Министерство промышленности Свердловской области формально поддержало проект Качканарского ГОКа (входит в промышленный холдинг «Евраз», прим.Ред.) по разработке первой очереди Собственно-Качканарского месторождения. Этот объект на протяжении десятилетия является предметом острых споров между промышленниками, экологами и буддистами. О том, какой ценой «Евраз» попробует обеспечить себя на ближайшие 140 лет, – в материале «ФедералПресс».
В конце ноября инвестиционный совет Свердловской области рекомендовал включить проект ГОКа по разработке СКМ в перечень стратегических для региона. Лицензию на работу в Собственно-Качканарском месторождении, которое должно обеспечить «дочку» «Евраза» НТМК 60 млн тонн руды в год, комбинат получил еще в 2007 году, а через пять лет был подготовлен технологический проект. Но начало разработки несколько раз переносилось.
«С одной стороны – лес, с другой – работа ГОКа»
Основным препятствием начала разработки месторождения стала забота о сохранении лесного массива в окрестностях горы Качканар. В октябре прошлого года в департаменте лесного хозяйства Свердловской области руководству «Евраза» напомнили, что значительная часть горного отвода находится в орехово-промысловой и орехово-плодородной зонах, придающих лесам статус «ценных» и «особо защищенных», а потому начать освоение карьера нельзя по закону.
В ноябре 2018 года на инвестиционном совете Свердловской области власти пересмотрели проект холдинга. Управляющий директор «Евраз НТМК», а также депутат свердловского заскобрания Алексей Кушнарев заявил, что Минприроды России выдало рекомендации по переводу лесов в земли промышленного назначения при условии, что правительство области придаст освоению СКМ статус стратегического проекта. Как показали итоги недавнего заседания регионального инвестсовета, власти к этому вполне готовы.
«С одной стороны, есть проблема с двумя гектарами леса, но, с другой стороны, на чаше весов стабильная работа Качканарского ГОКа и Нижнетагильского меткомбината, который зависит от его сырья», – заявлял региональный министр промышленности Сергей Пересторонин.
Однако, как оказалось, речь идет вовсе не о двух гектарах, а о 149(!). Об этом «ФедералПресс» сообщили в областном департаменте лесного хозяйства. «Для разработки Качканарского месторождения промышленный холдинг «Евраз» претендует на площадь в 149 гектаров. Из них 3 гектара – это не лесные земли, 146 гектаров – лесные, среди которых есть и ценные леса – орехово-промысловые участки», – рассказали в ведомстве.
С 2019 года в силу вступают изменения в отношении земель лесного фонда, принятые Госдумой в июле. Если «Евраз» не успеет перевести статус лесов в земли промышленного назначения, то в случае вырубки орехово-промысловой зоны компании придется восстановить эти леса в другом месте. Однако, в случае перевода земель в статус «промышленных», восстанавливать холдингу ничего не придется, подчеркнули в департаменте.
«Евраз» неоднократно сталкивался с необходимостью преодоления препятствий на пути к новым залежам производственного сырья – ранее Качканарский ГОК признавался одним из наиболее экологически неблагополучных заводов области. Специалисты в своих докладах отмечали, что деятельность КГОКа не соответствует требованиям эко-безопасности.
Однако на предприятии к претензиям экологов относятся, по всей вероятности, скептически. В проекте разработки Собственно-Качканарского месторождения, подготовленном в 2012 году, опубликованном в открытых источниках, говорится, что «ущерб животному миру будет связан с уничтожением <…> птиц и млекопитающих, утративших репродуктивные местообитания». Кроме того, проектировщики, «успокаивая» экологов и общественность, сообщают, что в результате многолетней работы ГОКа «большинство животных уже покинули эту территорию», поэтому разработка существенного ущерба фауне не нанесет.
Оценивая проект КГОКа по освоению СКМ, председатель «Геологического фондового центра», кандидат геолого-минералогических наук Сергей Якуцени утверждает, что его авторы при строительстве 400-метрового карьера не предусматривают дренирование поверхностными и подземными водами прилежащих к СКМ территорий. «Таким образом, та база, которой питались леса, уйдет. Соответственно, велик риск высыхания этих лесов или как минимум подсыхания. <...> Кроме того, я посмотрел растительный, животный мир. Извините, он взят из старых справочников 60-х годов. То есть каких-то специальных работ, кто там сейчас живет и обитает и какая сейчас техногенная нагрузка, нет», – поделился мнением с корреспондентом «ФедералПресс» Якуцени.
Эксперт добавляет, что авторы проекта также не предусмотрели, что произойдет с Нижневыйским водохранилищем. «Они не учитывают тот факт, что все воды могут уйти в образовавшийся карьер», – подчеркивает эксперт.
