горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Нижегородская область
8 июля 2019, 12:48 0
Редакция «ФедералПресс» / Наталья Егошина

«Неужели от президента это скрывают?» Нижегородцы не дают запутать себя в гидроузел

Жители Балахны и Городца выступают против плотины
Жители Балахны и Городца выступают против плотины

Проектная документация по второму этапу строительства нижегородского низконапорного гидроузла – водохранилища – уже в этом месяце может быть направлена на госэкспертизу – такие сроки обозначили в Росморречфлоте. Тем временем жители районов области, которых коснутся последствия стройки, до сих пор не видели ни итоговую оценку влияния на окружающую среду, ни карту будущих подтоплений. Люди всеми возможными способами пытаются донести до федеральных чиновников свое несогласие с планируемым строительством, однако те лишь дают понять, что решение отмене не подлежит. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

Сроки есть, а документов нет

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) рассчитывает в июле направить на государственную экспертизу документацию по второму этапу строительства нижегородского низконапорного гидроузла – водохранилища, сообщил РИА Новости глава ведомства Юрий Цветков. Вероятно, таким образом Росморречфлот попытается исполнить распоряжение правительства России, по которому проектная документация должна быть утверждена до 16 сентября 2019 года, с тем, чтобы успеть освоить средства. Ранее правительство обязало Росморречфлот до 25 декабря 2019 года завершить расчеты по неисполненным обязательствам прошлого года, в том числе 286,9 млн рублей – по нижегородскому гидроузлу.

Напомним, что низконапорный гидроузел планируется построить у острова Ревякского в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Стоимость проекта оценивается более чем в 43 млрд рублей, цель – достижение четырехметровой глубины судового хода и восстановление судоходства на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода. По прогнозу, прирост грузопотоков в створе нижегородского гидроузла к 2030 году увеличится в 3,8 раза – до 15,8 млн тонн, загрузка судоходных компаний и портов – более чем в 4 раза – до 8,8 млн тонн и до 166 тыс. туристов (пассажиров), сообщили «ФедералПресс» в Росморречфлоте. Среднегодовой прирост добавленной стоимости при росте объемов перевозок грузов и пассажиров в период до 2040 года для Нижегородской области оценивается в 17,2 млрд рублей.

В мае комиссия по подготовке правил землепользования и застройки Нижегородской области рассматривала результаты публичных слушаний по смене зонирования территории для размещения гидроузла и единогласно рекомендовала областному департаменту градостроительной деятельности и развития агломераций подготовить соответствующие изменения в генеральный план Нижнего Новгорода.

Последствия строительства ощутят городской округ Бор, Городецкий и Балахнинский районы. Для последнего, как было заявлено в феврале на общественных обсуждениях предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), плотина равнозначна поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки, против которого Нижегородская область боролась на протяжении многих лет. Жители Городецкого района тоже боятся подтоплений домов, садов и сибиреязвенных захоронений, они также вступились за памятник природы регионального значения «Дубрава у города Городца», который, пооценке экологов, подтопит не менее чем наполовину.

В Росморречфлоте и ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (заказчик строительства) на запрос «ФедералПресс» предоставили идентичные ответы: комплекс мероприятий по защите территорий, попадающих под воздействие будущего водохранилища, от подтоплений оценивается в 2,9 млрд рублей, но окончательные решения по составу и структуре мероприятий компенсационного и защитного характера будут сформированы по итогам рассмотрения проекта в ФАУ «Главгосэкспертиза».

В обоих ведомствах напомнили, что правительству Нижегородской области рекомендовано независимо от строительства гидроузла выйти с инициативой по разработке крупного экологического проекта по оздоровлению этого участка Волжской поймы в рамках нацпроекта «Экология», и Минтранс РФ уже выразил готовность поддержать такую инициативу региона.

Активисты общественных движений Балахны и Городца заявляют, что еще не видели карту подтоплений, неизбежных в результате строительства гидроузла и создания водохранилища.

Как рассказал «ФедералПресс» сопредседатель координационного совета по противодействию строительству плотины Александр Почекутов (Балахна), ее местные власти не смогли открыть и увязать с координатами, на что проектировщики ответили, что в районной администрации устарело программное обеспечение. По оценке специалистов, озвученной ранее на общественных обсуждениях в Балахне, затопленными окажутся 7,3 га земельных участков граждан.

Окончательных материалов ОВОС нет до сих пор. По словам председателя совета экологического центра «Дронт» Асхата Каюмова, на рабочую группу внесен лишь доработанный вариант проекта плотины и водохранилища, в котором нет концептуальных отличий от предыдущего.

«Жителей никто не слышит и слышать не хочет»

Против плотины жители выступают всеми возможными способами. Весной в Балахне собирались митинги, 23 июня протест поддержали организаторы и участники забега «Мининский марафон», позднее на забетонированной набережной появилась надпись «Нет плотине! Нет потопу!», а на памятнике Кузьме Минину – плакат «Мой ответ – плотине нет!». В преддверии прямой линии с президентом Владимиром Путиным жители записали видеообращение, в котором попросили главу государства вмешаться в ситуацию и рассмотреть альтернативные варианты решения проблемы судоходства на Волге. Балахнинцы считают, что решение должно приниматься с учетом мнения всех жителей, которые живут и трудятся на реке.

«В интернете проектировщики и застройщики докладывают, что все хорошо, поступают короткие, но, тем не менее, мнения, что проект движется, но не дается информация, что люди против», – говорит и активист общественного движения Городецкого района «За родную Волгу» Полина Кассина.

