Ноябрь в регионах СФО был отмечен весьма разнообразными конфликтами. Например, в Новосибирске традиционно спорили о бюджете, кипели страсти вокруг Оперного театра и увольнений в филармонии. Красноярск все-таки лишился прямых выборов мэра города, а Омск – одного из вице-премьеров. Подробнее – в спецпроекте «ФедералПресс.Сибирь».
Ноябрь в регионах СФО был отмечен весьма разнообразными конфликтами. Например, в Новосибирске традиционно спорили о бюджете, кипели страсти вокруг Оперного театра и увольнений в филармонии. Красноярск все-таки лишился прямых выборов мэра города, а Омск – одного из вице-премьеров. Подробнее – в спецпроекте «ФедералПресс.Сибирь».
Новосибирская область
Депутаты Новосибирского горсовета поспорили с мэром о бюджете
Стороны конфликта: мэр Новосибирска Анатолий Локоть, депутаты горсовета.
Описание конфликта. Проблемы с областным и городским бюджетами находятся сейчас в регионе в центре внимания. Неожиданно страсти относительно бюджета Новосибирска, предложенного мэрией, проявились в публичной сфере.
На заседании комиссии городского совета по городскому хозяйству произошел скандал: депутаты раскритиковали предложенный Анатолием Локтем вариант. Сразу девять депутатов высказались за то, чтобы не рекомендовать к принятию предложенный вариант бюджета, еще двое воздержались, а за не высказался никто. Главная суть претензий депутатов состоит в том, что региональные власти забирают у города слишком много, а обещания помочь так и остаются на бумаге. В городском совете считают, что против предложенного мэрией варианта бюджета могут высказаться также и другие комиссии Совета депутатов.
Дефицит городского бюджета на будущий год предполагается в размере одного миллиарда рублей. Сам мэр Анатолий Локоть, представляя проект бюджета депутатам, дал понять, что прекрасно понимает: процедура его принятия простой не будет. Впрочем некоторые политологи считают, что действия депутатов, входящих в комиссию Совета по городскому хозяйству, можно объяснить тем, что они стремятся повлиять на политику областных властей, вынося вопрос в публичную сферу в надежде, что регион выделит городу субсидии и субвенции в размере полмиллиарда рублей.
Комментарии сторон
Вячеслав Илюхин: такой бюджет принимать нельзя
Член комиссии по городскому хозяйству убежден: «Бюджет в том виде, в котором он есть сейчас, принимать нельзя по двум причинам. Первая причина – это межбюджетные отношения. Они не выдерживают никакой критики. Что касается области, то про шесть миллиардов рублей мы уже говорили. Плюс ко всему мне кажется, что все вопросы нужно пересматривать. Поэтому нам необходимо проводить общее совещание с областью, где нужно заявлять о своих правах».
Анатолий Локоть: главная проблема – НДФЛ
«Главный фактор, который оказывает влияние на формирование доходов бюджета, – это значительное снижение темпов роста по НДФЛ. При формировании бюджета мы должны были исходить из скорректированных рекомендаций правительства региона, в которых темп роста НДФЛ на 2016–2017 годы был снижен с десяти до шести процентов. В текущей ситуации мы приняли решение о необходимости наращивания неналоговых доходов за счет продолжения работы по оптимизации использования муниципального имущества», – заявил новосибирский градоначальник.
Мнения экспертов
Николай Тямин, председатель постоянной комиссии по социальной политике и образованию Совета депутатов г. Новосибирска:
«Исходя из проекта бюджета города Новосибирска на 2016 год, необходимо выбрать приоритетные направления и не ошибиться. Есть вопросы, которые не требуют больших финансовых или вообще каких-либо затрат, а именно организационные вопросы».
Константин Антонов, руководитель Новосибирского отделения ФоРГО, доктор социологических наук:
«Я считаю, что нужно убрать из лексикона слово «конфликт» в данной ситуации. В Новосибирске всегда была очень высокая конкурентная среда. В разные времена она происходила за кулисами, не выходя в публичную сферу, но это не значит, что ее вовсе не было. Искусство лидеров в регионе заключалось в том, что они находили компромисс. Сейчас это искусство утрачено. Конкурентная среда никуда не делась – она как была, так и осталась, но модератора сейчас нет. Поэтому любое слово за или против в нынешней ситуации не нужно рассматривать как проявление агрессии, вражды. Идет абсолютно нормальный политический процесс».
Новый интерьер новосибирской оперы стал предметом раздора
Стороны конфликта: директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман, руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев.
