Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Башкортостан
0

Не выдержать и схлопнуться. Волна банкротств накрыла Башкирию

По итогам 2017 года Республика Башкортостан вошла в тройку лидеров среди регионов России по росту числа банкротств предприятий. Если в среднем по стране в прошлом году их количество выросло на 7,7 %, то в Башкортостане – сразу на 20 %. По прогнозам экспертов, в первой половине 2018 года волна банкротств в республике продолжится, а ее спад будет напрямую зависеть от скорости выхода российской экономики в целом из рецессии. Чем вызван рост числа банкротств и чем он может грозить региональной экономике, выяснял «Федерал Пресс».

Анализ данных портала «Федресурс» свидетельствует о том, что количество банкротств в Башкортостане стабильно растет последние три года. Так, если в 2015 году республика была на 14 месте среди субъектов РФ по росту количества банкротств, в 2016 году она поднялась уже на десятую позицию, а в прошлом году вообще вошла в тройку лидеров по росту количества организаций-банкротов наряду с Татарстаном и Москвой. За прошедший год в республике было зарегистрировано 340 банкротств, в стране в целом за тот же период – 13 тыс. 577 несостоятельных компаний.

В свою очередь портал banki.ru сообщает, что количество банкротств в 2017 году росло во всех отраслях, но самая неблагополучная ситуация складывалась в машиностроении, строительстве и сфере услуг.

В Башкирии 2017 год начался с ряда громких банкротных процессов. Так, на грани разорения оказался запущенный лишь в 2012 году проект строительства завода по переработке металлолома и производству металлопроката «Ишсталь». В 2015 году этот совместный башкирско-китайский завод даже вошел в перечень приоритетных инвестиционных проектов республики. Сейчас же арбитражный суд рассматривает требования кредиторов на общую сумму в 12 млн рублей – в общем-то небольшие деньги для амбициозного промышленного проекта.

Также продолжается процесс по иску «Бинбанка» к республиканской сети супермаркетов «Матрица». Ритейлер задолжал федеральному банку 445 млн рублей. В залоге у кредитной организации находится имущество сети на сумму 700 млн рублей.

В январе 2018 года должна решиться и судьба ООО «Башкирский птицеводческий комплекс имени Гафури» – крупного сельхозпредприятия, которое специализируется на производстве мяса индейки. Компанию банкротят за долги по налогам.

Эффект домино

Как рассказал руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин, в 2017 году продолжились так называемые корпоративные банкротства, когда несостоятельность одного крупного игрока тянула за собой обвал целого кластера предприятий вокруг него.

«С чем это могло быть связано? На самом деле могут быть и внешние, и внутренние факторы, – рассуждает Алексей Юхнин. – К числу внешних факторов можно отнести изменение стратегии, тактики налогового органа, который более активно проводит налоговые проверки и индивидуальные доначисления налогов. Могут быть и, так скажем, корпоративные факторы, когда банкротится одна какая-то крупная компания или банк, в результате срабатывает эффект домино, когда партнеры этой компании тоже начинают входить в банкротство».

По данным Арбитражного суда Республики Башкортостан, в 2017 году рассматривались 684 дела о банкротстве. Это ровно половина всех завершенных за год банкротств. Часть дел перешла на 2018 год, поскольку в среднем процессы о несостоятельности длятся по полгода.

По мнению исполнительного директор башкирского регионального отделения «Опоры России» Тимура Лукманова, резкий рост числа банкротств говорит о неблагоприятной макроэкономической ситуации в республике и стране в целом: «Многие компании, которые работают с крупняками – с тем же «Газпромом» – у них пошли большие отсрочки платежей. Соответственно, предприятия не выдерживают и схлопываются. То же самое с торговыми сетями: идет падение розничной торговли, начались отсрочки платежей поставщикам. Опять кто-то не выдерживает. То есть, мы видим снижение общего уровня экономики. Это как снижение уровня воды в реке – некоторым рыбам воды уже не хватает».

По словам Лукманова, на общую статистику могли повлиять и массовые блокировки счетов предприятий банками по подозрению в отмывании денег и других сомнительных сделках. В прошлом году с этим столкнулись не менее полумиллиона российских предпринимателей. «Если на каком-то этапе цепочки компаний A-B-C-D-E одна компания попадает под блокировку счета, всю цепочку банки также блокируют. То есть, если в компании E выявили схемы обналичивания денег, то счета блокируются у всех партнеров E, потому всех их считают одной цепочкой обналичивания денег. И эта история тоже влияет на статистику по банкротствам», – говорит эксперт.

