Самарская область

Бороздившие просторы Вселенной: кто из российских космонавтов родился в Приволжье

Музей космонавтики в Москве
Больше 10 космонавтов из Приволжья побывали за пределами Земли

В 2024 году весь мир отмечает 63-ю годовщину полета человека в космос. Первыми героем стал Юрий Гагарин, чье имя на века запечатлено в истории. С того момента больше 600 человек из разных стран, включая туристов, побывали в космосе. Среди тех, кто бороздил необъятные просторы за пределами атмосферы, были и уроженцы приволжских регионов. Подробнее о героях, которые преодолели земное притяжение, читайте в материале «ФедералПресс».

Самарская область

За всю история освоения бескрайнего пространства за пределами Земли четыре выходца из Самарской области стали космонавтами.

Алексей Губарев – 33-й космонавт СССР, который дважды побывал за пределами Земли (в 1975 и 1978 годах).

Олег Атьков – 57-й летчик-космонавт СССР. В рамках своего единственного полета в 1984 году он провел 236 суток в невесомости.

Сергей Авдеев – суммарно провел больше двух лет в космических полетах. На его счету их три – с июля 1992 по февраль 1993, с сентября 1995 по февраль 1996, а также с августа 1998 по август 1999 гг.

Михаил Корниенко впервые отправился в космос в возрасте 49 лет в 2010 году, а второй раз спустя несколько лет в 2015 году. За два полета провел там 516 суток, дважды выходил в открытый космос.

Кировская область

Уроженец Кировской области Виктор Савиных трижды участвовал в полетах, суммарно провел вдали от Земли 252 дня. Он 100-й космонавт планеты и 50-й космонавт страны. За его плечами первая стыковка с неуправляемой станцией «Салют-7», действия экипажа смогли предотвратить катастрофу. Подвиг героя вошел в учебники.

Еще один кировчанин – Олег Блинов, является летчиком-испытателем, но при этом никогда не выходил за пределы земного притяжения. Дело в том, что он возглавил международный экипаж, который в рамках изоляционного эксперимента SIRIUS-21 в течение 240 суток моделировал долгосрочный полет на Луну.

Оренбургская область

Оренбуржцы по праву гордятся земляком Юрием Романенко. За его плечами три полета в 1977, 1980 и 1987 годах, четыре выхода в открытый космос, более 430 суток вне земной атмосферы.

Его земляк Геннадий Манаков совершил первый полет в космос в 1990 году в качестве командира экипажа «Союз ТМ-10» и провел на орбите 130 суток. Второй полет состоялся три года спустя и продлился уже 179 суток на корабле «Союз ТМ-16».

Республика Чувашия

Первым уроженцем Чувашии, который открыл для себя космос, стал Андриян Николаев. Почетно, что он также был третьим отечественным космонавтом и пятым в мире, но кроме того – совершил первый групповой полет двух пилотируемых кораблей. 18 лет провел в браке с первой женщиной, побывавшей в космосе, – Валентиной Терешковой.

Свое 70-летие в прошлом году отметил еще один космонавт родом из Чувашии – Николай Бударин. На его счету три полета – в 1995, 1998 и 2002 годах и наравне с этим восемь выходов в открытый космос.

Саратовская область

Среди саратовцев есть свои герои – это Геннадий Сарафанов, который совершил полет в космос в качестве командира космического корабля «Союз-15» в августе 1974 года. А вместе с ним и Юрий Шаргин, совершивший полет в космос в 2004 году. Для обоих мужчин это была единственная экспедиция к звездам.

Нижегородская область

Нижегородская область может гордиться Вячеславом Зудовым – командиром космического корабля «Союз-23». Зудов совершил двухдневный полет в октябре 1976 года. Экипаж был вынужден вернуться, так как не мог состыковаться с космической станцией. Приземление даже могло обернуться трагедией, потому что аппарат приземлился в озеро в Казахстане и достать оттуда команду не могли первые 12 часов. Второй раз на орбиту он уже не вернулся, однако работал в Центре подготовки космонавтов.

Республика Татарстан

Родившийся в Татарстане Сергей Рыжиков – единственный, кому представилась возможность обойти земное притяжение. Первый космический полет выполнил с октября 2016 года по апрель 2017 года. А второй раз оказался на орбите в 2020 году.

Пензенская область

Среди уроженцев Пензенской также есть свой герой, покоривший внеземные просторы – это Александр Самокутяев. Первый шаг к звездам он сделал в юбилейный для всей космонавтики год – 2011-й. К этому моменту с полета Юрия Гагарина прошло 50 лет.

Республика Мордовия

Уроженец Мордовии, летчик-космонавт Владимир Дежуров наравне с другими внес свой вклад в изучение бескрайних просторов вселенной. На его счету два полета, в 1995 и 2001 годах, и семь выходов в открытый космос.

Советуем прочитать материал «ФедералПресс» о том, как выглядят города ПФО из космоса. В статье собраны не только фотоснимки с МКС, но и впечатления членов экспедиций.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».