Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Великолепная семерка». Помогут ли новые ТОР развитию моногородов?

Производство
В небольших городах не хватает производств и работы

Правительство возлагает большие надежды на организацию ТОР в моногородах: уже существует 78 подобных образований, скоро будет создано еще семь. Эксперты же считают, что ТОР, хотя и хороший механизм привлечения инвестиций, быстрого эффекта все же не принесут. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Громадье планов и ожиданий

В ближайшее время в России появится семь новых территорий опережающего развития (ТОР), которые разместятся в моногородах Орловской, Волгоградской, Челябинской, Новосибирской, Новгородской, Кировской и Тульской областей.

«Там должны быть созданы современные производства – в химической, пищевой промышленности, автопроме – и перерабатывающие предприятия, а также логистические комплексы, налажено производство стройматериалов. И, конечно, по возможности налажена инфраструктура, включая социальную», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на минувшем совещании с вице-премьерами.

По словам же вице-премьера Виталия Мутко, в организуемые ТОР будет инвестировано около 35 млрд рублей, появится свыше 7 тыс. рабочих мест. «В перспективе 10 лет» поступления от них в бюджетную систему страны составят более 37 млрд рублей.

Возможности есть, но есть и «но»

У ТОР есть неплохие перспективы, однако не стоит в отношении них питать излишний оптимизм, констатируют отраслевые эксперты.

«ТОР создаются и в закрытых административно-территориальных образованиях, и в моногородах, они призваны способствовать их развитию, поэтому нет ничего удивительного в том, что территорий опережающего развития в стране много. Нужно напомнить, что ТОР создаются на много лет, поэтому требовать от них мгновенного результата не имеет смысла, они будут развиваться постепенно. Со временем там появятся резиденты, будут осуществлены инвестиции, созданы новые рабочие места, построена инфраструктура и так далее, но на все это требуется время, поэтому стоит подождать», – отмечает Ярослав Кабаков, директор по развитию инвестиционной компании «Финам».

«Количество ТОР не имеет значения, главная их задача – улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов в отдельно взятом регионе. Первые ТОР открывались на Дальнем Востоке, впоследствии этот статус стали давать моногородам, а это зачастую депрессивные территории, требующие больших финансовых вливаний и куда крайне сложно привлечь инвесторов. Для региональных властей создание на такой территории ТОР может быть единственным шансом привлечь деньги на развитие территории из федерального бюджета», – говорит Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер».

«Шансы всегда есть, но не стоит ожидать мгновенных прорывов. В любом случае стимулирование бизнес-активности – гораздо более перспективное направление, чем стремление задушить любую деятельность налогами, поборами и регулированием. Думаю, с учетом промышленной ориентации большей части городов, на территории которых собираются организовать ТОР, речь пойдет о разработках в сфере повышения эффективности промышленной деятельности», – размышляет Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.

На пути к сотне

На правительственном совещании Виталий Мутко сообщил, что 78 ТОР создано именно в моногородах. В них зарегистрировано 280 резидентов и привлечено порядка 15,7 млрд рублей капитальных вложений, появилось 9 тыс. рабочих мест. Резидентами в бюджеты различных уровней уплачено 2,2 млрд рублей налогов и взносов.

280 резидентов в расчете на 78 ТОР – мизерная величина, выходит в среднем три резидента на один ТОР. 9 тыс. рабочих мест картину тоже не меняют: Федеральная служба государственной статистики оценивает количество безработных в России в 3,7 млн человек.

К тому же ТОР слишком много, они различаются по географическому положению, инфраструктурным и логистическим условиям, и фактически они конкурируют между собой. Надо еще и учесть и положение дел в экономике страны – она сейчас стагнирует, и далеко не всякая компания имеет достаточные финансовые ресурсы для создания нового производства, даже если ей дают преференции.

Люди решают все

Организация ТОР в том или ином регионе не застрахована от ошибок, бюрократические формальности добавляют трудностей. Инвесторы могут почувствовать непонимание или равнодушие со стороны местных властей.

«Проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы ТОР, пожалуй, свойственны для экономики нашей страны в целом. Это слабоэффективное управление, связанное, в том числе, с отсутствием налаженного межведомственного взаимодействия. В свое время в своем отчете Счетная палата указывала на эти проблемы, отметив, кстати, что они были свойственны также и ОЭЗ. Основные претензии аудиторы высказали к непрозрачным критериям к функционированию и созданию ТОР, корректировке изначальных планов и сроков развития инфраструктуры и низкой методике оценки эффективности ТОР», – указывает Сергей Дейнека.

«Взаимные договоренности должны быть письменно оформлены, включая права и обязанности сторон, формат разрешения споров, детали инвестиционных соглашений. Если переговоры не помогают, то спор переходит в юридическую плоскость, и суд должен установить истину. Теоретически остается еще обращение к властям субъекта или к федеральным властям, но не всегда это возможно и не всегда может помочь», – говорит Ярослав Кабаков.

Наступить на старые грабли

Обращает на себя внимание тот факт, что ТОР фактически наследуют промышленную специализацию моногородов. Например, в Мценске градообразующими предприятиями являются Мценский завод коммунального машиностроения и Мценский литейный завод. Теперь же в ТОР «Мценск» намечено построить предприятия по переработке электронного лома, окраске плоского проката, переработке техногенного сырья и обработке цветных металлов, то есть она будет иметь металлургическую направленность. Однако отечественной металлургии не хватает заказов, мощности в ней избыточны, наладить отгрузки на экспорт может далеко не всякий производитель, соответственно, проекты в ТОР «Мценск» могут быстро не окупиться или вовсе провалиться.

По аналогичному сценарию могут развиваться события в ТОР в Белой Холунице, зависящей от деятельности Белохолуницкого машиностроительного завода, изготавливающего ленточные, винтовые и скребковые конвейеры. В ней хотят производить магистральные и шахтные конвейеры (то есть то же самое, что делает данное предприятие), организовать лесопитомник, выпускать котельное оборудование и одежду. При этом в справке к правительственному постановлению по ТОР «Белая Холуница» прямо указывается число рабочих мест, которое в ней может появиться, – 500, и то к 2028 году. Людям же нужна работа уже сейчас.

И главное, почему могут не «выстрелить» новые ТОР, – инвесторам нужны не только налоговые льготы и упрощение бюрократических процедур, но и возможность получения дешевых кредитов в банках и вывоза продукции в различные регионы, улучшение экономической ситуации в России. Если все эти проблемы не будут решаться, то толку от ТОР ожидать бессмысленно, сколько бы их не плодили.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.