Сразу в нескольких райцентрах региона проданы здания единственных автостанций. Это сделано решением областных властей, в то время как мнения муниципалитетов фактически никто не спросил, хотя на местных чиновниках остается обязанность обеспечить транспортную доступность для жителей. Как получилось, что единственный автовокзал, обслуживавший тысячи пассажиров, стало возможным превратить в торговый павильон по цене однокомнатной квартиры, какие еще существуют проблемы с областным транспортом, а также кто и что в состоянии все исправить, разбирался «ФедералПресс».
133 рейса в день
Как стало известно «ФедералПресс», сразу в нескольких городах Волгоградской области со стороны жителей поднялось недовольство продажей автовокзалов, которая на местном уровне даже не обсуждалась. Здания реализуются без требования сохранить в них первоначальное назначение хотя бы на части площади. В последнее время такие действия проведены в отношении автостанций Иловли и города Ленинска.
В декабре глава Ленинского муниципального района Николай Варваровский обратился в областную думу с просьбой «помочь разобраться в сложившейся ситуации». К тому времени автостанция уже была продана. В письме чиновника указано, что еще в 2011 году администрация обращалась к областному предприятию ГУП «ВОП «Вокзал-Авто», заявив о готовности принять на баланс автостанцию в Ленинске. Следующее совещание с госпредприятием, следует из письма Варваровского, было посвящено оптимизации затрат на содержание вокзала, конкретно – предложение договориться с перевозчиками о заключении договоров аренды, однако ГУП «на данную инициативу не откликнулось». В октябре 2017-го «Вокзал-Авто» расторг договор с перевозчиком, который официально осуществлял рейсы по двум маршрутам и платил аренду, а в сентябре 2018 года ГУП провело аукцион и продало здание. При этом еще в марте 2017 года ленинская администрация писала председателю областного комитета транспорта и дорожного хозяйства Игорю Кузюткину и подтверждала готовность принять автостанцию в собственность муниципалитета.
Николай Варваровский уточнил, что в 2018 году никаких уведомлений о намерении областных властей продавать это имущество в Ленинск не поступало. Ежедневно от станции уходило 133 рейса, перевозки пассажиров превышали 13 тыс. человек в месяц, такие данные приводит администрация района. Иная арифметика у комитета транспорта области. По их данным, станция в Ленинске обслуживала только два внутримуниципальных маршрута, а среднее количество пассажиров в день в 2017 году, по их данным, составило 17 человек. В том же году ГУП получило убыток от ленинской станции в 655 тыс. рублей. Областные чиновники утверждают, что «Вокзал-Авто» все-таки предлагал муниципалитету «рассмотреть вопрос о приобретении имущества Ленинской автостанции», но ответа не получил.
Не по профилю
Здание автовокзала в Ленинске (как и в Иловле) не было включено в областную программу приватизации, в отличие от нескольких аналогичных объектов, реализованных в прошлые годы. Это значит, что о продаже двух вокзалов фактически знали только в областном комитете по управлению госимуществом, тогда как областную программу публично принимает голосованием региональный парламент.
Информированный источник в аппарате губернатора уточнил, что, по его данным, согласовывая сделку по продаже вокзалов в сентябре прошлого года, комитет госимущества не проводил необходимую в таких случаях балансовую комиссию. Она должна была подтвердить или опровергнуть доводы о ненужности станций. «По крайней мере, документов комиссии в «Вокзал-Авто» представлено не было, баланс тоже не запрашивали», – уточнил собеседник.
В областной думе, где пытаются разобраться в проблеме, напомнили, что «Вокзал-Авто», у которого в уставе прописано оказание услуг транспортного сообщения, не был официально ликвидирован или обанкрочен. А федеральное законодательство о ГУПах и МУПах прямо запрещает унитарным предприятиям совершение сделки, в результате которых они лишатся возможности осуществлять уставную деятельность.
В постановлении пленума Верховного суда № 22 от 29 апреля 2010 года указано, что такие предприятия распоряжаются имуществом только «в пределах, не лишающих его возможности» осуществлять основную деятельность, записанную в уставе. «Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными», – уточняет Верховный суд.
