На последнем в уходящем году заседании волгоградской облдумы не стали рассматривать самый ожидаемый законопроект – изменения в устав региона, согласно которым предлагалось изменить модель формирования самого заксобрания. Единороссы предложили увеличить количество избранных по одномандатным округам, сократив число партийных мандатов до десяти (из 38). О том, почему такое решение было предложено, кому оно выгодно и по каким причинам с ним решено повременить, – в материале «ФедералПресс».
Волгоградская областная дума сняла с обсуждения вопрос корректировки устава региона, которая предполагала изменение пропорций избрания депутатов в думу. Это сделал спикер заксобрания Николай Семисотов во время обсуждения повестки последнего заседания 2018 года, уточнив, что вопрос «требует доработки». Это известие, хотя никем на заседании и не оспаривалось, но очевидно вызвало удивление даже у некоторых депутатов, которые числились соавторами. В число таковых записаны все депутаты фракции «Единая Россия», а также руководитель реготделения «Справедливой России» Дмитрий Калашников, к слову, избранный в областной парламент от одномандатного округа.
Кому выгодно?
В волгоградской областной думе 38 депутатов. Сейчас 19 из них представляют партии, и столько же избрано по одномандатным округам. В проекте, который политнаблюдатели назвали «тихой революцией», предлагалось сократить число мест от политических объединений (в законе допускается выдвижение не только от партий. – прим. «ФедералПресс») до десяти, соответственно увеличив число одномандатных округов до 28. Таким образом средний одномандатный округ уменьшится на треть – до примерно 65 тыс. избирателей.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что это «будет способствовать укреплению связи депутатов со своими избирателями», причем увеличение представителей «с мест» позволит думе в дальнейшем при принятии законов «учитывать экономические, географические, исторические особенности отдельных районов и городов области, действуя в интересах населения области в целом». Что мешает депутатам действовать так сейчас, предположить непросто, но, судя по открытой информации, действительно активно отстаивают территориальные особенности своих округов не больше четырех-пяти народных избранников. Среди них Николай Свиридов, который в списках соавторов поправок не значился.
Свиридов, напомним, был избран одномандатником при поддержке «Единой России», но членом партии не был. Вместе с еще одним беспартийным одномандатником Геннадием Мурылевым Свиридов был показательно исключен из фракции. По мнению «наказанных», единственным подлинным мотивом этого стало желание проучить депутатов-вольнодумцев за то, что они поддержали коллег из КПРФ, требовавших отчета от губернатора Андрея Бочарова. Интересно, что по прошествии некоторого времени губернатор стал-таки выступать с отчетами, правда, в формате, практически исключающем интерактив.
Пример Свиридова и Мурылева показывает, что конструкция с увеличением числа одномандатников имеет для власти некоторые риски. «Возможно, именно про это подумали, как говорится, в последний момент. Избираться по округам смогут только люди известные и при деньгах, а они все-таки чаще имеют свое мнение», – рассуждает один из соавторов поправок, который на условиях анонимности признался, что на самом деле он лично «внутренне не хотел бы что-либо менять».
Единственный одномандатник от компартии Михаил Таранцов же полагает, что исключения не способны повлиять на общую картину. «При той зачистке, которая идет, если сейчас двое, то в следующей думе это будет уже полтора таких человека», – считает депутат. Исключением, «которое только подтверждает правило», он назвал и собственный успех на одномандатном округе. Таранцов уверен, что, увеличивая число округов, «Единая Россия» надеется сохранить свою политическую монополию. «Они понимают, что поддержка их партии падает и будет продолжать падать. В целом за нее голосовать уже почти никто не хочет, но за конкретного человека проголосовать могут, особенно учитывая административный и материальный ресурс, которые на округах задействованы максимально, – поясняет Таранцов. – Пока честных выборов не ожидается, то это именно так. И для партий гарантированная возможность получить свои места – это партийные списки».
Эксперты также уверены: законопроект направлен на то, чтобы помочь единороссам сохранить устойчивое большинство. Руководитель проекта Politrus.com Виталий Арьков говорит, что власти придумали изменения «не от хорошей жизни»: «Как гражданин я тоже считаю, что вообще на муниципальном уровне все должны быть одномандатники, а на региональном – преобладать. Так просто честнее – чтобы не было такого, что голосуют за одних, а в думе сидят другие, что у нас бывало. Но сейчас, понятно, соцопросы фиксируют падение рейтинга партии, и довольно значительное. В Волгоградской области социологи фиксируют рост скрытого протеста. Пока люди не выходят на митинги, но протестное голосование, вроде того, что было во Владимирской области, вполне может быть».
