Уже в следующем году калмыцкие производители мяса смогут выручить за свою продукцию как минимум на 10 % больше. Причем торги будут проводиться на электронной площадке и основными участниками, уверены республиканские власти, станут покупатели из других регионов. Что понадобится сделать самим мясопроизводителям и как ноу-хау поможет повышению налогооблагаемой базы республики – разобрался «ФедералПресс».
Зачем мясу биржа?
Глава Калмыкии Алексей Орлов на недавней встрече с зампредом правительства Сергеем Бадмаевым и министром сельского хозяйства Баатром Болаевым поручил проработать вопрос по созданию в республике биржи скота. Орлов пояснил, что достиг предварительной договоренности с ПАО «Газпром» о передаче выставочного комплекса на элистинском ипподроме. «Когда у нас появится собственная площадка в собственности, нам будет легче провести соответствующую реконструкцию под требования биржи реализации скота», – заявил глава республики. Он поручил кабмину проработать предложения по реализации проекта до конца года.
Тема возникла не вдруг. Калмыцкий скот – и не только как мясо, но именно как племенное поголовье – закупают многие регионы России. Недавно заключен договор о поставке 500 голов в Якутию. Есть спрос и в ближнем зарубежье – Узбекистан, Туркмения, Иран. Грузия недавно приобрела 350 голов. «Даже Ирак, где есть большая курдская община, хотел бы наладить с нами сотрудничество, но, к сожалению, несоответствие требований ветеринарного законодательства этой страны российским нормам остановили. Такая же коллизия случилась и в случае с Казахстаном», – рассказали в калмыцком минсельхозе.
На том же совещании Алексей Орлов обсуждал с министрами как стимулировать владельцев личных подворий, которые не собираются становиться фермерами, объединялись в рамках сельхозкооперации. Глава региона пояснил, что сотрудничество с корпорацией МСП дает возможность личным подсобных хозяйств (ЛПХ) получить господдержку. «Причем речь идет не об одном десятке миллионов рублей, а, по предварительной договоренности, о больших объемах средств. Но все будет зависеть от скорости принятия решения регионом. Потому необходимо скорейшим образом, уже в начале следующего года запустить в регионе проект по созданию сети потребкооперации», – пояснил Орлов.
Кому и для кого
Сейчас в Калмыкии 31 сельхозкооператив, из них 13 сбытовых, четыре откормочных, а десять – чисто кредитных. Животноводство является традиционной и основной отраслью экономики Калмыкии. Пару лет назад глава республики Алексей Орлов даже заявлял о фактической моноукладности региональной экономики. В последнее время в Калмыкии рассчитывают и на развитие других направлений, особенно туризма, но именно мясное животноводство все равно выглядит самой перспективной статьей дохода.
Так, Столыпинский клуб Бориса Титова заявлял, что возможный мясной кластер в Калмыкии имеет потенциал стать одним из драйверов роста экономики всей страны. Однако с мясной же отраслью и ее господдержкой связаны в Калмыкии и скандалы. В июле этого года были задержаны вице-премьер республики Петр Ланцанов и замминистра сельского хозяйства Эрдни Кектышев, которых заподозрили в мошенничестве с субсидиями животноводству. Сейчас экс-чиновники находятся под следствием.
Однако строительство огромного мясоперерабатывающего комплекса в Кетченеровском районе, который уже несколько раз анонсировали, до сих пор не завершено. Это ставит в своеобразные условия местных производителей – заготовка кормов развита недостаточно и фактически калмыцкое животноводство остается почти таким же, как и сотни лет назад. Это, с одной стороны, его потенциальная сила, ведь категория экологически чистых продуктов все больше востребована не только на мировом, но и на российском рынке. В то же время, такой способ хозяйствования очень ограничен ресурсно. «Поголовье сейчас у нас фактически максимальное, экстенсивно наращивать стадо больше мы не можем», – признался один из высокопоставленных республиканских чиновников. «Превышение норм нагрузки на пастбища приведет просто к опустыниванию», – соглашаются в калмыцком Минсельхозе.
