На этой неделе СМИ появилась публикации с громкими заголовками по поводу идеи депутата Госдумы Ирины Гусевой о смягчении наказаний за некоторые преступлений коррупционной направленности. «ФедералПресс» разобрался в этой инициативе, а также проанализировал нормотворческую работу всех семи депутатов Госдумы от региона за прошлый год. Почему одни парламентарии активны только по своему профилю, а другие фактически не разрабатывают законопроектов? Действительно ли волгоградцы оторвались от региона и почему их инициативы не интересны даже политологам? Что и как часто предлагают депутаты от Волгоградской области – в нашем обзоре.
На этой неделе СМИ появилась публикации с громкими заголовками по поводу идеи депутата Госдумы Ирины Гусевой о смягчении наказаний за некоторые преступлений коррупционной направленности. «ФедералПресс» разобрался в этой инициативе, а также проанализировал нормотворческую работу всех семи депутатов Госдумы от региона за прошлый год.
Почему одни парламентарии активны только по своему профилю, а другие фактически не разрабатывают законопроектов? Действительно ли волгоградцы оторвались от региона и почему их инициативы не интересны даже политологам? Что и как часто предлагают депутаты от Волгоградской области – в нашем обзоре.
«В Госдуме призвали не сажать за коррупцию» – такие заголовки появились в прессе после того как на портале правовой информации опубликован текст проекта изменений в УК. Бурную реакцию вызвало предложение изменить виды наказаний за некоторые преступления коррупционной направленности. Арест и лишение свободы во многих случаях можно заменить на принудительные работы, считает автор проекта первый зампред комитета по бюджету и налогам, экс-глава Волгограда Ирина Гусева.
Она предлагает прописать поправки в статьи УК «получение взятки», «служебный подлог», «коммерческий подкуп» и «мошенничество в сфере компьютерной информации». В пояснительной записке к документу отмечено, что принятие таких изменений приведет к «восстановлению социальной справедливости в глазах общества, а также окажет положительное влияние с точки зрения воспитательной функции и профилактики правонарушений».
Законодательница мод
Выяснилось, что предложенный документ еще не законопроект – это инициатива, которой предстоит пройти сперва рассмотрение на экспертном совете, потом фильтр думского руководства, правового управления и лишь затем сможет быть рассмотрен хотя бы комитетом.
Сама Гусева пояснила «ФедералПресс», что речь идет исключительно о незначительных правонарушениях.
«Например, взятка в 3-5 тысяч рублей или случаи, когда человек стал через Интернет посредником, я подчеркиваю, посредником, в каких-то мошеннических операциях, причем, это не связана с тяжелыми преступлениями – то, я считаю, что эти люди не должны сидеть на шеях у налогоплательщиков», – пояснила Ирина Гусева.
«Это здоровые люди, которые могут и себя содержать и быть полезны обществу. На принудительных работах они могут быть востребованы там, где это особенно нужно – в городской среде, в госпиталях и так далее. Разумеется, в случаях как сегодня, когда суд признал, что Белых (экс-губернатор Кировской области) виновен в крупной взятке, преступник должен сидеть. Это не обсуждается», – пояснила депутат.
Собственно, в том, что подобный документ создала Ирина Гусева, нет ничего удивительного. Она является однозначно самым активным волгоградским депутатом Госдумы. Избранная по Заволжскому (Тракторозаводский район Волгоград и 6 заволжских районов Волгоградской области) одномандатному округу Гусева в федеральном парламенте работает уже второй строк. Начинала он в комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, где была зампредом, однако в сентябре 2017-го перешла в комитет по бюджету в качестве первого зампреда комитета.
В прошлом году Гусева утвердилась и в статусе самого активного волгоградского законодателя – на ее счету 37 внесенных проектов, почти половина уже приняты, остальные остаются на рассмотрении. В их числе – поправки в бюджетный и налоговый кодекс, несколько проектов по разграничению полномочий между госвластью и местным самоуправлением.
Парламентарий не только подписывалась под нормами о дополнительной помощи перекредитованным регионам, именно она же активно требовала разработки таких решений о федеральной помощи. В большинстве случаев Гусева не является единоличным автором законопроектов, а выступает в сравнительно небольшой группе авторов.
Кто про что
Второй результат по активности у бывшей коллеги Гусевой по волгоградской областной думе, кандидата медицинских наук, а сейчас члена комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Татьяны Цыбизовой. Она внесла 30 проектов, но стали законами из них пока лишь четыре, остальные еще находятся на разных стадиях рассмотрения.
Среди них изменения в Жилищный кодекс (например, в части организации обслуживания газовогооборудования в многоквартирном доме) , а также коррективы в закон об опеке и попечительстве (депутат с группой коллег предлагает упростить процедуру предоставления опекунами отчета о расходовании средств) . Цыбизова также отметилась в числе авторов проектов по помощи обманутым дольщикам. В этом она выступила коллегой все той же Ирины Гусевой.
Приличный результат и такая же ярко выраженная отраслевая направленность у законотворческой деятельности самого опытного волгоградского парламентария Владимира Плотникова. Первый заместитель председателя комитета по аграрным вопросам внес 19 проектов, причем в части их судьбы ситуация весьма любопытная.
Только 7 из них уже получили статус закона. Причем поправки в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части дополнения круга лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях (в документе опять в числе авторов Ирина Гусева) не приняты быть просто не могли. Но некоторые документы Плотникова ожидала противоположенная судьба. Например, вдвоем с депутатом Надеждой Герасимовой Плотников предлагал изменения в Земельный кодекс РФ и КОАП. В ноябре 2017 Госдума проект отклонила.
Подобное случалось с депутатом Плотнкиовым и прежде. Так в прошлом созыве Госдумы он с небольшой группой коллег предлагал коррективы в Налоговый кодекс, а также в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве. В обоих случаях было принято решение «вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции РФ и Регламента Госдумы».
К слову, в целом нижняя палата Федерального собрания внесла в 2017 году 1210 проектов, 1079 из них дошло до рассмотрения, 514 приняты в виде законов.
Чуть больше Носова и Москвичева смогла сгенерировать Анна Кувычко, которая с ноября прошлого года стала буквально всемирно известна. Впрочем, не законотворчеством, а своим спорным видео-клипом с детьми с песней, посвященной международной обстановкой и Владимиру Путину. Кувычко подала всего 6 законотворческих инициатив, став, в том числе, соавтором нескольких интересных проектов. Они, впрочем, пока не приняты. Это, например, внесение изменений в ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», а также внесение изменений в закон о госзакупках.
Впрочем, из состава трехсторонней комиссии Федерального Собрания по вопросам межбюджетных отношений Носов в минувшем году был выведен, как, кстати, и Владимир Плотников. Единственным представителем региона в комиссии осталась Ирина Гусева.
Единственный волгоградский, впрочем, условно, поскольку он появился в регионе только фактически в период предвыборной кампании 2016 года, председатель думского комитета Евгений Москвичев активностью никак не блещет. Глава комитета по строительству и транспорту инициировал всего пять проектов.
Евгений Москвичев, вносил изменения в КОАП в части усиления административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, а также стал соавтором резонансных изменений Гражданского кодекса по ограничению полетов для авиа-хулиганов.
Столько же – 5 проектов, причем все в составе групп – у думского новобранца, бывшего главы Еланского района Волгоградской области Александра Носова. В этом случае показатель также весьма скромный, если учитывать, что Носов трудится в комитете по бюджету, через который проходит много документов. Существенно более результативным можно признать результат Нины Черняевой, которая также как и Кувычко и Носов избрана в федеральный парламент впервые.
Она внесла 13 законопроектов, 7 из них уже приняты. Это, в тмо числе, изменения в ТК о предельном возрасте руководителей государственных и муниципальных медучреждений, а также стала одним из основных разработчиков нашумевшего закона о защите медработников от агрессии пациентов.
Не интересно
В Волгограде федеральные инициативы своих парламентариев обсуждают крайней редко. Даже профессиональные политические наблюдатели признаются, что не следят за ними. При этом инициатив, прямо затрагивающих регион, за исключением бюджетных проблем и ситуации с обманутыми дольщиками, также не ждут.
В отличие от, например, соседней Астрахаснкой области, где по ситуации с возможным изменением режимов Волжской ГЭС высказались все депутаты. Кстати, из разных партий, в то время как все волгоградские парламентарии единороссы.
Руководитель проекта Politrus.com политолог Виталий Арьков отмечает: «для них регион это вторично. Они действуют уже, можно сказать, в интересах всей России. Надо отдать должное Вячеславу Володину, который смог ввести жесткую дисциплину, в том числе с региональной неделей, хотя бы так не отрываются от корней».
Арьков также уточнил: «за редким исключением депутаты не являются инициатором законов. Либо спускается из кабмина официально, либо поручения идут негласные и центр принятия законотворческих решений у нас не в дума и даже не в правительстве». Политолог также отметил Нину Черняеву, которая, по его мнению, активно работает «о передаче нужд избирателей». «Она часто встречаемся с представителями Минздрава, это такая работа не на пиар, но важная», – заметил Арьков.
Заместитель директора Института региональных исследований ЮФО по научной работе Александр Сайгин считает, что не всегда количество проектов является главным мерилом.
«Вспомните как Олег Леонидович Михеев (экс-депутат от «Справедливой России») мог десятки проектов в неделю предлагать, совершенно несуразных. Я, конечно, рад, что тот же Владимир Николаевич Плотников может столько времени уделять законотворческой работе, но почему-то жители его не видят».
«Да и в медиа-поле Волгоградской области самого Плотникова незаметно, даже в сравнении с тем же Володиным, который избирался от четырех регионов, – отмечает Сайгин, – Либо у Плотникова нет отвечающего за работу со СМИ помощника и он путешествует по полям Волгоградчины неузнанным как Гарну-аль-Рашид. Либо он просто решил сконцентрироваться на законотворчестве, точнее, грубо говоря, занялся лоббизмом определенных структур».
При этом Сайгин также отмечает, что депутаты зачастую «сами не понимают», какие инициативы они вносят. Но он считает, что такое положение вещей постепенно меняется.