«Как барин решил, так оно и будет»
По словам местных жителей, за годы работы «Евраза» в Качканаре, природа вокруг и так серьезно изменилась. «Я езжу по всем лесным дорогам и вижу, как пустеет лес в нашей округе, грибов не стало, ни ягод, ни рыбы. Едешь по лесу: там грязная поляна, тут болото, зверья меньше стало. Я с охотниками разговаривал, они сокрушаются, что нет смысла лицензию на промысел брать, если в лесу, кроме волков, никого не осталось. Все живут одним днем», – рассказывает местный житель Юрий.
В то же время горожане признают, что, несмотря на возможный экологический ущерб проекта, если это выгодно «Евразу», он будет реализован, а жителям Качканара останется лишь принять это как данность. Иначе новую работу искать придется нескольким тысячам человек. «Наша красавица гора – наше все! Нерукотворный памятник уральской природе! Но город полностью зависит от «Евраза». Компания вечно экономит на всем: на рабочих, каждый год сокращая рабочие места, на оборудовании, которое постоянно ломается. <…> Как барин решил, так оно и будет. Захочет и вовсе сровняет с землей», – говорит еще один местный житель Семен.
Но разработка месторождения не принесет в город сколько-нибудь значимое количество рабочих мест, уверен Сергей Якуцени. «На время работ туда будут приглашаться люди со стороны, узкопрофильные специалисты. Никаких вопросов о тысяче работающих там качканарцев быть не может», – отметил он.
По словам главы профсоюза работников КГОКа Анатолия Пьянкова, несмотря на то, что вахтовиков на предприятии не очень много, руководство «Евраза» настроено на более активное их привлечение, «потому, что им выгоднее иметь тех людей, которые будут работать вахтой». «Насколько это выгодно государству и жителям города, уже другой вопрос», – говорит Пьянков.
Он добавляет, что, если кто-то из работников предприятия открыто высказывает недовольство условиями труда на КГОКе, его увольняют. «Когда мы заходили в конфликтные ситуации с «Евразом» и КГОКом и работали по правилам, руководство предприятия по состоянию здоровья, по экзаменам увольняло самых активных людей. И уже четыре года мы не можем нескольких человек восстановить, несмотря на то что есть решения суда. Для этой компании законов нет в этой стране», – резюмирует Пьянков.
«Владельцы «Евраза» пришли рвать и брать у России, чтобы получить прибыль»
Впрочем, эксперты высказывают сомнения, что освоение месторождения и вовсе необходимо такому промышленному гиганту.
«Когда на одну чашу весов кладут природоохранные задачи и интересы, а на другую – экономический интерес, как правило, предпочтение отдают последнему. Вот этот тезис, что, чем больше ресурсов, тем лучше, он категорический неверен. Говорить, что любая хозяйственная мера, которая приносит доход, нужна и полезна, это неверно. Людям ведь тоже нужно чем-то дышать, где-то отдыхать», – поделился мнением с корреспондентом «ФедералПресс» эксперт ОНФ по вопросам защиты леса и экологии Антон Хлынов.
«Для сохранения местного леса можно было бы, в принципе, вести подземную отработку запасов СКМ, однако это бы привело бы к удорожанию проекта освоения Собственно-Качканарского месторождения, и вряд ли Качканарский ГОК на это пойдет. Поэтому он будет вести добычу карьерным способом, уничтожив тем самым лес и гору Качканар с ее причудливыми скалами и буддийским монастырем Шад Тчуп Лиг», – прокомментировал ситуацию промышленный эксперт Леонид Хазанов.
«Уничтожить можно все. Восстановить сложновато, – говорит общественник Габбас Даутов, принимавший участие в публичных обсуждениях проекта по освоению СКМ. – Если раньше КГОК за выбросы в атмосферу платил 17 млн в год, то сейчас платит на почти десять миллионов меньше. По-моему, это бред. У нас как трубы дымились, так они и дымят, как взрывы были в карьерах, так они и гремят до сих пор. Как задувало летом пылью Качканар и Лесной, так и задувает. И потом люди болеют. Владельцы «Евраза» пришли рвать и брать у России, чтобы получить прибыль, а то, что люди здесь живут, им все равно».
Напомним, что претензии к «Евразу» относительно того, что руководство холдинга волнует лишь прибыль, а не забота о сотрудниках и экологии, возникали и ранее. Ряд наблюдателей даже связывали это с тем, что основной собственник холдинга Роман Абрамович (владеет 31 % капитала компании, прим. Ред.) живет заграницей и его мало волнуют чаяния простых россиян. К слову, Роман Абрамович – один из самых богатых людей России. По версии Forbes, по состоянию на 2018 год, Роман Абрамович занимает 11 строчку в рейтинге самых состоятельных людей страны. Издание оценивает его состояние в 10,8 млрд долларов США.
ФедералПресс/Евгений Поторочин