При этом в полномочиях собственника – комитета госимущества – была возможность заложить покупателям обременение обязательно сохранить в каком-то объеме целевое назначение здания. Например, отведя треть здания под кассы, а одну из сторон для стоянки автобусов. Этого сделано не было, зато было запрещено участвовать в торгах структурам, больше 25 % в капитале которых принадлежит государственным или муниципальным структурам. Такое положение, впрочем, следует из ФЗ «О конкуренции», который противодействует излишним тратам бюджетов. Но закон исходит из того, что ранее муниципалитет уже отказался воспользоваться правом забрать имущество, а была ли такая возможность в конкретном случае, до сих пор непонятно.
Кому и за что
По инициативе депутата Михаила Струка в областной думе прошло обсуждение ситуации с ленинской автостанцией. Рабочая группа была создана при комитете по бюджету. Среди предложений, озвученных на заседании, по словам источника (заседание прошло в закрытом режиме – прим. ред.), было и строительство в Ленинске новой современной автостанции за счет включения в соответствующую программу.
Эксперт по госзакупкам, член регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян считает, что если такой сценарий будет реализован, то «это уже слишком похоже на аферу». «Напоминает историю со школой в Рахинке (за которую в розыск объявлен бывший депутат Госдумы от КПРФ Николай Паршин, – прим. ред.). Туда-сюда деньги ходили, а когда начали разбираться, выяснилось, что они просто ушли», – отмечает общественник.
Председатель профильного комитета областной думы Дмитрий Калашников пояснил «ФедералПресс», что на заседании рабочей группы не был, но вопрос планируют передать в его комитет. «Единственное правильное решение, на мой взгляд, – это найти понимание между новым собственником помещения и общественно важным назначением. Возможен нормальный компромисс, ведь это же объект торговли, а вокзал – это привлечение хорошего потока», – рассуждает депутат.
Интересно, что в случае с аукционом по станции в Иловле здание в 300 кв. метров при первоначальной цене в 1,84 млн рублей было продано за 3,95 млн. Конкурентные торги устроили двое местных предпринимателей. А вот в Ленинске оказался всего один заинтересованный человек, и станция площадью 269 кв. метров (застроенной площадью – в 341 «квадрат») была продана по стартовой цене – за 1,49 млн рублей. Приобретатель – 59-летний житель Камышина Владимир Горбунов. В прошлом он был коммерсантом, занимаясь продажей аудио-, видеоаппаратуры. О какой-то связи с Ленинском (расстояние между городами почти 300 км) неизвестно.
В кулуарах ходят слухи, что в руководстве областной администрации вынашивают планы по выстраиванию в партнерстве с некими частными структурами новой системы пассажирского снабжения по области наподобие той, что была внедрена в Волгограде.
«Вообще, довольно странное желание – лишить людей имущества, занимающегося жизнеобеспечением населения. Сам факт, на мой взгляд, должна была отслеживать ФАС. А теперь уже дело за прокуратурой, которая может принять меры в защиту, как говорится, неопределенного круга лиц, – рассуждает Эдгар Петросян. – Я бы не стал обвинять муниципальные власти, они по факту у нас подневольные. А вот к руководству комитета, конечно, есть вопросы».
Добавим, что в марте 2017 года волгоградское управление ФАС аннулировало торги по продаже МУП «ВПАТП №7» автостанции площадью 161,8 кв. м в Волгограде. В аукционной документации содержалось требование о внесении обеспечения исполнения договора купли-продажи в размере почти 450 тыс. рублей помимо задатка в размере свыше 310 тыс., что противоречит Гражданскому кодексу.
В УФАС «ФедералПресс» пообещали, что в ситуации с бывшей автостанцией в Ленинске ведомство разберется. «В любом случае населенному пункту должно быть обеспечено некое помещение с функциями вокзала: продажа билетов, пребывание граждан, свободный подъезд транспорта», – пояснил собеседник в ведомстве.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий.