона. То же загрязнение акватории Черного моря порождено пробелами управления и коррупцией. Тут вопрос к чиновникам, почему они не хотят это контролировать и подвергают окружающих опасности».
«В локальных местах с промышленным производством с повышенным или портовой инфраструктурой у нас происходят определенные трения с общественностью, – отмечает Андрей Булдин. – И конечно нужно обращать на это внимание. Понимание точек напряжение у нас есть. С другой стороны, экологическое законодательство у нас ужесточается ежегодно (как, например, в плане переработки отходов). Это, конечно, наводит порядок. И предприятия вынуждены соблюдать законодательство и постоянно модернизироваться. В моем родном Туапсе идет серьезная реконструкция нефтезавода и нефтепереработки. И глобальных проблем 20-летней давности сегодня уже нет».
Депутат законодательного собрания края также выразил мнение, что многие проблемы являются дискуссионными, из-за чего частые протестные акции напрямую или косвенно касаются экологии. Кроме того, трения между населением и властью, по словам Булдина, порождает создание особо охраняемых природных территорий или постановку имеющих на кадастр. Это может вызвать недовольство местных жителей. Однако тут нужно искать компромисс между интересами граждан и сохранением природы (в том числе, используя различные экономических механизмы), отметил парламентарий.
«Считаю, что нужно усиливать ответственность для людей и компаний, наносящих ущерб экологии. Мы знаем случаи, когда компании отделываются копеечными штрафами за масштабные загрязнения окружающей среды (те же самые мусороуборочные псевдопредприниматели). У некоторых даже штрафы заложены в графе бюджета. У нас люди понимают, что могут выбросить мусор и откупиться, а многомилионные затраты будут брать на себя муниципалитеты. Необходимо донести до власти важность изменения в данной ситуации», – подытоживает Алексей Мирошниченко.