Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

«Государственный орган в шоке»: почему уралец обвинил Росавиацию в подрыве нацбезопасности

Сегодня Свердловский областной суд поддержал Росавиацию в споре с екатеринбуржцем Павлом Семченко, который требует выдать ему свидетельство пилота. Семченко стал лишь одним из многих российских летчиков, которые потеряли аккредитацию из-за противоречий в документах и меняющихся под предлогом повышения безопасности требований государства. О том, как бюрократизм чиновников создает кризис в российской авиации, – в материале «ФедералПресс».

«Чиновники придираются исключительно к диплому»

Павел Семченко – выпускник Челябинского летного училища гражданской авиации, которое в прошлом году не смогло продлить сертификацию. Уже после этого Росавиация аннулировала пилотское свидетельство Семченко, заявив, что указанная в дипломе программа не соответствует документам. Сейчас Семченко вместе с другими выпускниками ЧЛУГА обжалует это решение в Бабушкинском суде Москвы.

Одновременно пилот добился выдачи в ЧЛУГА дубликата диплома, в котором название программы было исправлено, но Росавиация вновь отказалась выдавать пилотское. Семченко подал иск в Орджоникидзевский райсуд Екатеринбурга и получил отказ. Обратился с аппеляцией в областной. Сегодня облсуд отклонил его апелляцию.

«Государственный орган в шоке от того, что учебный центр, который не действует более года, переписывает дипломы», – заявила в суде представительница Росавиации Олеся Писарева.

Она добавила, что в 2015 году ЧЛУГА должно было пройти повторную сертификацию при изменении организационно-правовой формы с частного учреждения профессионального образования на частное образовательное профессиональное учреждение. Свою позицию Писарева аргументирует и тем, что даже в дубликате диплома программа не соответствует той, которая указана в приложении к сертификату ЧЛУГА.

Семченко же считает, что организационно-правовая форма училища в 2015 году не менялась – по сути оно изменило только название, поэтому повторная сертификация не требовалась. Что касается приложения к сертификату, то в него вносятся только виды подготовки, а не конкретные программы, объясняет пилот. На суде он предъявил копию программы подготовки коммерческих пилотов ЧЛУГА с печатью Росавиации и подписью начальника управления летной эксплуатации Андрея Духанина, но эти документы не повлияли на решение суда.

«Играли в карты, пили пиво, а потом им давали диплом»

Давление на частные центры со стороны Росавиации началось еще в 2013 году. Тогда поводом стало падение самолета в Татарстане, после которого следователи выявили массовые нарушения при выдаче пилотских свидетельств выпускникам частных учебных центров. Но зачистка под предлогом повышения безопасности явилась удобным объяснением монополизации рынка.

«В ульяновском институте, подведомственном Росавиации, была программа переподготовки военных летчиков за двести тысяч и две недели. За это время люди ни разу не летали. Играли в карты, пили пиво, а потом им давали диплом. В ЧЛУГА же за четыреста тысяч военные летчики получали месяц реального обучения», – рассказывает Семченко.

Источник «ФедералПресс» в летной отрасли утверждает, что качество образования страдает якобы из-за низкой квалификации экспертов Росавиации. В частности, по его словам, несколько лет в ведомственных вузах в качестве самостоятельных полетов засчитывались и такие, где в кабине находился инструктор.

«При выполнении первых самостоятельных (один в кабине) полетов курсант перешагивает очень серьезный психологический барьер. Он остается один на один с машиной и ответственность за все действия лежит только на нем. У курсанта при выполнении самостоятельного полета не должно быть возможности делегировать управление воздушным судном кому-то еще, в принципе», – объясняет летчик.

«Из программ в училищах убрали упражнение по выводу самолета из штопора. Выпускники училищ плохо выводят самолет из сложного положения под шторкой (особенно по дублирующим приборам). При этом горе-методисты говорят, что «гражданскому летчику не надо уметь выводить из сложного положения, а надо в него не попадать», – сетует источник.

«У Росавиации есть конфликт интересов»

Пилоты не собираются сдаваться и массово обжалуют решения Росавиации. Борьба ведется с переменным успехом. Так, в феврале Калужский областной суд встал на сторону еще одного выпускника ЧЛУГА, пилота по фамилии Самков. По мнению судейской коллегии, претензии Росавиации к несовпадению программы в дипломе и в приложении к сертификату ЧЛУГА являются несущественными и не могут служить основанием для аннулирования пилотского свидетельства. Аналогичную позицию в прошлом году занял и Иркутский областной суд по делу пилота Журавлева.

