Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

Франкенштейн без наркоза. Как в Москве оптимизируют школы

История одной из московских школ наглядно демонстрирует, какими методами столичные власти проводят пресловутую оптимизацию образования. Одним словом – без наркоза. Высококвалифицированные учителя остаются без работы. Оставшимся угрожают проблемами с трудоустройством в случае утечки нежелательной информации. А дети становятся жертвами административных реформ. Еще печальней, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями.

Стандарты оптимизации

На протяжении вот уже последних нескольких лет оптимизация галопирует по образовательным учреждениям столицы семимильными шагами. Итог – сокращение школ, фактическое урезание зарплат педагогов и увеличенная плотность учащихся в классе. Процесс слияния учебных заведений нашел свое логическое завершение в появлении образовательных холдингов – эдаких «франкенштейнов», слепленных из детских садов, школ и отдельных коррекционных классов.

Для более эффективного выдворения засидевшихся учителей, а также ликвидации специализированных классов, московский департамент образования пользуется давно отлаженной схемой десантирования своих людей на посты директоров. Те, приходя на новые посты, перекраивают школы по новым стандартам оптимизации, несмотря на недовольство, а порой даже и протесты родителей.

Расцвет школы

Образовательный холдинг 554 – лишь один из многих, где столичные власти апробировали методику оптимизации. Эта школа широко известна и считается одной из самых «классных» на юго-западе Москвы. До апреля 2017 года ею руководила знаменитая в педагогических кругах Майа Майсурадзе. Ученики школы регулярно становились призерами олимпиад, а средний бал ЕГЭ был одним из лучших по Москве.

Но не только этим отличалась эта школа. Одно из семи подразделений учебного заведения – специализированный класс для детей с особенностями зрения. Это детский сад-начальная школа комбинированного типа. Родители, чьих детей можно называть инвалидами по зрению, записывались в очередь, чтобы попасть в этот класс. Его, как нам известно, поддерживала певица, член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая. Методика работы с детьми здесь отлаживалась годами, и поэтому педагогический состав редко претерпевал изменения.

 

Успехи Майсурадзе на посту директора не могли не заметить на высшем уровне. Ей предложили руководить элитной гимназией имени Примакова в Подмосковье, которую курирует сам губернатор Андрей Воробьев. Естественно, от таких предложений не отказываются.

Начало смуты

На место Майсурадзе пришла Светлана Поручикова, которая уже возглавляла подобный образовательный кластер. У родителей учеников оптимизм после знакомства с новым директором испарился довольно быстро. Они заподозрили, что политика нового руководителя направлена на то, чтобы набор в коррекционного подразделения и само его существование свести на «нет» ради той же самой оптимизации, ведь содержание подобного класса требует дополнительных средств.

«Такое впечатление, что человеку было спущено задание по разрушению того, что было создано до нее. Она делает это очень скрупулезно, целенаправленно. Поручикова является солдатом Исаака Калины. Никто не считается с детьми, родителями, педагогами. Неугодные увольняются мгновенно», – рассказывает одна из мам корреспонденту «ФедералПресс».

Все началось с того, что из школы стали уходить педагоги. По собственному желанию прошлой осенью ушла руководитель подразделения для детей с особенностями зрения Марина Клещюкова, а вслед за ней еще 10 педагогов, проработавших в школе от 10 до 18 лет. Все они имеют специальную квалификацию по работе с детьми, имеющим проблемы со зрением. Поводом для ухода стали конфликты с новым директором и фактическое сокращение зарплат. Так утверждают сами бывшие сотрудники школы.

«Дело в том, что зарплата педагогов формируется из оклада и стимулирующих выплат. Эти выплаты и есть основной доход учителя. Они до Поручиковой состояли из двух частей – в одну входит работа с детьми со статусом ОВЗ (ограниченные возможности здоровья, - ред.), а также призовые места ребят на различных олимпиадах. В другую – так называемая «собянинская премия». Условно говоря, 20 тысяч – это оклад, 15 – стимулирующая выплата и 15 – «собянинская премия», – рассказывает один из учителей.

 

Поручикова, по словам учителей и родителей, убрала часть стимулирующих выплат и оставила «cобянинскую премию». Обвинить директора в сокращении зарплат своих подчиненных нельзя, ведь стимулирующие выплаты не являются главным источником дохода отдельного взятого педагога. Но по факту учителя стали получать меньше, а нагрузка из-за наплыва учеников по следам оптимизации увеличилась.

Мы поговорили с учителями школы554. Они не захотели разглашать своих имен, но рассказали, какими мотивами руководствуются педагоги, когда пишут заявление на увольнение.