Лазейка для очистки от долгов

Любое банкротство связано с долгами. От несостоятельности одного предприятия могут пострадать десятки других компаний – кредиторов банкрота. А это отрицательно сказывается на деловой атмосфере региона в целом. По данным Heritage Group, в прошлом году по стране в производстве находились требования кредиторов на 3,5 трлн рублей. Из них было удовлетворено лишь 2,2 млрд. Разница с заявленным объемом – полторы тысячи раз. По завершенным делам статистика чуть лучше: заявлено требований на 1,865 трлн рублей, а получили кредиторы в 18 раз меньше – 103 млрд рублей.

Управляющий директор Heritage Group Ольга Кириллова считает, что многие предприниматели пользовались процедурой банкротства как способом списать долги: «Очевидной первопричиной этой ситуации является продолжающееся снижение покупательской способности граждан. Из нее вытекает сужение рынков, а вот привлекательность схемы очищения бизнеса от долгов через банкротство растет». «Бизнес, по той или иной причине не обладающий финансовой «подушкой безопасности», часто вынужден был банкротиться, – соглашается Ольга Кириллова. – Но возможность оставить долги на старом юридическом лице, а активы перевести на новое, привлекает к процедуре и мошенников. А вслед за крупными компаниями несостоятельными признаются и их партнеры, предоставившие, например, отсрочку платежа. Выживают, как правило, самые осторожные».

Правда, законодатель уже закрыл эту лазейку. Во второй половине 2017 года был принят, а с сентября вступил в силу пакет поправок в закон о банкротстве, который ужесточает субсидиарную ответственность владельцев бизнеса. Теперь, например, номинальный директор банкротящегося предприятия может пойти на «сделку с судом» и указать на реального бенефициара компании, избежав таким образом ответственности.

«Кроме того, существенную мотивацию получают конкурсные управляющие: теперь, взыскав с должника средства в пользу кредиторов, они могут получить до 10 % взысканной суммы. Прикрывать мошенника уже не так выгодно. Все эти новшества дают надежду, что в наступившем году мы сможем более эффективно взыскивать кредиторскую задолженность, особенно это касается намеренных банкротств, а это поможет вернуть активы в рыночный оборот», – говорит Ольга Кириллова.

«Юридическая лазейка, которая была, она уже закрылась. Сейчас ответственность перевели на учредителей. Допустим, если человек намеренно обанкротил одну фирму, чтобы повесить на нее долги и уйти в другую фирму, то ему будет трудно влиться в экономическую жизнь. Теперь лучше сохранить старое предприятие, чем создавать новое», – считает Тимур Лукманов.

Банкротятся, значит работают

Большое количество банкротств может также свидетельствовать о высоком уровне деловой активности в регионе, считает профессор Башкирского государственного университета, доктор экономических наук Ильдар Зулькарнай: «Это как в той песне: «Если у вас нет жены, то вам ее не потерять». У нас достаточно богатый регион с высокой деловой активностью. Значит, у нас есть, что терять. Возьмите регионы средней полосы России: дотационная экономика, депрессивная бизнес-среда, нет активности. У них и с банкротствами более «благоприятная» статистика. Предприятия банкротятся – это естественный процесс. Значит, бизнес работает».

«Ситуация не критичная. Я считаю, что это общая тенденция развитых регионов, если мы говорим о Москве, Казани и Уфе. Я думаю, что это временная ситуация и к следующему году эти показатели будут существенно ниже. – считает экономист Константин Кузьминых. – Допустим, сегодня люди держат предприятие, но отдают отчеты с нулевыми балансами. И в данный момент люди начали зачищать такие предприятия, потому что настало время, когда могут еще и спросить за бездействие».

Большинство экспертов при этом сходятся во мнении, что в первой половине 2018 года волна банкротств в Башкортостане продолжится. В частности, будут завершены процессы, начатые в 2017 году. По мнению Константина Кузьминых, число банкротств в Башкортостане пойдет на спад в силу выхода российской экономики из рецессии, а также закрытия «лазейки», которая до 2017 года позволяла путем несостоятельности избавляться от долговых активов. В целом эта тенденция поможет зачистить поле от слабых и неконкурентоспособных компаний и оздоровить экономику, несмотря на то, что в отдельных секторах возникнет временный спад.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.