Депутаты думы Городца поддержали местных жителей, решив обратиться к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину и попросить его взять этот вопрос под особый контроль. «Есть несколько способов (порядка десятка), которыми можно ситуацию исправить. Есть совершенно безопасные для людей, экологически нормальные проекты с минимальными затратами, – сказал Городецкой телерадиокомпании депутат городской думы Городца Николай Александров. – Идет административное давление, и есть заказные статьи. Я был на нескольких встречах: пробивается один ущербный вариант. Жителей никто не слышит и слышать не хочет».

Депутат подготовил открытое письмо на имя президента Русского географического общества Сергея Шойгу (имеется в распоряжении «ФедералПресс»). По мнению автора письма, проект нарушит сложившуюся экосистему на Волге, «нанесет огромный ущерб населению и репутации органов власти, включая высшую».

«Проект не только во всех аспектах не просчитан в сравнении с другими возможными вариантами повышения глубины реки в районе Городца Нижегородской области, он сырой, но он и не имеет независимой оценки вреда окружающей среде, он не прошел госэкспертизы, и, самое главное, через 10–15 лет проблема вернется опять, – пишет Николай Александров. – По предварительным оценкам, даже часть компенсационных мероприятий при строительстве многократно превысит затраты на само строительство, не говоря о том, что полный ущерб природе восстановить будет просто невозможно. И в этой связи не укладывается в голове связь с федеральными проектами национального проекта «Экология»: «Оздоровление Волги» со сроками реализации 2018–2024 гг. или «Сохранение уникальных водных объектов» с теми же сроками. Одной рукой наносим природе колоссальный, неоправданный ущерб, другой будем пытаться этот ущерб восстанавливать? Неужели от президента страны это скрывают? Это же его проект».

Николай Александров утверждает, что альтернативные строительству плотины варианты надлежащим образом вообще не рассматривались: «Ответственный исполнитель и соисполнитель проекта сегодня завели ситуацию в тупик на уровне Федерации, практически ввели в заблуждение правительство РФ. Не пора ли уже сегодня посмотреть на действия упомянутых структур с начала их деятельности в этом направлении и принять соответствующие правовые решения?».

На вопрос «ФедералПресс», можно ли утверждать, что все альтернативные варианты в полной мере изучены специалистами и не подходят для решения проблемы судоходства на Волге, в Росморречфлоте заявили, что «ответ, безусловно, утвердительный». «Согласно полученным результатам, как отмечается в решении Научного совета РАН по водным ресурсам суши от 28.05.2019, лишь «строительство ННГУ обеспечивает условия для беспрепятственного транзита современных грузовых и пассажирских судов по участку р. Волга от г. Городца до г. Нижнего Новгорода». При этом мы также согласны с мнением ученых РАН, что «с учетом всех рассмотренных материалов <…> и дополнительных исследований <…> дальнейшую детальную проработку т. н. альтернативных предложений, включая вопросы оценки воздействия на окружающую среду, следует считать нецелесообразной», – сказали в Росморречфлоте. Аналогичный ответ дали в администрации Волжского бассейна.

На вопрос «ФедералПресс», допускается ли отказ от проекта гидроузла, в обоих ведомствах ответили, что не уполномочены отменять решения вышестоящих органов власти, принятые и оформленные в точном соответствии с федеральным законодательством.

Сбалансированный учет мнений?

В администрации Волжского бассейна утверждают, что находятся в постоянном контакте с общественностью. «Наша позиция состоит в выработке подхода, который предполагает сбалансированный учет мнений и интересов основных общественных групп и слоев населения региона по вопросам реализации строительства гидроузла и восстановления условий для полноценного судоходства, а не только одной из его частей, и основывается на достоверной информации», – сказали в ФБУ.

«Представители руководства Федерального агентства считают для себя принципиально важным поддерживать все форматы взаимодействия, включая встречи с общественностью, для того, чтобы получать в полном объеме и анализировать все конструктивные предложения», – заверили и в Росморречфлоте.

Пока взаимодействие сторон идет в цивилизованном русле, однако в «ФедералПресс» уже поступил сигнал, что балахнинский актив, понимая, что доводы людей так и не услышаны, приходит к мысли о более серьезных гражданских акциях. Впрочем, Александр Почекутов не драматизирует ситуацию: «Разговоры такие идут, прожекты строятся, но это все прожекты».

Говоря о перспективах прохождения госэкспертизы, эколог Асхат Каюмов отмечает, что самое узкое место – сумеет ли проектировщик ООО «Техтрансстрой» увернуться от экологической экспертизы. «Сейчас официально говорят, что подадут документацию на государственную экологическую экспертизу, а ее могут вернуть со словами, что это не является объектом государственной экологической экспертизы. Вот такая хитрость», – опасается эколог.

В то же время, говорит собеседник «ФедералПресс», ничто не мешает отправить в Главгосэкспертизу заключение общественной экологической экспертизы, которое будет готово в ближайшее время. Заключение составлено на основании доступных материалов проекта и предварительных материалов ОВОС и содержит указание на нарушение конкретных положений федерального законодательства.

В правительстве Нижегородской области утверждают, что его позицию неоднократно высказывал глава региона Глеб Никитин, и она заключается в том, что «любой проект обеспечения судоходства, который будет реализован на территории региона, должен не только не ухудшить ситуацию в Нижегородской области, но и улучшить ее». «Также правительство Нижегородской области настаивает на том, чтобы окончательный проект низконапорного гидроузла с учетом всех вопросов от жителей и ответов в виде предусмотренных компенсационных мероприятий (строительство водопонижающих каналов, расчистка русел малых рек, высадка новых деревьев) был вынесен на повторное общественное обсуждение», – подчеркнули в областном правительстве.

Фото: ФедералПресс / Наталья Егошина

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1