Top.Mail.Ru
Политика
ЮФО
0

Избирательная пассивность. Чем на Юге запомнились президентские кампании кандидатов

До выборов президента России остались считанные дни. Но граждане в этот раз пойдут к урнам для голосования со смешанными чувствами. Нынешняя предвыборная гонка оказалась самой тихой и невнятной кампанией в стране за всю постсоветскую историю. И если действующий президент уже традиционно ведет борьбу за голоса, не уходя с президентской должности, то «скромность», «осторожность» и «умеренность» его конкурентов – для страны в новинку. Особенно выпукло данная ситуация смотрится в ЮФО. О странностях нынешнего электорального процесса и его южных нюансах читайте в материале «ФедералПресс».

Гарантированная стабильность

Фрагментарное участие действующего президента в политической борьбе – это политическая традиция, сложившаяся в нашей стране с нулевых годов. Претендующий на продление полномочий действующий глава государства в силу устоявшихся за долгие годы обычаев не участвует в политических дебатах с другими оппонентами, не устраивает насыщенного предвыборного туРусское национальное единство *запрещены в РФ">рне, не становится частым гостем СМИ в качестве кандидата.

Все это не нужно ему в силу исполнения главой государства своих полномочий. Граждане привыкли воспринимать государственную деятельность действующего президента как политическую программу и не ждут от него какой-то дополнительной активности. Ведь президент уже в силу своей государственной, политической и общественной активности и так является частым персонажем статей и телепередач. А озвученные им стратегические планы (как, например, недавнее послание Федеральному собранию) сейчас воспринимаются экспертами и обществом как предвыборная программа.

Впрочем, обвинить главу государства в предвыборной пассивности тоже трудно. Так, недавняя массовая акция в Лужниках продемонстрировала не только желание президента активно общаться с его потенциальными избирателями, но и массовость мероприятия, на котором выступает Владимир Путин. В регионах (которые, кстати, президент часто посещает по работе) активно действуют предвыборные штабы кандидата, во главе которых стоят известные общественники. Здесь ведется сбор наказов президенту, проводятся агитационные мероприятия. Организуются встречи.

Так, в Краснодарском штабе Путина в феврале прошла встреча волонтеров с чемпионом ММА по смешанным единоборствам Александром Шлеменко. Ростовская область вышла в лидеры по активности волонтеров штаба Путина. Уже в середине февраля их число превысило 2 тысячи человек. А региональный штаб Владимира Путина организовал здесь встречи с избирателями его доверенных лиц – Льва Лещенко, Сергея Безрукова и военного журналиста Виктора Баранца.

А в центре Симферополя крымско-татарская молодежь в середине февраля устроила флешмоб в поддержку президента России. Молодые люди в центре столицы Крыма выстроились в виде фразы «Путин вперед» на крымско-татарском языке. Предвыборный оттенок можно увидеть и в митинге-концерте, посвященном четвертой годовщине воссоединения России и Крыма, который прошел в минувшую среду в Севастополе. Кстати, митинг с участием Путина посетили в три раза больше человек, чем ожидалось.

На Юге все спокойно

Примечательно, что в отличие от предыдущих лет оппозиционные кандидаты не особо жалуют регионы ЮФО. Нет в этот раз ни массовых митингов на площадях южных городов, ни активного присутствия в прессе, ни накала политических дискуссий с участием представителей выдвиженцев в президенты.

Хорошо, если кандидат один раз за кампанию посетит местные регионы, его агитационная продукция развешана в городах, а сторонники ходят на дебаты на местные ТВ-каналы (здесь представители партий проявляют относительную активность) и организуют встречи с гражданами. Не все кандидаты дотягивают и до этого. И это при том, что в ЮФО проживает каждый десятый житель нашей страны.

«Оппозиционные кандидаты почти не появляются в регионе, – сетует директор Центра прикладной социологии и политологии, член Общественной палаты Краснодарского края Геннадий Подлесный. – Кто-то совершил по одному визиту, а кто-то и вовсе сюда не доехал. У нас работу с избирателями ведут некие доверенные лица. А ведь Краснодарский край является третьим по численности регионом РФ. Впрочем, примечательно, что и визиты Грудинина и Собчак носили скандальный характер».