Описание конфликта. В ноябре на новый уровень вышел конфликт вокруг Новосибирского театра оперы и балета, который сотрясает город вот уже более полугода. На открытии 71-го сезона театр представил новый интерьер, что сразу стало предметом споров. Одним очень понравилась отделка, новые туалеты, дамские комнаты и новые кресла в партере. Другие категорически не приняли нововведения, посчитав, что такой интерьер больше подходит для казино, и, видимо, забыв, что игровые заведения изначально копировали имперский стиль театров, а в некоторых казино дресс-код гораздо более жесткий, чем в учреждениях культуры. Обновившийся театр похвалили губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий и бывший министр культуры региона Наталья Ярославцева.
Гром грянул неделю спустя, когда несколько архитекторов направили мэру Новосибирска Анатолию Локтю открытое письмо, в котором обратили внимание властей на недопустимость реконструкции интерьеров Новосибирского театра оперы и балета. Чуть позже руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев выступил с заявлением, что реконструкция интерьера театра оперы и балета может стать поводом для штрафа в отношении директора Владимира Кехмана и подрядчика, которые не согласовали ремонт с надзорной организации. Предполагается, что изменение интерьера сначала будет обсуждаться на заседании научно-методического экспертного совета, а позже последует иск в суд.
Комментарии сторон
Владимир Кехман: надо интегрировать Новосибирскую оперу в международную систему
Директор Новосибирского театр оперы и балета заявил: «Самое главное для меня – интегрировать Новосибирскую оперу в международную систему копродукций опер и балета. Начало уже положено – в ближайший год у нас будет две копродукции с Ла Скала – в опере это «Риголетто», а в балете – «Золушка» в постановке Мауро Бигонзетти. А главное – я хочу добиться, чтобы наш театр сам начал генерировать идеи копродукций с театрами Европы и Азии. В первую очередь с Казахстаном и Китаем. Мне Валентина Ивановна Матвиенко когда-то сказала: «Вы в историю уже вошли. Вопрос – как вы в ней останетесь». Я бы хотел остаться тем, кто приложил руку к сохранению такого здания».
Александр Кошелев: решение будет принимать суд
Руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области констатировал: «По внутренним работам управлением выдавалось разрешение на основании выданной ранее и согласованной с министерством культуры РФ документации. По факту были зафиксированы случаи проведения этих работ вне рамок согласованной документации. Сейчас управление проводит проверочные мероприятия в рамках наших надзорных функций. По итогам проверки будет принято решение о привлечении правонарушителей к ответственности. Должностные лица и подрядная организация, которые допустили эти нарушения, скорее всего, будут привлечены к административной ответственности, но решение будет принимать уже суд».
Мнения экспертов
Александр Савин, директор новосибирской филармонии в 1987–1989 годах, руководитель объединения «Балет Новосибирск-100»:
«Вокруг деятельности Владимира Кехмана слишком много эмоций, но у меня к нему отношение двойственное. Да, он порой хамит, когда отбивается от атак. Но он профессионал и у него хорошее чутье. У него может получиться. Мне лично понятно то, что он делает, как пытается соединить возможности двух театров – новосибирского и питерского. Тем более что очевидно, что в Новосибирске нет исполнителя, равного Ивану Васильеву. Но проблема тем не менее существует. Новосибирский театр не должен оставаться падчерицей. Тут нужно ставить постановки. Правильно, что театр поставил себе задачу каждый месяц давать по премьере. В свое время, когда я возглавлял творческое объединение «Балет Новосибирск-100», у нас была поставлена задача ставить одноактный балет каждые две недели. Но нужна серьезная работа с местными исполнителями. Сейчас здесь надо заново сформировать школу и институт звезд, которые также должны ездить выступать в Санкт-Петербург».
Игорь Поповский, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ, сопредседатель экспертного совета при Управлении охраны историко-культурного наследия Новосибирской области:
«Полагаю, что управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области будет выступать жестко, чтобы не было прецедента. Не могу утверждать, что получиться возвратить исходный интерьер, но штрафные и другие административные санкции, скорее всего, будут наложены на руководителей театра по всем статьям. Александр Кошелев, руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, выступил с предупреждением довольно давно, но оно было проигнорировано. Теперь он не собирается принимать объект, он открыто об этом заявил и отказаться от своих слов уже не получится, что само по себе означает, что сложилась ситуация скандала. Научно-методический экспертный совет, действующий при управлении по государственной охране объектов культурного наследия, – орган довольно жесткий. Очень плохо, что сейчас мы живет в ситуации, когда давление на государственные органы оказываются со всех сторон. Мне кажется, что надо нормально, спокойно и без оскорблений разобраться в ситуации, придя к какому-то консенсусу».
Новосибирская филармония избавляется от худруков
Стороны конфликта: директор филармонии Татьяна Людмилина, бывший руководитель музыкально-литературного отдела Александр Сперанский, худрук ансамбля ранней музыки Insula Magica Аркадий Бурханов.
Описание конфликта. Новый импульс в ноябре получил конфликт, который продолжается в новосибирской филармонии уже полтора года, после того как пост директора заняла Татьяна Людмилина. Центральный суд Новосибирска назначил дату рассмотрения иска бывшего руководителя музыкально-литературного отдела областной филармонии Александр Сперанского, уволенного со своей должности. Заслуженный работник культуры России полагает, что концертная организация грубо нарушила процедуру его увольнения.
Александр Сперанский стал уже четвертым «пострадавшим» художественным руководителем новосибирской филармонии после того, как ее руководителем стала Татьяна Людмилина. Первой была уволена начальник отдела областных гастролей Лола Азимова. Затем с должности художественного руководителя отдела детско-юношеских программ был уволен его создатель – Владимир Калужский. История с руководителем всемирно известного ансамбля ранней музыки Insula Magica Аркадием Бурхановым вообще в течение несколько последних месяцев превратилась в сюжет, напоминающий смесь триллера с мыльной оперой. Он смог в суде обжаловать два взыскания, которые вынесла директор, компенсировать судебные издержки, а также добиться моральной компенсации со стороны концертной организации. Назначение Татьяны Людмилиной директором Новосибирской государственной филармонии в январе прошлого года сразу вызвало напряжение в областной концертной организации. Через три месяца все это вылилось в открытое письмо, подписанное 172 сотрудниками филармонии, которое было направлено полпреду президента в СФО, губернатору Новосибирской области и председателю областного заксобрания. В нем они выразили недовольство действиями нового директора, обвинив Татьяну Людмилину в «чудовищной некомпетентности» и даже в «хамском обращении».
Комментарии сторон
Александр Сперанский: я оказался «отсталым человеком»
Уволенный сотрудник филармонии прокомментировал: «Мое несчастье оказалось в том, что, сыграв в свое время неинтерактивно все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, я оказался отсталым человеком и не заразился новыми веяниями. Хотя мы всего лишь прислушиваемся к мнениям педагогов, которые настаивают, чтобы дети на наших лекциях слушали музыку в ее естественном звучании».
Татьяна Людмилина: не всем нравятся новые задачи
Директор новосибирской филармонии заявила: «Когда меня назначили директором филармонии, передо мной ставились конкретные задачи, которые я не скрывала, и которые (с большим сопротивлением со стороны части сотрудников) пытаюсь реализовывать в меру, доступную мне сегодня. Естественно, это не нравится людям, привыкшим работать, мягко говоря, не в особо активном режиме».
Мнения экспертов
Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии:
«Само по себе наивным было предположение, что прошлогодний мятеж в областной филармонии, который начался с открытого письма против Татьяны Людмилиной, угас. И всем сразу стало хорошо... Письмо от 127 сотрудников концертной организации было направлено полномочному представителю президента России в СФО, губернатору Новосибирской области и председателю законодательного собрания. Получить удалось только чиновничьи отписки. Вообще, надо сказать, что написанное год назад письмо было какой-то романтикой, в то время как надо было сразу идти в прокуратуру или в суд».
Ярослав Малянов, заместитель директора по правовым вопросам группы компаний «СибМА»:
«Уже давно очевидно, что в филармонии явно не все в порядке в области трудовых взаимоотношений с работниками, что должно стать предметом отдельного изучения со стороны прокуратуры. Тем более, что последние поданные иски могут создать некоторые сложности не только для бюджетной концертной организации, но и для директора Татьяны Людмилиной, которая, вообще-то, по закону должна из собственного кармана оплачивать все судебные издержки».
Омская область
Омск избавился от первого вице-мэра
Стороны конфликта: мэр Омска Вячеслав Двораковский, Александр Поповцев, городской совет.
