Top.Mail.Ru
Общество
Саратовская область
0

«Нам трава приоритетнее?» Общественный транспорт Саратова загибается на пороге перемен

На фоне затяжного кризиса на МУПП «Саратовгорэлектротранс», обострившегося после проигранного иска Россельхозбанка, перспективой которого может оказаться утрата областным центром стратегического предприятия, мэрия «отпускает» тарифы на автобусы. Что происходит с общественным транспортом Саратова и какое его ждет будущее – разбирался «ФедералПресс».

Тарифы на волю

Известие о том, что для саратовских автобусов планируется изменить тарифную политику, не стало полной неожиданностью. Еще в августе занимавший тогда пост главы города Валерий Сараев подписал постановление, из которого было понятно, что мэрия готовит радикальные изменения. В документе под названием «Об установлении шкалы для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «Город Саратов» по нерегулируемым тарифам» были перечислены критерии, которым должны соответствовать перевозчики, претендующие на маршрут с нерегулируемым тарифом: количество ДТП с участием транспорта юрлица, опыт работы, срок эксплуатации и характеристики транспортных средств, оснащенность автоинформаторами, внутрисалонными табло с бегущей строкой, кондиционерами и приспособлениями для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций.

То есть, предполагалось, что право самостоятельно устанавливать стоимость проезда (сейчас этим занимается муниципалитет) получат не все, а лишь те, кто серьезно подготовит подвижной состав. Тем более, что претензиям пассажиров к качеству городских автобусов уже много лет – чиновники периодически собирают журналистов и проводят ревизии: измеряют температуру зимой и летом, общаются с пассажирами, записывают жалобы и на том все заканчивается, значительных изменений как не было, так и нет.

Впрочем, похоже, и на этот раз ждать перемен не приходится. Новый глава Саратова Михаил Исаев подписал постановление о переводе на нерегулируемый тариф 51 саратовский маршрут с 10 декабря этого года и еще 40 – с 11 декабря. Председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта городской администрации Геннадий Свиридов, комментируя переход общественного транспорта на нерегулируемые тарифы, говорит, что на сегодняшний день в реестре маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории города находится 104 рейсовых автобуса, которых и коснется нововведение. Таким образом выходит, что весь подвижной состав города уже соответствует необходимым критериям, а, следовательно, улучшений не требует.

«Они найдут тысячу причин…»

Впрочем, не меньше качества горожан беспокоит перспектива повышения цены за проезд. Дело в том, что сейчас в Саратове цена проезда в городском автобусе одна из самых низких в Поволжье – 17 рублей. К примеру, в соседней Самаре – 25 рублей, в Волгограде – 20, в Пензе – 18, в Нижнем Новгороде вообще 28 рублей. Саратовские перевозчики давно возмущаются низким тарифом и говорят, что экономически обоснованная цена колеблется между 25 и 30 рублями, таким образом, и плату за проезд необходимо приблизить к этой цифре. Саратовцы опасаются, что после того, как цена будет «отпущена», произойдет моментальный скачок.

Именно в этом уверен депутат городской думы от КПРФ Андрей Карасев. «Они найдут тысячу причин для того, чтобы поднять тарифы: цена на бензин выросла, инфляция, цены на запчасти… Не случайно транспортные лоббисты пришли на все уровни представительной власти: Андрей Беликов (гендиректор АО «Автокомбинат-2», крупнейший городской перевозчик Саратова, – прим. «ФедералПресс») в областной думе, Вячеслав Тарасов (заместитель генерального директора АО «Автокомбинат-2») – в городской», – отмечает Карасев. По его словам, транспортный тариф обязан быть под жестким контролем как городских, так и областных властей.

Впрочем, в мэрии пытаются успокоить жителей. «Администрация города, в общем, и комитет дорожного хозяйства, в частности, держат и будут держать на контроле вопросы тарификации. Также контроль за перевозчиками будет осуществляться со стороны Нижневолжского управления Ространснадзора – представители ведомства имеют возможность накладывать административные наказания, которые являются основанием для аннулирования лицензии и лишения права работать на маршруте. В случае неоднократного привлечения перевозчика к ответственности городская администрация обратится в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и объявит конкурс для нового перевозчика», – утверждает в распространенном администрацией заявлении Геннадий Свиридов.

Перевозчики также пытаются убедить жителей в том, что ничего страшного не происходит. Еще в августе гендиректор принадлежащего областному правительству ОАО «Межгородтранс» Михаил Любарский утверждал, что дело больше в платежеспособности населения, чем в административном ограничении. «Да, экономически обоснованный тариф выше, чем установленный сейчас. Но по платежеспособности с Москвой нас смысла сравнивать нет. И это не зависит от того, регулируемый или нерегулируемый тариф», – говорил он.

Внезапных повышений произойти не может, перевозчики обязаны предупреждать о своих планах за 180 дней. Тем не менее, представители оппозиции в саратовской гордуме, по словам Андрея Карасева, намерены поднять вопрос о необходимости отзыва постановления главы города.

Депо – в банк

Городская администрация развязывает руки автоперевозчикам на фоне все больше кажущейся реальностью гибели муниципального электротранспорта. Проигравший суд «Россельхозбанку» МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) может потерять два депо: трамвайное в Заводском районе Саратова и троллейбусное – в Ленинском. В 2013 году МУПП открыло кредитную линию на 86,6 млн рублей, в 2016 – на 12,8 млн рублей. В залог СГЭТ оставило целый список объектов недвижимости, но по долгам не расплачивалось. В июне этого года банк потребовал взыскать задолженность и выиграл. По первому кредиту муниципальное предприятие должно выплатить 87,3 млн рублей – часть основного долга и 1,3 млн рублей – процентов. По второй линии МУПП должен выплатить 866,6 тыс. рублей.

Взыскание обращено на троллейбусное депо на улице Буровой, 1 с восемью зданиями и правом аренды на земельный участок площадью 35,1 тыс. кв. метров, а также на трамвайное депо на улице Усиевича, 7 со служебными помещениями и правом аренды участка площадью 48,3 тыс. кв. метров. Банку может отойти также три тяговых подстанции: на улицах Технической с участком 675 кв. метров, Городской с участком 368 кв. метров и Большой горной с участком 326 кв. метра.

Как считают наблюдатели, потеря недвижимости не столько приводит к гибели предприятия, сколько не позволяет ему развиваться. Так, по крайней мере, уверен активист группы «Трамваи и троллейбусы Саратова» Антон Ерохин. «При существующем выпуске на линию все трамваи и троллейбусы, непосредственно перевозящие пассажиров по всем маршрутам, а также необходимый резерв подвижного состава (10 % от выпуска) могут быть размещены на территории оставшихся депо. Таким образом, по сравнению с сегодняшней ситуацией, большими неудобствами пассажиром это не грозит. Однако, наличие в Саратове только одного трамвайного и одного троллейбусного депо явно недостаточно для существенного увеличения количества подвижного состава на линии хотя бы на уровне десятилетней давности, не говоря уже об открытии новых маршрутов», – отмечает он.

В администрации Саратова таких оценок не дают, но намерены вести переговоры о мировом соглашении с «Россельхозбанком». «Рассматривается вопрос о подаче в арбитраж заявления о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта в рамках графика погашения оставшейся суммы задолженности, предварительно согласованного с «Россельхозбанком». Данные меры позволят исполнить обязательства МУПП «Саратовгорэлектротранс» по кредитным договорам, в рамках исполнения судебного решения не допустить обращения взыскания на заложенное имущество», – говорят в мэрии.

«Предприятие загибается»

Такая позиция исполнительной власти вызвала бурю возмущения депутатов саратовской гордумы на прошедшем в минувший вторник заседании комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле. Негативную реакцию вызвали слова заместителя главы города по экономике Алексея Никитина о том, что мэрия не намерена обжаловать решения суда первой инстанции в то время, как это, казалось бы, наиболее очевидный шаг, как минимум, для того, чтобы отсрочить вступление судебного решения в силу.

