В Приволжском федеральном округе в самом разгаре мусорная реформа, устанавливающая новые правила на рынке обращения с коммунальными отходами. В одних регионах власти попытались разделить мусорный рынок между участниками, в других пошли по пути окончательной монополизации. Заработать на вторресурсах попробуют местные, федеральные и даже зарубежные компании. Подробности – в обзоре «ФедералПресс».
Монополисты
Власти регионов к решению задачи подошли по-разному. Где-то работу с отходами сконцентрировали в руках одной организации. В монопольном положении в особенности заинтересованы крупные игроки. Ярким примером может служить Саратовская область. С 2013 года там реализуется концессионное соглашение с «Управлением отходами» (УО) – «дочкой» компании «Лидер», распоряжающейся пенсионными фондами.
Построены два сортировочных завода, на которые стекается мусор со всей левобережной половины области. В декабре УО стало оператором в этой зоне, претендует и на правобережную часть. При этом один из крупнейших перевозчиков мусора в области, «Мехуборка-Саратов», представляет другую ветвь мусорного бизнеса «Лидера».
А вот в Чувашии монополиста из УО не получилось. Компанию не устроили предложенные условия. Кроме того, местное УФАС болезненно отреагировало на повышение тарифов и инвестпрограмму концессионера. В итоге в конкурсе УО не участвовало, пришлось выбрать оператором местную компанию «Экоцентр».
Монополия сложилась также в Кировской, Оренбургской областях и Удмуртии. В Кирове мусорные потоки сконцентрированы у компании «Куприт», на 64 % принадлежащей администрации Кирова. В Удмуртии координировать сферу будет «Спецавтохозяйство», которое связывают с бывшим замглавы администрации Ижевска Сергеем Климовым. В Оренбурге единственным участником конкурса стало предприятие «Природа», руководит которым экс-зампред регионального заксобрания Виктор Доценко.
В Мордовии монополистом стала компания «Ремондис-Саранск», принадлежащая немецкой Remondis. Корпорация известна тем, что девять лет назад предприняла неудачную попытку закрепиться в Нижегородской области. Сотрудничество с европейцами опробовали в Дзержинске, однако успеха не добились и в областной центр их не пустили.
Мусорный пирог
В других регионах Приволжья пришли к выводу, что правильнее будет разделить территорию на несколько зон, за каждую из которых будет отвечать отдельный оператор.
Самую сложную структуру выстраивают в Нижегородской области. Там выделены 9 частей, во всех уже выбрали операторов,как местных, так и заезжих. Фирму «ОРБ Нижний», созданную в декабре 2017-го, связывают с интересами депутата Нижегородской гордумы Вадима Агафонова, как и компанию «Маг Груп», которая в конце мая ввела под Нижним первую в ПФО линию автоматической сортировки мусора. Две зоны получило уже знакомое нам «Управление отходами», еще две – «МСК-НТ», вывозящая мусор из столицы.
Территорию Башкирии поделили на пять зон. Центр, включающий столицу республики и 14 районов, будет обслуживать МУП «Спецавтохозяйство по уборке Уфы». В остальных тоже будут работать вывозящие организации, привязанные к местным полигонам.
В Ульяновской области определены четыре оператора из пяти. Компания «Контракт+», в прошлом году запустившая сортировочный завод, получила статус оператора. Еще один комплекс ввел «Центр экологических технологий», но обязанности оператора он уступил своему партнеру по вывозу отходов, фирме «Горкомхоз». На двух этих операторов приходится 56 % мусора.
Отстающие
До 1 мая везде должны были появиться региональные операторы – организации, отвечающие за все действия с мусором, координирующие работу сборщиков, переработчиков и полигонов. Успели не все: в ПФО четыре региона – Татарстан, Самарская, Пензенская области и Пермский край – еще не провели конкурсы.
Про Татарстан известно, что операторов там может быть два. Отсрочку конкурса связывают с тем, что до конца не решен вопрос со строительством мусоросжигательного завода в Осинове. На 28 июня запланированы публичные слушания по этому вопросу. С проектом в регион пришла компания «РТ-Инвест», частью которой владеет «Ростех» и которая собирается построить еще 4 таких же завода в Подмосковье. Ее же прочат в региональные операторы.
Самарскую область поделили на три зоны, операторов определят только в августе. В каждой зоне будет свой экотехнопарк (мусоросортировочный комплекс). Планы властей совпадают с инвестиционными предложениями местной компании «ЭкоВоз», которая подходит под профиль оператора. Продолжается конкурс в Пензенской области, где операторов ищут тоже для трех зон.
До сих пор обсуждается вопрос в Пермском крае. Предлагалось разделить регион на 9 зон с отдельными операторами. Но от этой идеи могут отказаться и также отдать бразды правления одной организации, вероятно, муниципальному «Полигону», что заставляет нервничать других участников рынка.
Не совсем ясны перспективы мусорной реформы в Марий Эл. Из двух операторов там пока выбрали одного, ООО «Чистый город». По зоне, включающей республиканский центр, пока никто оператором быть не хочет. При этом местные власти предложили организовать сортировку мусора в регионе венгерской компании Polus Kft.
Взгляд со стороны
Формирование сети региональных операторов происходит неконкурентно и непрозрачно. Такое мнение в разговоре с «ФедералПресс» высказал председатель совета Национального союза СРО операторов по обращению с отходами Михаил Василенко.
«Те же схемы размещения отходов написаны, судя по всему, студентом второго курса юридического факультета и не имеют отношения ни к сфере ЖКХ, ни к реальным экономическим процессам. В них просто зафиксированы некие положения без перспектив развития. Во многих регионах нацелены на одного оператора. В тех регионах, где исторически работают от двух до 10 операторов, это вопрос соглашений между участниками. Но у нас есть регионы, где работают сотни компаний. Что делать им, пирожки печь?» – сказал Василенко.
По мнению Василенко, необходимо было сначала создать систему поступления и учета отходов от образования до переработки и захоронения, ввести дополнительные меры поддержки для инвесторов, и только потом перекладывать на них ответственность за чистоту регионов.
С тем, что конкуренция не всегда соблюдается при проведении конкурсов, согласен председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов: «В каких-то регионах просто лоббируются интересы конкретных компаний. Где-то это оправданно, например, когда местные власти хотят оставить контроль у компании с госучастием. Где-то, наоборот, есть много претендентов, а где-то нет вообще никого».
Веселов опасается, что выбранные региональные операторы столкнутся с валом проблем: «Боюсь, что операторы не справятся по экономике. Инвестиционные планы на 10 лет составлены с учетом стопроцентного сбора с населения, но этого невозможно достичь в ближайшие год-два. У нас в республике недобор в сельской местности и частном секторе достигает 70 %. И даже при этом нужно повышать тарифы как минимум в 2 раза. Губернаторы на это не пойдут. Так что думаю, что скоро операторы начнут отказываться от договоров, или просить о сокращении инвестпрограмм, или продлении их сроков».
Мусорная реформа