Описание конфликта. В Омске обсуждают кадровые перестановки, которые грядут в городской администрации. На прошлой неделе депутаты горсовета утвердили новую структуру мэрии. Как ни странно, в ней не нашлось место первому вице-мэру Александру Поповцеву. В свою очередь Вячеслав Двораковский заявил, что чиновник уходит, поскольку в мэрии для него нет достаточного функционала. К тому же в этом году на 10 % будет сокращено количество работников в структурных подразделениях муниципалитета.
В итоге департамент городской экономической политики, который курировал Поповцев, теперь отойдет в ведение вице-мэра Инны Парыгиной. О дальнейших планах самого Александра Поповцева пока ничего неизвестно.
Комментарии сторон
Первый вице-мэр города Александр Поповцев: решение об изменении структуры мэрии следует принять
Чиновник, комментируя ситуацию журналистам, заявил: «Когда мне предложили должность, мне ставилась определенная задача. В частности, я курировал управление 300-летия города и поиск дополнительных резервов для пополнения бюджета. Но управление по празднованию 300-летия города и управление внутреннего аудита так и не были созданы. А раз эти решения не были реализованы, то курировать один департамент экономической политики и за счет этого искать дополнительные доходы – неправильно. Это чревато превышением полномочий».
Мэрия Омска: кадровое решение еще не принято
Начальник пресс-центра администрации Виктор Гашеев сообщил: «На сегодняшний день выполняются мероприятия, направленные на реализацию на практике принятой депутатами структуры. Кадровое решение еще не принято».
Мнения экспертов
Игорь Антропенко, депутат Омского городского совета:
«Появляется весомый заместитель мэра, который теперь будет отвечать за все вопросы, связанные с формированием доходной части бюджета Омска. Мы с него сможем спросить по гамбургскому счету».
Михаил Андреев, политолог (в интервью «Независимой газете»):
«В последнее время к его семье было приковано излишнее внимание. В частности, его сына приговорили к пяти годам заключения за растрату. Тогда журналисты требовали, чтобы и отец подал в отставку. Многие обсуждали имущество семьи Поповцевых и то, как оно было нажито».
Александр Малькевич, генеральный директор 12-го канала:
«Увольнение Поповцева – шаг вполне понятный, с точки зрения его руководителя. На мой взгляд, первый заместитель везде должен быть один – просто потому, что он первый. У Медведева, у Нарышкина, у Назарова так. Это во-первых. Ну а второй глобальный момент, конечно, связан с подготовкой к празднованию 300-летия Омска. Я как человек новый в городе могу задать много риторических вопросов о том, «почему все так невесело»; в том числе об информационной открытости этого события. В частности, я считаю, что медиакампания по проведению 300-летия города в значительной степени проиграна. А если выбирать из двух заместителей, то при сокращении остается, как правило, наиболее эффективный. Так и произошло».
Фирму, виновную в обрушении казармы, объявили недобросовестным подрядчиком
Стороны конфликта: ООО «РемЭксСтрой», Следственный комитет РФ, ФАС.
Описание конфликта. Нижегородская строительная компания «РемЭксСтрой», генеральный директор которой стал фигурантом дела об обрушении казармы в поселке Светлый, находится на грани разорения. Причиной послужило, что компания, ремонтировавшая омскую казарму, задолжала налоговикам Нижнего Новгорода свыше 2,4 млн рублей. К тому же недавно ФАС приняла решение внести «РемЭксСтрой» в Реестр недобросовестных поставщиков. Соответствующая запись в РНП была сделана ФАС по ходатайству 11 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Приволжскому региону. Четыре контракта стоимостью от 31 до 40,7 миллионов каждый бизнесмены получили в 2014 году по результатам электронного аукциона. Работы по реконструкции клуба и общежитий по договору должны были завершиться до конца этого года, но после трагедии в поселке Светлый руководитель Александр Дорофеев оказался в СИЗО, а работы остановились.
Комментарии сторон
Следственный комитет РФ: контракты были расторгнуты по закону
В пресс-службе СКР заявили: «Между госструктурой и «РемЭксСтроем» в 2013–2014 годах были заключены контракты на реконструкцию комплекса зданий военного городка войсковой части 7408 в Нижнем Новгороде на общую сумму почти 112,5 млн рублей. Однако 22 сентября этого года они были расторгнуты досрочно по причине «одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».
ООО «РемЭксСтрой»: комментариев нет
Руководство компании отказалось от комментариев.
Мнения экспертов
Петр Ханас, политконсультант:
«Строила казарму, действительно, фирма «РемЭксСтрой», но принимала ведь работу комиссия. Строительство было принято, казарма была заселена и функционировала на протяжении определенного времени. Поэтому, на мой взгляд, всю ответственность должна понести комиссия, принимавшая строительный объект. Вносить в Реестр недобросовестных поставщиков фирму можно только в том случае, если она не уложилась в заданные сроки и выполнила работу ненадлежащим образом».
Вадим Морозов, зампред комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного собрания Омской области:
«Застройщик должен нести ответственность за свою работу. Безусловно, есть вопросы и к комиссии, которая принимала объект в эксплуатацию, но давайте ни на кого не будем перекладывать очевидную вину строительной компании. Приведу аналогию: если в машине обнаруживается дефект, автопроизводитель без разговоров отзывают всю серию, сколько бы испытаний не проводилось перед этим и какая бы «комиссия» автомобиль не приняла. Это и есть ответственность.
Что касается проверок, которые у нас всегда проводятся постфактум, – видимо, так сложилось исторически, особенность менталитета у нас такая – все как в поговорке «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В этих запоздалых реакциях мы видим отсутствие должного подхода, отсутствие системных мер профилактики подобных трагедий».
Красноярский край
В Красноярске отменили прямые выборы мэра
Стороны конфликта: Законодательное собрание Красноярского края, красноярский горсовет, муниципальные советы депутатов, краевая прокуратура.
Описание конфликта. Конфликт начался весной 2015-го – с принятием поправок в региональный закон «О местном самоуправлении». Этот документ отменил прямые выборы глав муниципалитетов (включая и Красноярск): их оставили только в населенных пунктах с числом жителей до 500. Мотивировка краевых депутатов: электоральная активность красноярцев традиционно невысока, так пусть уж лучше муниципальных глав выбирают специальные комиссии, которые знают, что делают.
В целом регион проглотил этот закон не поморщившись, за исключением четырех территорий: Ачинска, Назарова, Манского района и Красноярска. Местные депутаты соответствующие поправки в уставы принимать отказались. А депутат ЗС Владимир Седов, уроженец Ачинска, даже пытался оспорить поправки к региональному закону в нескольких судебных инстанциях. Правда, безуспешно.
В дело вмешалась краевая прокуратура и потребовала от муниципалитетов привести уставы в порядок. Районы послушались быстрее, а в Красноярске удалось сделать это лишь с третьего захода. И то только под страхом роспуска горсовета.
Таким образом, прямые выборы мэра в Красноярске были отменены окончательно. В принципе, на той же сессии депутаты горсовета могли оформить инициативу о возврате прямых выборов конкретно в краевом центре и выйти с ней в ЗС. Но делать этого не стали: голосов для принятия предложения не хватило.
Комментарии сторон
Краевая прокуратура: все по закону
Как заявили в прокуратуре, по общему правилу глава муниципального образования в Красноярском крае избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Вопрос своевременности приведения уставов в соответствие с требованиями закона находился на контроле прокуратуры края: «После вступления в силу закона края прокурорам городов и районов было поручено обеспечить исполнение указанных требований на поднадзорных территориях. В случае непринятия органами местного самоуправления необходимых мер в установленные сроки положения уставов, не соответствующие требованиям закона, будут оспорены прокурорами в судебном порядке».
Депутат Горсовета: Красноярск еще будет сам выбирать мэра
Депутат городского совета Константин Сенченко высказал свое мнение: «Хочу выразить благодарность всему ГС, который до последнего боролся за Красноярск. Но сейчас есть судебное решение, и ради сохранения ГС необходимо отступить. В свое время Кутузов тоже сдал Москву ради сохранения армии и России. Но победа будет за нами. И уже есть яркие признаки того, что в стане наших политических противников ширится партизанское движение. Появляются современные Иваны Сусанины и партизаны Давыдовы.
Даже один из авторов проекта об отмене прямых выборов глав муниципальных образований – Петр Пимашков не смог долго держать в тайне свои убеждения и честно признался, что на самом деле он за прямые выборы. И таких истинных патриотов очень много. Да, они пока вынуждены скрывать свои убеждения, но придет время, и они публично объявят, что всегда были нашими людьми, но работали в глубоком подполье. Красноярск еще будет сам выбирать мэра. Я в этом не сомневаюсь. Надеюсь, за это время Красноярск не сгорит дотла, как при французах. И так в городе много проблем и не хотелось бы, чтобы их стало больше. А теперь серьезно. Я считаю, что мы молодцы. Да, сегодня не получилось, но точно получится в будущем. Спасибо всем, у кого есть своя открытая и честная позиция. Время рассудит, кто был прав».