Павел Семченко рассказал корреспонденту «ФедералПресс», что Росавиация затягивает допуск Самкова к полетам, несмотря на решение суда. Советник руководителя ведомства Сергей Извольский отказался комментировать эту информацию, ссылаясь якобы на защиту личных данных Самкова.

Еще один способ затянуть исполнение решения суда, которым пользуется Росавиация, – ссылка на то, что процедура восстановления аннулированного свидетельства не прописана в документах. Семченко считает, что в данном случае работают «двойные стандарты»: процедура аннулирования точно так же ничем не регулируется.

Сейчас Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан – владельцев воздушных судов подготовила обращение в Минтранс с требованием отменить более тридцати приказов Росавиации об аннулировании свидетельств авиаперсонала. Ее основной аргумент заключается в том, что ведомство в принципе не имеет полномочий аннулировать такие свидетельства.

Кроме того, неясно, каким образом должна была осуществляться проверка достоверности сведений, указанных в спорных документах. Наконец, у Росавиации нет контрольно-надзорных функций, коими по факту является проверка и аннулирование пилотских свидетельств. Одновременно организация просит Минтранс опубликовать результаты проверки правомерности действий Росавиации, которая проводилась еще три года назад.

«У Росавиации есть конфликт интересов: она одновременно сертифицирует учебные заведения на рынке и имеет подведомственные учебные заведения. Она их финансирует и в то же время их сертифицирует. Необходимо срочно добиваться такой ситуации, в которой сертификацией и подтверждением соответствия занималось бы не то же самое ведомство, которое финансирует учебные заведения», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» президент организации Владимир Тюрин.

Павел Семченко рассчитывает на поддержку со стороны как главы правительства, так и силовиков. Ведь ранее министерство транспорта неоднократно выступало с критикой Росавиации по вопросу аннулирования пилотских свидетельств, его правовая позиция была обозначена в разъяснениях департамента госполитики Минтранса, По мнению Павла Семченко, ведомству не хватает политической поддержки со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева.

Екатеринбуржец считает, что деятельностью Росавиации должны заинтересоваться и правоохранительные органы.

«Работа, направленная на подрыв суверенитета»

Семченко винит Росавиацию не только в крушении личной карьеры, но и в ущербе, нанесенном национальной безопасности: отзыв свидетельств, по его мнению, повышает дефицит квалифицированных пилотов в стране. По его словам, за каждой волной аннулирования свидетельств следует повышение квоты на иностранных пилотов. «Это работа, направленная на подрыв суверенитета», – заявил летчик.

В Росавиации считают, что никакого дефицита нет. «Несколько лет назад по просьбе авиакомпаний государство стало выделять квоту на зарубежных пилотов. В тех случаях, когда квота не выбирается в течение года, остаток переносится на следующий год. Предположим, из двухсот выбрали только тридцать, тогда на следующий год прибавляется 170. То есть увеличение квот говорит о том, что количество зарубежных пилотов совершенно незначительно», – возражает Сергей Извольский.

Владимир Тюрин не столь оптимистичен: по его мнению, авиакомпании хотели бы закрыть дефицит пилотов при помощи иностранцев, но не могут предложить им хороший контракт. «Если авиакомпании попытаются поднять зарплату так, чтобы к ним шли иностранные пилоты соответствующего качества, то они будут банкротиться еще чаще, чем сейчас. В результате все выливается на оставшихся пилотов, авиакомпании заставляют их работать сверх нормы», – констатирует Тюрин.

При нынешнем уровне зарплат дефицит будет существовать вне зависимости от числа училищ, уверен эксперт. «Но если вы сознательно, собственными решениями еще «убиваете» какое-то количество пилотов, отнимая у них свидетельства, то вы просто добавляете в этот дефицит какую-то долю», – критикует он решения Росавиации.

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что дефицит есть, но он касается только самых высококвалифицированных специалистов – командиров воздушных судов и пилотов-инструкторов. «Исправить его сохранением или созданием новых училищ, которые готовят частных пилотов, не получится или получится очень нескоро Дефицита вторых пилотов, которыми становятся выпускники летных училищ, нет и в ближайшие годы не предвидится. Напротив, немало вчерашних курсантов не могут устроиться в российские авиакомпании», – говорит Пантелеев.

Владимир Тюрин, соглашаясь с тем, что на рынке не хватает командиров воздушных судов, отмечает, что на эту должность может претендовать только человек, налетавший 1500 часов в качестве второго пилота. При этом были прецеденты, когда под решения Росавиации попадали и пилоты, налетавшие более 1500 часов.

После поражения и в областном суде Павел Семченко намерен обратиться в Верховный суд России. «ФедералПресс» следит за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.