Во-первых, Никитин усомнился, что апелляция может быть выиграна, во-вторых, заявил, что администрация готовит график погашения и план реструктуризации долга и «надеется, что после суда найдем положительное решение». «Мы хотели сначала заключить мировое соглашение, но надо делать это через Москву, потому что региональный филиал не наделен таким правом и может заключать мировое соглашение, а реструктуризацию долга и рассрочку провести может», – заявил на заседании комиссии Алексей Никитин.

Депутат Виктор Марков заметил, что ничего не остается, как снова выделять СГЭТ бюджетные деньги. «Мы на никому не нужный стадион «Авангард» направляем 100 млн рублей. В глушь, где он не будет востребован. Может, лучше все же отдать их на спасение СГЭТ? – возмутился депутат. – Нам что, трава приоритетнее? Давайте выделять средства туда, где проблемы первостепенны. Предприятие загибается. Завтра электротранспорт встанет».
Слова депутата Маркова – не пустой звук, основной кредитор «Саратовгорэлектротранса» ООО «Саратовское предприятие городских электросетей» (СПГЭС) уже отключал муниципального перевозчика. В ночь с 15 на 16 июня прошлого года запитанные от СПГЭС трамваи и троллейбусы не вышли на маршруты. На момент отключения долг перед СПГЭС составлял 36,3 млн рублей. Предприятие отключило 15 из 22 подстанций муниципального предприятия. Ущерб граждан, которые были вынуждены в тот день воспользоваться другими видами транспорта, теперь уже бывший глава «Саратовгорэлектротранса» Константин Касьянов оценил в 1 млн рублей.

В этом году СПГЭС решает вопрос иначе – подавая иски о банкротстве. С начала 2017-го их было уже четыре, последний из-за долга в 18,05 млн рублей был подан в сентябре. Опасаясь реального банкротства, МУПП гасит долги. В целом, как было озвучено на гордумской комиссии, долг СГЭТ перед СПГЭС приближается к сотне миллионов рублей и никакие меры «спасения» не помогают.

«Мы два года говорим о валидаторах, к которым нужно прикладывать в салонах карточку, чтобы оплатить проезд. А с места ничего не трогается. Избавимся от кондукторов, касс, введем дифференцированный тариф – днем один, вечером другой, четко будем видеть количество поездок. У нас были самые разные планы по СГЭТ, в концессию его хотели отдать...», – перечисляет депутат гордумы Дмитрий Кудинов.

Кошелек без дна

Пока единственным вариантом отсрочки «гибели предприятия» выглядит выделение дополнительных бюджетных средств. Через два дня после того, как был проигран иск «Россельхазбанка» к СГЭТ глава Саратов Михаил Исаев подписал постановление об увеличении в этом году размера субсидии муниципальному предприятию с 100 млн до 191 млн рублей. Судя по всему, это как раз деньги для погашения кредитов, на которые рассчитывает администрация при заключении мирового соглашения.

Но в городе уверены, что предприятие продолжит тянуть средства и с этим надо что-то делать. По данным kartoteka.ru, убыток в 2016 году составил 126,7 млн рублей, то же было и в 2015 году – 125,6 млн рублей. На 2018 в плане городского бюджета для «Саратовгорэлектротранса» заложено 120 млн рублей – меньше, чем плановый убыток предприятия. На заседании гордумской комиссии прозвучало предложение значительно поднять тариф.

Тут есть смысл вернуться к разговору о нерегулируемых тарифах для автобусов, ведь именно цена билета на муниципальный электротранспорт, по мнению мэрии, должна сдерживать частника. «В любом случае в Саратове по прежним ценам будет осуществлять перевозку электротранспорт, тарифы которого утверждаются депутатами. Троллейбусы и трамваи обеспечивают потребности большого пассажиропотока», – говорит глава транспортного комитета администрации Геннадий Свиридов.

Получается, что без серьезного роста цен на услуги городского транспорта не обойтись. А вот, повысится ли качество перевозки и сохранится ли стратегическое муниципальное предприятие – вопрос открытый.

  

Фото Евгения Поторочина, РИА «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.