Мнения экспертов
Сергей Толмачев, депутат горсовета Красноярска:
«Фактически отмена прямых выборов мэра Красноярска состоялась почти год назад. И все, что сейчас могли сделать депутаты горсовета, – это выйти в Законодательное собрание с инициативой о возвращении выборов. Но, к сожалению, этого сделать не удалось – вместо 19 голосов, необходимых для того, чтобы инициативу принять, она получила лишь 15. Я считаю, что такая ситуация – огромная ошибка. Но сложилась эта ситуация, в частности, потому, что представители одной из фракций, которая больше всего на этом вопросе пиарилась – «Патриоты России» – на сессию не явились. А еще двое входящих в нее депутатов неожиданно проголосовали против выборов. В итоге именно этих четырех голосов и не хватило, чтобы поддержать предложение депутатов.
Почему я говорю именно об этой фракции? Потому что, например, «Единой России» было бы сложно противостоять тем силам, которые стоят за отменой выборов. Здесь все понятно – им сказали, они сделали. Но вот «Патриоты России» должны были отстаивать свое мнения до конца. Были и те депутаты, которые принципиально, по своим взглядам против прямых выборов – но их таких всего набралось семь человек. Остальные, считаю, проявили политическую недальновидность.
Но при всем том точка в вопросе о прямых выборах главы Красноярска еще не поставлена. Существует еще масса возможностей их вернуть. Во-первых, инициатива здесь может исходить не только от депутата горсовета, и любой активный гражданин может с ней выступить. Во-вторых, и кто-то из депутатов ЗС может инициировать такой шаг. И к этому вопросу обязательно нужно возвращаться. Может быть, эта схема выборов и хороша для района с населением в 15–20 тысяч человек. Но для миллионного города категорически не подходит».
Марина Добровольская, депутат Законодательного собрания Красноярского края:
«Возврат к прямым выборам в нашем регионе возможен. Если муниципалитеты обратятся с соответствующей инициативой в Законодательное собрание, то волеизъявление людей обязательно будет рассмотрено. Но в то же время я лично всегда была и остаюсь сторонницей того, чтобы глав муниципалитетов назначала специальная комиссия, профессионалы. Объясню, почему. Во-первых, не будем лукавить и назовем вещи своими именами: по факту у нас сегодня все равно кого назначают, того и выбирают. И никак не наоборот.
Во-вторых, когда 80 % жителей той или иной территории выборы игнорируют (а чаще всего так у нас и бывает), а их голоса использует кто-то другой, – это цирк и насмешка над здравым смыслом. И к тому же пустая трата денег. Наконец, всем нам известны случаи, когда на выборах побеждают люди, выпрыгнувшие непонятно откуда как черти из табакерки, зачастую попросту неадекватные, но умеющие людям лапшу на уши повесить – и я могу назвать несколько примеров того, когда именно такие люди в районах края приходили к власти.
Пусть уж лучше глав выбирают подготовленные люди, профессионалы. К тому же мэр или глава района – это не политическая должность. Это прежде всего управленец, хозяйственник. Из этого и надо исходить в первую очередь. Возможно, я сейчас непопулярную вещь скажу. Но сейчас в нашем регионе не время для прямых выборов. Хотя когда-то потом оно, возможно, и настанет».
Сергей Комарицын, политолог:
«Выборы глав муниципальных образований были отменены почти год назад краевым законом. Однако в Красноярске в случае досрочной смены мэра существовал процессуальный тупик, так как устав города не был приведен в соответствие с этим краевым законом. Внешне позиция большинства депутатов горсовета не была лишена логики – рассматривать два вопроса в одном пакете: изменить Устав и тут же выйти с законодательной инициативой в Законодательное собрание о возвращении в Красноярске всенародных выборов главы, и они об этом, не уставая, говорили. Однако на деле все закончилось обманом красноярцев. Устав изменили, а законодательную инициативу провалили. Это результат закулисных интриг краевой власти. История эта в очередной раз показала, что так называемая оппозиция – ручная, и полностью контролируется. Часть депутатов, не входящих в «Единую Россию» и якобы выступавших за всенародные выборы и провалили эту инициативу. А те, кто не смог публично отказаться от такой позиции в силу имиджевых потерь, все равно аффилирован с властью. В частности, главный «инициатор» – депутат от «Гражданской платформы» на днях рекомендован «Единой Россией» на главу Ачинского района. Естественно, без всяких всенародных выборов, и, вероятно, будет в ближайшее время назначен».