Сегодня в республике около 540 тыс. единиц крупного рогатого скота (в том числе 343 тыс. коров, большинство из которых уникальной калмыцкой породы, по многим показателям не имеющей аналогов). Кроме того, в республике около 3 млн голов овец. По общему поголовью в России республика входит в пятерку, а по племенному – лидирует. В целом, в сравнении с лучшими временами, поголовье КРС в Калмыкии снизилось. А вот в крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ), по данным Росстата, поголовье растет. Например, КРС за год в этой категории хозяйств стало больше на 7,4 %, а овец и коз – на 4,6 %. На 2 % приросло и число лошадей.
Некоторые наблюдатели считают, что в реальности идет не рост поголовья в КФХ, а его «выход из тени». Информированный собеседник в отрасли уверен, что для перелома сознания калмыцких скотовладельцев нужно или много времени или радикальные меры. «Сейчас человек вполне может владеть стадом в несколько сотен голов и оставаться ЛПХ, а иногда еще и получать пособие как безработный, – говорит источник, знакомый с положением дел на рынке. – Даже со всеми строгими нормами ветеринарных служб, реальное поголовье не всегда учитывается корректно».
Как результат, за килограмм в живом весе, причем весьма качественного мяса, в Калмыкии платят по 100–110 рублей. А в некоторые периоды расценки и того меньше. При полноценном внедрении биржи закупочные цены сразу вырастут как минимум на 10 %, рассказал «ФедералПресс» Баатр Болаев. «Да, пока вопрос стоит по помещению, но уже в ближайшем приближении его роль станет не определяющей, – поделился чиновник. – Как мне представляется, это будет интернет-аукцион в онлайн-режиме. Возможно, эти торги реализуем на базе сайта, который уже работает», – пояснил Болаев. По словам чиновника, основными покупателями станут переработчики из соседних регионов.
Биржа будет выгодной и для регионального бюджета – на торги будет запрещен вход ЛПХ, а к фермерам будет усилен контроль. Мелким производителям придется легализоваться через вхождение в те самые кооперативы, которые не только проходят тщательный ветеринарный контроль, но и платят налоги.
Для того, чтобы попасть на биржу мелкие производители должны будут стандартизировать продукцию – аукционы будут проводиться по средним и крупным партиям скота и, чтобы «засунуть» туда несколько своих коров или овец, надо, чтобы они полностью соответствовали не только санитарным и юридическим нормам, но и подходили по возрасту и массе в целом партии.
«На бирже мы будем формировать большие партии скота, аукционы дадут нашим разрозненным товаропроизводителям возможность объединиться и продавать свою продукцию по достойной цене», – заявляет министр.
Эксперты тоже уверены в правильности предлагаемых решений. «Во многих странах мира подобные предприятия успешно работают, – напоминает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. – Официальная продажа скота, где покупатель может быть уверен в легальности производства, в наличии необходимых документов, заметно повышает уровень доверия. А для продавца это гарант реализации выращенного скота. Так как между продавцом и прямым покупателем не будет посредника, то это может увеличить закупочную цену. Прямым покупателям это будет выгоднее, нежели покупать у перекупщиков, которые завышают цены более чем на 30-40 %. Хотелось бы, конечно, чтобы такой инструмент не стал площадкой для развития бизнеса перекупщиков. Чтобы обезопаситься от перекупщиков, на бирже необходимо ввести контроль за профилем организаций».
«Биржа может стать отличным средством к первому шагу для повсеместной легализации хозяйств, которые будут участвовать в торгах. Тем, кто действительно хочет иметь постоянного покупателя, вести торговлю без каких-либо опасений, проще будет зарегистрироваться в официальных органах, чем торговать из-под полы», – заключил аналитик.