Напомним, что неоднозначную реакцию среди жителей Кубани вызвало посвящение Грудинина в казаки, прошедшее во время его выступления перед избирателями. Ряд жителей региона назвал такое поведение показушным. Что касается визита Ксении Анатольевны, то он прошел на Кубань сразу после ее заявления об участии в выборах еще осенью прошлого года, однако носил сугубо коммерческий характер.

Впрочем, именно Собчак и Грудинин выделяются среди других кандидатов-оппозиционеров в крае активностью в плане распространения агитационных материалов (например, билбородов). Кроме того, представители последнего также более живо, чем остальные оппозиционные партии проводят встречи с избирателями и проводят пикеты. Например, глава кубанского горкома Николай Осадчий только на этой неделе провел встречи в Ейске и Щербиновском районе. Также примечательной является и видеоагитация, которую в своем канале в Youtube ведет член КПРФ Александр Сафронов.

При этом, по словам Геннадия Подлесного, избирательные кампании оппозиционных партий в Краснодарском крае в принципе не сильно отличаются от общефедеральных. Особенностью является лишь меньшее внимание, чем к регионам центра. Аналогичная ситуация и в других регионах юга.

Обошлась без запоминающихся политических событий и предвыборная борьба в соседней Ростовской области. Хоть сколько активно проявляют себя лишь представители половины кандидатских штабов. Как и в Краснодаре в основном на билбордах и листовках здесь представлены Владимир Путин, Ксения Собчак, Владимир Жириновский и Павел Грудинин. В Ростове распространяются агитационные газеты Собчак и Явлинского, напечатанные только для этих регионов. В городе прошли предвыборные акции КПРФ и ЛДПР. И если на Дону телевизионные дебаты посещают представители практически всех штабов, то агитацию в соцсетях половина из них вести забросила.

«На Дону оппозиционеры не спешат проявлять серьезную активность. Кампания идет в вялом режиме. У нас вообще не появлялся штаб Бабурина, а сам он как-то непонятно приехал и уехал. Что касается Сурайкина, то мы совсем не зафиксировали, что он собирал подписи (хотя это озвучивалось). Как-то проявило себя Яблоко. Кандидат от партии приезжал в регион, а ее реготделение сделало предвыборную газету. Оригинально поступил Борис Титов, который будучи официальным кандидатом в президенты приехал в регион явно с предвыборными целями в качестве бизнес-омбудсмена и провел здесь «уголовный форум» для бизнес-сообщества», – рассказывает политолог, директор Центра региональных социально-экономических исследований Дмитрий Абросимов

По словам эксперта, как и в Краснодаре, на Дону визит Грудинина обернулся скандалом. На организованной его штабом пресс-конференции звучали только заранее согласованные вопросы от «своих» журналистов, что вызвало недовольство в местном медийном сообществе. Еще один скандал был связан с заявлением координатора штаба Собчак Анастасии Шевченко, сообщившей, что после дебатов ей поступили угрозы от штаба коммунистического кандидата. Примечательно, что вслед за Владимиром Путиным Грудинин, а также Сергей Бабурин пытались приобщиться к самому известному бренду южной столицы – заводу «Ростсельмаш». Но в полной мере этого сделать не удалось. Им пришлось довольствоваться встречей с работниками завода «Клевер».

«Что касается Собчак, то она приезжала в Ростов для открытия штаба еще до начала кампании. Позже ее сторонники сделали предвыборную газету и занялись расклейкой агитационных материалов. Кстати, кроме ее штаба также активно работают с наглядной агитацией и представители Грудинина, занимающиеся массовой расклейкой на бесплатных площадях. В кампании на Дону хоть сколько-то были заметны только Собчак и Грудин. Все остальные проводили какие-то мероприятия, но не смогли сделать хоть чего-то яркого, – уточняет политолог.

С предвыборными массовыми акциями на Дону в целом дела обстоят не очень, отмечает эксперт. По словам Дмитрия Абросимова, какую-то активность попытались проявить коммунисты. Однако организованные ими акции собирали не больше двух сотен человек.

В столице Нижнего Поволжья президентская кампания также завершается без сколь-либо значимых массовых акций, а представители кандидатов сосредоточились на дебатах на местном телевидении и радио.

«Кампания проходит вяло, поскольку регион периферийный, – рассказывает политолог, заместитель директора в ФПА «Институт региональных исследований ЮФО» Александр Сайгин. – Из оппозиции активность проявляют: штаб Собчак (раздавали активно газеты и листовки, набирают наблюдателей), штаб Явлинского (разнесли газету по ящикам, выступают на дебатах) и штаб Грудинина (разносят и раздают газету, участвуют в дебатах). Остальных кандидатов не видно и не слышно. Путинский штаб ограничивается участием в дебатах. Хотя выступают не местные доверенные лица, а присланные из Москвы».

