Власти Ленобласти хотят создать реестр недобросовестных застройщиков, которые не смогут работать в регионе. Чиновники надеются так образом свести к минимуму число обманутых дольщиков и некачественного жилья. Если идею поддержат на федеральном уровне, вошедшие в аналогичный общероссийский список девелоперы не смогут строить и в других регионах. Приведут ли планы к желаемым результатам, читайте в материале «ФедералПресс».
«Волчий билет» и эволюция
На прошлой неделе губернатор официально представил нового главного архитектора региона Вячеслава Шибаева (ранее возглавлял комитет Госстройнадзора). «К изменениям надо относиться спокойно. Вы знаете, что мое любимое слово – эволюционировать. Оно подразумевает движение», – сказал Александр Дрозденко, представляя его, на заседании правительства.
Продолжая эволюцию, областные власти решили сделать шаг, который, по их мнению, послужит всей России – составить общероссийский реестр недобросовестных застройщиков, чтобы компании, не оправдавшие ожидания дольщиков в одном регионе, не начинали проекты в другом. Обсуждение этой инициативы продолжилось в кулуарах, где к тому же прозвучала идея о сокращении объемов строительства, по крайней мере, в приграничных с Петербургом районах.
«Думаю, нет ничего плохого в объемах стройки и высоких темпах строительства, – считает кандидат экономических наук, автор ряда изданий по управлению управления ЖКХ Всеволод Огарев. – Другое дело – ответственность тех, кто за это берется. Тем не менее, осторожно отношусь к предложению областного правительства выдать «волчьи билеты» недобросовестным застройщикам. Только с одной стороны – это благо, потому что есть ситуации, при которых застройщик объективно испытывал временные финансовые трудности, а неблагонадежным его объявят на всю страну».
По его словам, еще вопрос: есть ли вообще толк в составлении таких реестров. Действительно, «черные списки» в ходу не первый год. Известен реестр проблемных новостроек, созданный по инициативе обществе потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти, информация о неблагонадежных застройщиках размещена на Всероссийском сайте дольщиков. Активно распространяются и списки проблемных объектов в социальных сетях, но часто на них никто не обращают внимания, тем более в других регионах.
Разгребаем ошибки прошлого
Между тем, уточнения нормативной базы предлагаются и «наверху». С 23 февраля, начали действовать новые правила определения статуса «обманутый дольщик». По новому приказу Минстроя, на него могут претендовать люди, пострадавшие от двойных продаж квадратных метров, за которые они честно заплатили. Кроме того, с девяти до шести месяцев сокращается срок признания строительного объекта проблемным.
«При участии чиновников и законодателей разгребаем сегодня ошибки десятилетней давности, когда на территории региона только начиналась застройка новых кварталов, вплотную примыкающих к Петербургу, и застройщики хитрили: планировали многоэтажные комплексы, причем брали в расчет сельские градостроительные нормы, – напоминает глава администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Андрей Низовский. – Отсюда завышенные подчас объемы и страдающее качество жилья. Но ситуация понемногу исправляется – строятся недостающие объекты инфраструктуры, уточняются дорожные, транспортные схемы. Губернатор заявляет о необходимости ужесточить ответственность застройщиков за несданные вовремя объекты, вплоть до уголовной».
На парламентских слушаниях на прошлой неделе Дрозденко заявил: «Необходимо повышать долю административной и уголовной ответственности за обман в долевом строительстве. Застройщик должен понимать, что он, собрав деньги с людей и бросив стройку, не отделается только испугом и условным наказанием, а получит реальный тюремный срок и конфискацию не только своего имущества, но и имущества близких членов семьи».
Несмотря на стремление областной власти ужесточать и карать, ситуация остается сложной: наиболее очевидны проблемы в примыкающем к Невскому району Петербурга – Всеволожском. В одном только ЖК «Силы природы» численность пострадавших участников долевого строительства превышает две тысячи человек.
То крыша течет, то облицовка сыпется
Вместе с тем, тема затягиваемого по срокам и некачественного строительства не ограничивается тяготами пострадавших дольщиков. Напрямую коснулась она в ряде случаев и участников программы переселения областных жителей из аварийного жилья 2013 – 2017 годов, завершившейся минувшей осенью. Тогда, комментируя ход программы, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень напомнил: «Люди ждали новые квартиры десятилетиями, и подвести их никак нельзя. Но подчеркну, при вводе жилья мы призываем регионы внимательно следить за качеством».
По данным областных властей, программа переселения из аварийного жилья в 2019 году будет на 40% больше прошлой, в рамках которой из более 920 аварийных домов переселили более 12 тысяч человек. Было построено 139 многоквартирных домов. К концу января 2018 года были признаны ветхими и аварийными около 1,1 тысяч домов Ленобласти, в которых живет более 17 тысяч человек.
«Власти стремились как можно скорей переселить людей из «падающих» домов, и нередко случалось, что отправляли их в недостроенные коробки, а потом также наспех исправляли «косяки». Так было в прошлом году с домом в Любани, построенном для переселяемых из аварийки, и уже после сдачи обнаружились разные недоделки, которые также спешно ликвидировали, – писала в соцсети жительница Любани Марина Комова.
Как объясняют эксперты, система госзаказа устроена таким образом, что серьезного, но дорогостоящего застройщика на выполнение «аварийного» контракта не позовешь (могут потом обвинить в перерасходе средств), а дешевые после победы в конкурсе нередко начинают халтурить. «Например, при исполнении такого контракта в Любани кровлю в доме клали без утеплителя, прямиком на стропила – спешили, – впоминает независимый эксперт Всеволод Огарев. – Стремление ответственных за выполнение программы поспеть к сроку и вовремя отчитаться понятно, но причем здесь люди, которым придется жить в наспех сколоченных «коробах»?» Эксперт напомнил, что губернатор недавно эмоционально отреагировал на увиденное в одном из домов для жильцов аварийного фонда на улице Вокзальной в Тихвине: «Какой-то домик Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, извините за такое грубое сравнение!»
«Я бы не спешила винить исключительно застройщиков, – отмечает депутат петербургского Заксобрания Анастасия Мельникова. – Независимо от того, в каком регионе случаются нарушения, за территориальное планирование и качество строящегося жилья, в равной мере несут ответственность не только застройщики, которых могут внести в «черный список», но и чиновники, на чьей совести согласование проектов». Будут ли областные власти выдавать «черной метки» и чиновникам, разрешающим сомнительные стройки, пока не очень понятно.