Тема помощи отечественному малому и среднему бизнесу продолжает быть в повестке дня всероссийских и региональных властей. И животрепещущим по сей день остается вопрос о том, как же поддержать российское производство и основной двигатель инновационных проектов – некрупных предпринимателей, фактически лишенных сегодня возможности кредитоваться по низким ставкам или даже вообще кредитоваться. Подробности в материале РИА «ФедералПресс».
Тема помощи отечественному малому и среднему бизнесу продолжает быть в повестке дня всероссийских и региональных властей. И животрепещущим по сей день остается вопрос о том, как же поддержать российское производство и основной двигатель инновационных проектов – некрупных предпринимателей, фактически лишенных сегодня возможности кредитоваться по низким ставкам или даже вообще кредитоваться. Подробности в материале РИА «ФедералПресс».
Несмотря на четко и уже многократно озвученные президентом страны указания о повсеместной поддержке малого и среднего бизнеса, проблема не только остается нерешенной, но и усугубляется с каждым годом все более и более. Теперь перед властями стоит вопрос о том, как же помочь предпринимательскому сообществу и предприятиям, производящим импортозамещающую продукцию сегодня – в условиях жесточайших экономических трудностей и напряженной обстановки на геополитической арене.
Замкнутый круг
На прошедшем накануне Госсовете Владимир Путин призвал сделать предпринимательство «привлекательным, доступным и престижным». Министр экономразвития не замедлил предложить для решения столь важной стратегической задачи создать новое ведомство – Агентство по развитию малого и среднего бизнеса.
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Хакамада довольно точно подметила – каждый из руководителей федеральных ведомств и финансовых регуляторов, вступая в споры о том, что же нужно малому и среднему бизнесу, прав относительно тех мер, которые необходимы сегодня в России.
«Я редко бываю согласна с президентом России, однако полностью поддерживаю его слова о новой индустриализации, которая является задачей обширной. Греф говорит, что главное – реформа госуправления, которая дает полтора пункта, Шувалов говорит про справедливые суды, Мау говорит, что главное – частные инвестиции, Набиуллина говорит, что не надо количественного смягчения, а то будет совершенно безответственное финансирование импорта. Я со всеми согласна. Но меня удивило, что гора родила мышь, – 15 лет спустя появляется новое агентство, в которое выстроится очередь лоббистов. И в огромной стране опять не произойдет ничего», – заявляет Хакамада.
Впрочем, представители экспертного сообщества склонны позитивно оценивать появление данного агентства. Так, по словам генерального директора агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, подобные ведомства широко востребованы в международной практике.
«Такое агентство могло бы работать по тем установленным преференциям законодательным путем. Главная преференция – освобождение от налогов в производственной сфере на длительное время. Если это произойдет, это даст взрывной рост компаний, значительный рост налоговых поступлений. Кроме того, это выведет из теневого сектора занятости значительную часть населения – около 22 миллионов человек. Причем должна действовать дедушкина оговорка – если однажды такая возможность будет законодательно реализована, то в будущем ее нельзя будет отменять», – уверен Орлов.
В целом экономисты неустанно продолжают твердить о целой системе преференций для малого и среднего бизнеса, за которыми как раз и будет следить вышеупомянутая правительственная структура.
«Помимо этого нужно следить за тем, чтобы была решена проблема «крышевания», и работать над тем, чтобы доля коррупционных дел шла на понижение. Если уровень коррупционного давления на экономику будет снижен до показателей Запада, то есть до 10 %, то это серьезно улучшит состояние и функционирование бизнеса», – полагает Орлов.
Банки и приоритеты
В один день с Госсоветом в Москве прошел съезд региональных банков, где глава ЦБ Эльвира Набиуллина в очередной раз сообщила, что регулятор не намерен вступать в открытую схватку с инфляцией и всеми остальными последствиями разразившегося экономического кризиса. «Будем делать это с учетом возможности российской экономики», – отметила председатель ЦБ. Там же министр финансов Антон Силуанов заявил, что триллион, ранее выделенный на докапитализацию российских банков, был необходимым шагом навстречу банковской системе, в противном случае «мы получим остановку предприятий».
«В том случае, если эти банки обанкротятся, никто не будет кредитовать малый и средний бизнес. Для крупного банка даже просто собрать крупный комитет для того, чтобы выдать такой кредит – очень затратно. И многие небольшие банки удовлетворяют нормативам ЦБ, именно они довольно устойчивы и являются проводниками кредитной политики в регионах, – считает доктор экономических наук, проректор РАНХиГС Андрей Марголин. – Смысл состоит в том, чтобы найти дополнительные ресурсы и для докапитализации устойчивых региональных банков, тем более что триллиона рублей для этого не потребуется».
Экономист также акцентирует внимание на том, что приоритетными для таких банков, скорее всего, станут проекты по импортозамещению. И чем быстрее решится вопрос с претендентами на докапитализацию, тем будет лучше. «Но надо этот момент продумать, а также решить, каким конкретно банкам и под какие проекты можно будет оказать государственную поддержку. Ведь если просто докапитализировать банки и предоставить им свободу без всяких требований к эффективности использования полученных средств – это будет неправильно», – отмечает Марголин.
Полулегальные субподрядчики
В последнее время в центре внимания также оказался вопрос о допустимости участия малого и среднего бизнеса в госзаказах – выделение предпринимателям среднего звена 15-процентной квоты. Цель такого предложения вполне даже логична, ведь на сегодняшний день значительная часть госзаказа выполняется мелким и средним бизнесом, но лишь в качестве субподрядчиков у крупнейших игроков.
«Речь идет о том, чтобы, во-первых, средние и мелкие компании выступали непосредственными подрядчиками, а во-вторых, о том, чтобы квотировать и дать возможность увеличить их количество. Если будет установлена эта квота, даже крупный бизнес будет заинтересован в том, чтобы его дочерние и близкие компании получали эти заказы, то есть крупные игроки будут заинтересованы в собственном дроблении и дальнейшем развитии», – прогнозирует Дмитрий Орлов.
Кроме того, таким образом, полагают эксперты, можно будет решить актуальную нынче проблему инновационного и конкурентного развития на отечественном рынке.
«Любые проекты, которые связаны с развитием импортозамещения, в регионах очень перспективны, помогают создавать новые рабочие места и увеличивать поступления налогов в бюджет, – уверен Марголин. – Ну и потом, малый бизнес – проводник различных инноваций. Это важно, потому что если мы будем тиражировать те технологии, которые морально устарели уже сегодня, завтрашняя конкурентоспособность окажется под вопросом. Эти проекты отличаются повышенными рисками, ими нужно эффективно управлять, и, соответственно, готовить для этого квалифицированные кадры».