По словам политолога, примечательна пассивность волгоградских коммунистов, которые, по мнению многих наблюдателей, фактически пытаются устраниться от системной агитации за Грудинина. Сталинградский обком не ведёт активной кампании, хотя рядовые коммунисты стараются поддержать его кандидатуру, уточняет эксперт «Есть и кубы грудининские и отдельные бабушки раздают газеты и листовки, но в целом кампания вялая».

 

Общероссийский тренд на пассивность

«Объяснение пассивности политических сил в кампании очень простое: для большинства кандидатов выборы не представляют какого-то практического интереса, – делится своим мнением политтехнолог, директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов. – Политики стали кандидатами не для того, чтобы реально бороться за власть или хотя бы обозначить свои претензии в качестве лидеров альтернативных власти сил. Нет, в основном задача засветится или решить свои утилитарные интересы».

«За исключением действующего президента фактически какую-то борьбу показывают Грудинин и Жириновский»,- добавляет Дмитрий Фетисов. Но, по его словам, для последнего участие в выборах направленно на то, чтобы сохранить свою известность и имеющийся уровень популярности в стране. То есть, используя кампанию, Жириновский даже не старается нарастить свой рейтинг, работая на ядерный электорат. «Что-то старается делать и Собчак, которая задумывается о дальнейшей карьере в политике. Но она ограничена в ресурсах. А остальные являются спеллерами или, как в случае Явлинского, проявляет активность лишь для того, чтобы их совсем не забыли».

«Вся нынешняя кампания для оппозиционных партий изначально провальная, – заявляет Геннадий Подлесный – Во-первых, они понимали, что выдвигаемые ими персоны абсолютно неконкурентоспособны. Они не только не готовы к роли президента, но в большинстве случаев даже не справляются с ролью кандидатов в президенты. Во-вторых, их партиям нужно было проявлять активность, чтобы о них не забыли спонсоры и фактические хозяева».

В тоже время, по словам политолога, можно констатировать, что наблюдается экономия денежных средств, запланированных для реализации  этой кампании. Стараются экономить на всем: на социологах, на политтехнологах, на красочных мероприятиях для избирателей. Агитационные ролики кандидатов вызывают смех у избирателей.

«Скромные предвыборные туры по стране, скромные выступления перед аудиториями (и по финансам, и по посетителям мероприятий, и по озвученным идеям). А вместо связанных и подробных программ у оппозиционеров на этих выборах мы видим политические зарисовки, которые ни в коей мере не соответствуют уровню происходящего события. Как не соответствуют этому уровню. «Поэтому кампании и шли таким образом, которым шли. То есть малозаметно», – акцентирует директор Центра прикладной социологии и политологии

Впрочем, по словам Геннадия Подлесного, у каждого из кандидатов оппозиционеров цели разнятся. Так, эксперт считает, что главной задачей на выборах для Собчак является перехват протестной повестки и аудитории у Навального, альтернативой которому должна стать Ксения Анатольевна по задумки ее спонсоров. По мнению эксперта, на этих выборах Собчак прошла проверку на возможность перехвата протестного электората, который устроили ее спонсоры.

Что касается Грудинина, то, по мнению члена общественной палаты, он подбирался руководством КПРФ как политик, способный сам финансировать свою кампанию. А по завершении выборов он может быть поддержан коммунистами в качестве кандидата на выборах мэра Москвы. Для Владимира Жириновского значимо было еще раз продемонстрировать поддержку значительной части населения и продемонстрировать властям и обществу свой электоральный потенциал. Сурайкин в рамках кампании продолжает наступление на позиции КПРФ в качестве альтернативной левой силы, в то время как Григорий Явлинский решил просто еще раз напомнить о себе, а остальные кандидаты играют роль политических статистов, отмечает эксперт.

В то же время, Подлесный отмечает, что закончились провалом попытки Алексея Навального поставить под вопрос легитимность данных выборов. А вся активность «внесистемного» кандидата после отказа в регистрации Центризбиркомом свелась к осваиванию выделяемого ему финансированию и созданию развернутой сетки штабов.

Сюжет по этой теме
18 мая 2017, 10:30

Выборы президента России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.