«На выборах губернатора велик риск второго тура, но в нем, по моему мнению, Бочаров должен уверенно победить, а вот в части областной думы волнения единороссов вполне оправданны. В конце концов, они уже обманывали даже свой электорат, когда после праймериз выставляли не тех, кто там победил», – рассуждает политолог. «И есть таинство голосования. Мне уже известны прецеденты, когда кандидат свозил автобусами людей на участки, а они голосовали, что называется, по совести – не за него. Так что инициатива продвинуть своих, но адекватных кандидатов по округам вполне верная. Если все оставить как есть, то партийные результаты могут измениться существенно. Особенно большую прибавку должна получить ЛДПР», – добавил Арьков.
Координатор реготделения ЛДПР, экс-депутат областной думы Сергей Попов уверен, что «в текущей политической обстановке» оппозиционным партиям предпочтительнее собирать свой результат по спискам. «Мы, конечно, за то, чтобы сохранить действующий порядок. Тем более что поровну – это вообще справедливо и понятно, в Госдуму выбирают так же. Но мы понимаем, что люди пришли во власть не для того, чтобы ей делиться, и будут делать все, чтобы свои позиции сохранить. В том числе замалчивать успехи оппонентов», – рассказал Попов.
По его словам, если изменение нормы представительства будет принято, то у ЛДПР есть решение, как преодолевать и его. «Понятно, что мы ищем достойных людей, способных бороться на округах, но еще один путь, который мы уже прорабатываем, – в том, чтобы объединяться по округам с другими оппозиционными партиями и выставлять единых кандидатов», – поделился Сергей Попов. Он уточнил, что речь идет в первую очередь о КПРФ и «Справедливой России», и, по его мнению, «нужна лишь политическая воля». «Надо искать людей, кооперироваться и побеждать, это вполне реально», – подытожил Попов.
Поторопились
Не только выводы о том, чего хотели власти, предлагая изменения, но и варианты объяснения приостановки рассмотрения документа разнятся не очень сильно. Доминирующая версия в том, что новелла была внесена как законопроект, еще без одобрения федерального центра. Осознав это в последний момент, единороссы, примерно ¾ из которых, кстати, планируют вновь выставлять свою кандидатуру на выборах в следующем году, решили взять паузу.
Бывший спикер областной думы Роман Гребенников уверен, что законопроект «в принципе противоречит тренду Москвы». «Единой России», генсовету, высшему совету нужны максимальная легитимизация выборов, и именно на основе партийной поддержки. В данном контексте любые жульнические варианты, сделанные в угоду действующему губернатору, вызывают в лучшем случае неоднозначную реакцию центральной власти. Известно, что в Москве пока не решен вопрос, будет ли дана возможность ему самому выдвигаться на второй срок», – считает Гребенников. При этом он подчеркивает, что лично он является сторонником стопроцентного избрания по округам. Он дважды выбирался по такой системе и, как отмечает Гребенников, тогда это «никак не мешало ожесточенной партийной борьбе».
«В нынешней ситуации за всем стоит аппарат губернатора, которому хочется еще более лояльную думу, чем есть сейчас. Грустно смотреть, как думу превратили в половую тряпку. Могу предположить, что из Москвы последовали неприятные звонки и остановили эту инициативу», – поясняет Гребенников.
По словам Виталия Арькова, подтверждений того, что противодействие пошло из центра, у него нет; более того, ему стало известно об инициативе как раз во время съезда «Единой России», хотя, не исключает политолог, «может, это и просто совпадение».
Заместитель директора Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин полагает, что единороссы проанализировали электоральную статистику, которая «показала, что даже при очень сознательных, хотя и немногочисленных избирателях, что мы видели в Волгограде в сентябре, ситуация не такая уж и безоблачная».
«Можно легко проиграть. Одно дело, когда ты имеешь дело с партией, в тергруппах они не всегда заинтересованы в поиске хороших наблюдателей. При сокращенных округах будет не более 60 участков на округ, а найти и обучить 50–60 наблюдателей для хорошо замотивированного кандидата не составит труда», – отмечает Сайгин. «Кроме того, у самих наших единороссов очевидный внутренний кризис и кадровый голод. На выборах в гордумы Волгограда и Волжского выставляли персонажей не то что не очень известных, а почти совсем неизвестных, включая даже молодых людей, которые себя ничем прежде не проявили, – рассуждает Сайгин. – Получается, что получит «Единая Россия» семь-восемь списочных мандатов и, скажем, 25 из 28 округов. Соотношение будет таким же, но конструкция совсем иная. Одномандатник не так подвержен партийной дисциплине, на него труднее найти управу. Конечно, у нас и от оппозиции-то избираются латентные единороссы, но это до поры до времени. Малейший толчок сверху или снизу – и получится неподконтрольная власти дума».
Отметим, что, по сведениям от источников в «Единой России», вернуться к вопросу планируют только в конце января, причем существует вероятность, что инициативу готовятся похоронить, предварительно придумав для этого некий предлог.