Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

О низком тарифе замолвите слово. В новом году меняются правила игры на рынке ЖКХ

Одни из самых острых вопросов, заданных Владимиру Путину на недавней пресс-конференции, касались тарифов в сфере ЖКХ

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства и, в первую очередь, ставший уже привычным рост тарифов волнуют буквально всех – от рядового жителя страны до президента РФ. Сегодня эксперты отрасли горячо обсуждают положительные моменты и слабые стороны новой модели ЖКХ, предусматривающей прямую оплату коммунальных услуг поставщикам ресурсов в обход управляющих компаний. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Одни из самых острых вопросов, заданных Владимиру Путину на недавней пресс-конференции президента России, касались тарифов в сфере ЖКХ. О накопившихся проблемах в данном секторе, включая рост коммунальных тарифов, президент страны высказался однозначно.

«Что касается коммунальных платежей, здесь есть федеральное регулирование. Последние пару лет предельный рост тарифа обозначен в качестве 4 %. Во-первых, он не выдерживается, и в среднем даже рост по коммунальным этим платежам не 4 % составляет, а, по последним данным, я вчера смотрел, 8,8. Это вообще никуда не годится. У нас же есть ограничение – 4. Откуда 8,8 взялось? Но еще хуже вторая составляющая – это так называемые жилищные платежи, это то, за что непосредственно управляющие компании отвечают и регионы, – отметил Владимир Путин. – Там вообще нет никакого регулирования, нет верхнего потолка. Поэтому за эту часть платежи зашкаливают, в среднем сейчас получилось, на данный момент времени, 23 с лишним процента, а местами и месяцами – свыше 30. Вообще никуда не годится. Что нужно сделать? Нужно вводить ограничения, безусловно, так же как по коммунальным платежам, вводить регулирование и по жилищным платежам, и сделать это нужно незамедлительно. Ну а самое главное, конечно, нужно обеспечить в развитии самой системы коммунального хозяйства своевременное строительство новых объектов и капитальный ремонт имеющихся».

Анализ обращений граждан, поступающих ежегодно в центры общественного контроля, еще раз показывает, что ежегодно наибольшее количество обращений касаются начислений платы за коммунальные платежи ежегодно. Причиной этого во многом является непрозрачность платежей и их постоянный рост.

«На мой взгляд, существующая система – когда рост платежей регулируется с федерального уровня и при этом в одно и то же время тарифы растут по всем регионам страны, является неэффективной. Она сама по себе порождает инфляционные ожидания. Не очень понятно, для чего поднимать все и повсеместно, при этом ограничивая рост платежей исходя больше из политических, а не экономических соображений, – отметила в беседе с корреспондентом экспертного канала исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – Ведь только политическими соображениями можно объяснить тенденцию последних лет, когда платежи в Москве растут опережающими темпами, а рост платежей в республиках Северного Кавказа в среднем ниже, чем по стране. Хотя состояние инфраструктуры на Кавказе существенно хуже, чем в Москве и, следовательно, потребности в финансировании гораздо выше. Но, похоже, рост платежей регулируется следующей схемой: кто может платить – тот и платит».

Как считает эксперт отрасли, система тарифообразования в стране требует серьезной перестройки. Гораздо правильнее было бы принимать точечные решения по конкретным предприятиям на региональном уровне, но только после тщательного публичного аудита и в увязке с конкретными результатами по модернизации и повышению качества услуг. При этом совсем необязательно, чтобы такой аудит заканчивался обязательным повышением платежей. В некоторых случаях должно последовать снижение явно завышенных требований ресурсников, в том числе – и за счет устранения посредников, ликвидации излишних мощностей и т.п.

«Рост тарифов можно и нужно разделить на рост жилищных услуг и коммунальных. Рост коммунальных услуг связан с лоббированием олигархов от энергетики и с этим ничего не сделаешь. А с жилищными услугами нужно конечно заниматься. Законодательство это позволяет, но существующее законодательство практически не выполнимо. Дом, например, на 100 квартир, 250 собственников. Практически невозможно провести собрание и принять решение, – рассказал нам председатель правления КОО «Общественный контроль ЖКХ», председатель общественного совета при ГЖИ Челябинской области Иван Камшилов. – Любое решение можно обжаловать в суде. Суд заполнен исками о признании незаконными решений общих собраний. Не помогла даже уголовная ответственность за фальсификацию. Требуется упрощение порядка проведения собрания. Такой проект, по примеру СНТ уже разработан и внесен в Думу. Возможно, поможет изменить ситуацию. Также нужно закладывать дополнительное бюджетной финсирование для социально незащищенных категорий. Тариф на жилищные услуги для бывших общежитий и старых домов нужно срочно повышать, не доводя до аварийного состояния».

 

Тарифный год начинается с 1 июля

Как правило, в проблемах, связанных с подготовкой к осенне-зимнему периоду, часто обвиняют УК и ТСЖ. В первую очередь речь идет о финансовой готовности управляющих компаний. При этом, в соответствии с действующим законодательством, обязанностями ТСЖ и УК являются сезонные осмотры многоквартирных домов, выявление и устранение проблем, подготовка инженерных коммуникаций к отопительному периоду. 

«Поставщик ресурсов выставляет УК счет на 100 рублей. УК выставляет жителям ровно те же 100 рублей. Но оплачивают вовремя только 90 % жителей. Ресурснику без разницы. Он говорит «вы мне мои 100 рублей отдайте, а с должниками сами разбирайтесь». Это приводит к образованию дырок в финансах у всех УК. Почти любая УК сейчас может быть с легкостью обанкрочена ресурсоснабжающими организациями. Я очень надеюсь, что переход на прямые договоры жителей с ресурсниками, о котором в том числе на последней пресс-конференции говорил и Владимир Путин, ситуацию изменит. Деньги пойдут от жителей напрямую к ресурсникам, и УК не будет отвечать за долги неплательщиков, и сможет заниматься улучшением дома и расширением зоны комфорта. Тем, для чего она и создана», – рассказал нам директор екатеринбургской управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин.

Минэкономразвития России предполагает, что по итогам 2017 года будет рекордно низкая инфляция, которая ориентировочно составит 2,6 %. Прогноз ведомства на следующий год равен 4 %. Напомним, что корректировка тарифов ожидается с 1 июля 2018 года.

«Тарифы на коммунальные услуги регулируются государством и на сегодняшний день государство считает, что оптимальным является повышение тарифов раз в год. Что же касается стоимости жилищных услуг то они меняются по решению общего собрания и есть много УК и ТСЖ в которых эту стоимость не поднимают годами, – рассказал нам эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Игорь Кокин. – Нет никаких единых тарифов на жилищные услуги, есть установленные государством тарифы на стоимость коммунальных ресурсов для конкретного производителя. Что же касается УК и ТСЖ, то в соответствии с Жилищным Кодексом РФ стоимость их услуг определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме».

Добавим, что в 2017 году на меры социальной поддержки оплаты услуг ЖКХ государством выделено 360 млрд рублей. Семь лет назад эта цифра была немногим более 11 млрд рублей. Как сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень в интервью газете «Известия», сегодня финансовую поддержку получают порядка 34 млн человек. Субсидии на оплату ЖКУ рассчитаны на граждан, чьи расходы на коммунальные услуги превышают 22 % от среднего дохода семьи. Мень также пообещал, что с 1 января тариф на коммунальные услуги повышен не будет.

«Устанавливается предельный рост индекса совокупного платежа, который не может быть выше инфляции, в 2017 году это 4 % в среднем по стране. Тарифный год начинается с 1 июля – до этого времени точно не стоит ждать повышения», – рассказал Михаил Мень.

 

Зачем нам посредники?

Министерство строительства и ЖКХ России разработало законопроект, предусматривающий прямую оплату ЖКУ поставщикам ресурсов в обход УК, которых Минстрой винит в повышении долгов по ЖКХ в стране до 1,2 трлн рублей.

«Минстрой сам признал, что в этом 1,2 трлн рублей долги управляющих компаний составляют только 600 млрд, но эта цифра ничем не подтверждена. У нас в большом количестве регионов люди давно платят напрямую ресурсникам, но проблему задолженности это никак не снижает, а вот на увеличение тарифов на коммунальные услуги этот законопроект может повлиять самым непосредственным образом, – считает Игорь Кокин. – Простой расчет – 500 тысяч лицевых счетов (средний субъект РФ), стоимость одной квитанции (производство и доставка) – около 10 рублей, получаем 5 млн рублей дополнительных расходов в месяц только по одной коммунальной услуге, 60 млн в год. Вопрос – где ресурсоснабжающие организации возьмут эти деньги?».

По мнению ряда аналитиков данная инициатива полезна лишь в том случае, если поставщики услуги – генерирующие компании смогут обеспечить взыскание задолженности с должников. Как отметил кандидат экономических наук, доцент МФЮА, ответственный редактор международного научно-практического журнала «Маркетинг и логистика» Александр Арский, «разобраться с долгами Минстрою, да и УК, должна помочь прокуратура и Следственный комитет России, так как ясно, что в этом объеме долга, есть, безусловно, криминальная оставляющая (мошенничество, уклонение от оплаты налогов и т.д.) и такие дела рассматриваются, расследуются. Проблемы в сфере ЖКХ есть, были и будут, так как система ЖКХ – динамичная система, живая».

Эксперты убеждены, что для «замораживания» и в позитивной перспективе снижения тарифов сегодня необходима генерация электроэнергии на основе современных технологий, исключение теплопотерь жильцами дома, и нулевая инфляция.

«Переход на прямые договоры может иметь еще один хороший плюс. Ресурсники сейчас могут придти в РЭК, показать, что УК им должны горы денег, и попросить заложить в тариф все эти долги, повысив его. Если же УК из цепочки оплаты будут исключены, и деньги пойдут напрямую ресурсникам, то у ресурсников исчезнет эта возможность повышать тарифы, ссылаясь на нехорошие УК, которые не платят. И жители почувствуют этот плюс на себе, не получив ежегодного огромного роста цен на воду, свет, тепло, – считает Илья Сотонин. – Причина роста тарифов, как мне кажется, в том, что ресурсники закладывают в тарифы недоплаты со стороны УК и жителей, заставляя РЭК идти им на встречу и повышая тарифы. Что, в свою очередь, приводит к росту количества неплательщиков. И все идет по кругу. Замкнутому кругу. Те жители, кто еще может платить и не все деньги тратят на коммуналку, платят за тех, кто уже платить не может. Переход на прямые договоры в какой-то мере может ситуацию улучшить. Ждем. Главное – чтобы этот переход был обязательным, а не по желанию ресурсника».

Напомним, что правительством России в декабре утверждены правила определения тарифов на теплоэнергию, постановление об этом было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Документом регламентируются правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию. Принятые меры ограничивают предельный уровень цены на тепловую энергию для теплоснабжающих компаний. 

Ранее Президент РФ Владимир Путин по итогам ноябрьского совещания по вопросам развития электроэнергетики дал поручение правительству страны ограничить рост тарифов на электроэнергию уровнем инфляции, сообщил официальный сайт Кремля. Кроме того, глава государства поручил кабинету министров разработать механизмы привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации теплоэнергии.

Сюжет по этой теме
18 декабря 2017, 16:11

Новогодние сюжеты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.