«Люди уходят из-за травли. Выбирается жертва и начинаются придирки, усиленный контроль. Замы чуть ли не подслушивают под дверями. Если человек не устраивает директора по какому-либо признаку, то ему предлагают уволиться самому. В противному случае начинается процесс увольнения по статье», – рассказывает педагог гимназии 554.

Другая причина ухода учителей, как мы уже говорили, финансовая.

«Полномочия по выплате директору стимулирующей части зарплаты переданы директору. Малейший «косяк», и тебя лишают части стимулирующей выплаты. Дети из класса могут просто столкнуться лбами, это увидел зам и все – минус часть зарплаты. Снимается эта часть до конца года», – продолжает педагог.

Такая точка зрения контрастирует с официальными данными департамента образования Москвы и непосредственно Исаака Калины.

«Сейчас у учителей хорошая зарплата. И средняя зарплата учителей составляет около 80 тысяч рублей… Уже чуть больше — в этом году средняя зарплата составляет 86 тысяч рублей. Хотя, мне кажется, для учителей никакая зарплата не будет слишком большой», – заявил Калина в марте этого года.

Мы спросили учителей гимназии 554, соответствуют ли слова Калины действительности. В каком-то смысле да, только чиновник упустил важную деталь – чтобы столько зарабатывать, учитель должен работать на 2,5 ставки.

«Я зарабатываю 65 тысяч рублей. Но это по факту работа на две ставки. Вынуждают брать классное руководство, дополнительные обязанности, чтобы приравнять зарплату к целевым показателям. Также стали появляться задержки по выплатам авансов. Дела бухгалтерии никому неизвестны. До 85 000 можно довести. Можно взять платные «допы», но это внебюджетный кружок. 85 000 – это две ставки и еще какие-то доборы», – говорит один из сотрудников гимназии 554.

Неприятные сюрпризы

В итоге учебное подразделение осталось без руководителя. Не за горами начало нового учебного года. Вопрос повис в воздухе. Неравнодушные родители поначалу атаковали Поручикову письмами и обращениями с просьбой дать разъяснение насчет будущего класса. В ответ приходили отписки.

Родители тогда решили написать руководителю московского департамента образования Исааку Калине (документ имеется в распоряжении «ФедералПресс»). В ответ вновь пришла отписка, однако руководство гимназии зашевелилось. В конце февраля директор созвала родительское собрание, где представила нового руководителя подразделения для детишек с особенностями зрения. Им стал преподаватель географии и завуч старших классов в соседней школе. Как признаются родители, такого поворота событий они не ожидали. На вопрос, как этот человек будет работать с детьми-инвалидами, Поручикова ответила лаконично – летом поучится, пройдет курс квалификации.

Но на этом «сюрпризы» для родителей не закончились. В мае мамы и папы получили довольно страшную весть: почти у всех детей из группы сняли статус ОВЗ, лишь у троих этот статус остался. Все это означает лишь одно – набора в специализированный класс может и не быть. И дети, не готовые к стандартному образованию, будут вынуждены идти в обычные классы или менять школу. Родители подозревают, что лишение статуса ОВЗ произошло не просто так, а из-за их активной позиции в отношении детей структурного подразделения №5, к которому относятся слабовидящие ребята. После очередного жаркого общения между родителями и руководством на детей поступила жалоба в (ЦПМПК) Центральную психолого-медико-педагогическая комиссию, после чего и последовало лишение статуса ОВЗ. Но лицензированная врачебная комиссия наличие диагнозов подтвердила, как 4 года назад и сама ЦПМПК, назначив детям адаптированную программу.

Взгляд с другой стороны

Мы связались с Натальей Поручиковой и выслушали ее точку зрения. Она утверждает, что речи о ликвидации подразделения для ребят с особенностями зрения не может быть, а обвинения в ее адрес – целенаправленная травля.

«Около года я уже здесь директор. Просто организована травля под такими надуманными предлогами. Есть какой-то человек, который это все организовывает. Я вообще не знаю, почему ситуация с подразделением, где учатся ребята с ограниченными возможностями, стала вопросительной. Там есть ребята с нормой, есть ребята, у которых проблемы. Никогда у меня не было умысла что-то сделать против этих детей. Как это подразделение сложилось исторически, так оно и будет существовать», – говорит Поручикова.

По ее словам, за прошедший год были сложности, связанные с тем, что не брали на обучение «тяжелых» детей. Однако препоны были устранены. Поручикова также заявила, что ни один специалист не был уволен по ее инициативе.

Не первый случай

Мы упоминали о том, что Поручикова уже руководила образовательным холдингом. Нам удалось узнать мнение родителей обучающихся в той школе детей о бывшем директоре. По их словам, этот менеджер от образования «сотворил» с их школой под копирку то же самое, что сейчас происходит в гимназии 554. Оттуда также начали массово увольняться учителя, а родители строчили обращения во всевозможные инстанции.

В комментариях под отзывами о школе 1355 в сети можно увидеть следующие сообщения.

«Была хорошая школа, было много хороших учителей… Перечислять их можно до бесконечности! Суть моего сообщения в том, что с приходом директрисы разбежались ВСЕ (большинство) хорошие учителя! Раньше такая была замечательная атмосфера! Такая душевная! Как я скучаю по тому времени! Что стало со школой? Не могу перестать скучать по той школе, что была раньше».

«Всё, Поручикова не работает у нас. Ура!».

Родители учащихся гимназии 554 намерены дальше отстаивать свою позицию. Директор, в свою очередь, собирается бороться за свою репутацию. На чьей стороне правда – решать читателям. Судьба подразделения для детей со статусом ОВЗ наверняка прольет свет на эту историю. Остается надеяться, что учащимся действительно ничего не грозит и они дальше продолжат получать образование.

Родительские восстания в Москве

Однако, история гимназии 554 – лишь одна из многих для Москвы. Коррекционные подразделения стараются оптимизировать под вывеской модного слова «инклюзия». Она предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями вместе с остальными детьми. Похожая ситуация развернулась в школе-интернате 101 для детей с нарушениями слуха. 20 апреля родители провели акцию против сокращения коррекционных школ и классов. Как говорят родители, руководство школы отказывается принимать в первый класс и детский сад глухих детей, а также увольняет педагогов.

«Мэр Москвы Сергей Собянин сократил финансирование, и в итоге у нас закрывают интернат под видом капитального ремонта и выводят детей в инклюзию или куда хотите. Но дети глухие не обучаемы в инклюзии. А интернаты (ночное пребывание) вообще исключают из системы образования Москвы. Здание должны были забрать до нового года, но мы дали бой. А теперь конец учебного года, и с июля отменяют интернат и хотят всех детей по месту жительства в инклюзию раскидать», – заявила одна из родителей Екатерина.

В 2014 году входе оптимизации коррекционную школу объединили с общеобразовательной школой № 2077 в образовательный кластер «Курчатовская школа». А теперь подразделение для детей, испытывающих проблемы со слухом, хотят закрыть по причине капитального ремонта. Только родители утверждают, что здание неаварийное, и у них на руках есть соответствующие документы.

На сайте Change.org даже появилась петиция от членов родительского комитета школы 101, в котором говорится, что решение об объединении школ принимается без ведома родителей. По их словам, новые руководители школы и новые учителя не владеют методами специализированной педагогики и не имеют специального образования. Надбавки, положенные педагогам за обучение детей со статусом ОВЗ, исчезли.

В начале этого года также вспыхнуло несколько родительских бунтов. В школе самоопределения Тубельского, например, 22 января родители вышли на акцию протеста с требованием отставки руководства учреждения из-за того, что оно принимает решения в одностороннем порядке по поводу учебной программы и не разрешает родительскому комитету собираться на собрания в здании школы.

О конфликте с директором еще одной известной школы № 444 в апреле писали несколько СМИ. Выпускниками этого престижного заведения были Аркадий Дворкович, Александр Жуков, Сергей Лисовский. Школа также пережила процесс слияния, после которого старшеклассников отправили в старое здание МИФИ. Оно находится в аварийном состоянии, по мнению родителей. Они также требуют уволить нынешнего директора.

Простая экономия

Смысл оптимизации – очевиден и находится на поверхности. Это экономия бюджетных средств В 2018 году Москва выделила на содержание школ почти 300 миллиардов рублей. По официальным данным за первый квартал на программу «Столичное образование» было израсходовано 70 миллиардов рублей. Внедряемая инклюзия, которая по факту является неотъемлемой частью оптимизации, поможет сэкономить городу до 10 миллиардов рублей, учитывая, что детей с ОВЗ в столице на данный момент – более 55 тысяч, и на каждого такого ребенка приходится по 200 тысяч рублей бюджетных средств. На такое количество детей в Москве с 2014 года приходится не более 40 коррекционных школ. Их содержание также обходится городу в копеечку. Количество подобных учреждений продолжает уменьшаться.

 

Остается добавить, что мэр Москвы Сергей Собянин полон оптимизма. "Я считаю, что уже в этом году средняя зарплата должна приблизиться к 110 тысячам. А что будет к 2025 году, я не знаю, но мы должны поддерживать высокую заработную плату учителей. Это абсолютный приоритет. Центральной фигурой все равно будет учитель. И мы должны обеспечить, с одной стороны, комфортные условия работы, с другой - высокий уровень зарплаты", - заявил Собянин в мае этого года, обсуждая с директорами школ стратегию развития образования в Москве.

И, безусловно, оптимизм мэра разделяют все учителя и родители — все, выжившие в условиях «франкенштейновской» оптимизации столичных учебных заведений.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.