Пермь продолжает культурный диалог с прошлой недели, на это раз в полемику вступили худрук театра Теодор Курентзис и министр культуры Игорь Гладнев, в Нижегородской области пытаются спасти сахарный завод и заработать на этом лишние политические баллы, но экономические реалии могут спустить «благодетелей» с небес на землю. В Самаре местные коммунисты выступили против новой нарезки избирательных округов, а по области бродит призрак Березовского.
Пермь продолжает культурный диалог с прошлой недели, на это раз в полемику вступили худрук театра Теодор Курентзис и министр культуры Игорь Гладнев, в Нижегородской области пытаются спасти сахарный завод и заработать на этом лишние политические баллы, но экономические реалии могут спустить «благодетелей» с небес на землю. В Самаре местные коммунисты выступили против новой нарезки избирательных округов, а по области бродит призрак Березовского.
Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс».
Нижегородская область
Холдинговая компания «Ак Барс» намерена продать Сергачский сахарный завод
Стороны конфликта: холдинговая компания «Ак Барс», правительство Нижегородской области, Сергачский сахарный завод.
Описание конфликта. Холдинговая компания «Ак Барс» (Татарстан) уведомила правительство Нижегородской области о планах по продаже Сергачского сахарного завода, что грозит закрытием предприятия. Сейчас персонал фабрики и прилегающей агрофермы «Нижегородская», поставляющей сахарную свеклу, насчитывает свыше 600 сотрудников: 424 человека на постоянной основе работают на заводе и свыше 120 – на аграрном производстве. С начала февраля по 31 марта производство приостановлено с сохранением 2/3 зарплаты, а работники выходят на митинги с требованием сохранить завод.
Правительство Нижегородской области ведет переговоры с собственником, чтобы не допустить закрытия завода. «Рассматриваются различные варианты, в том числе приход на завод нового собственника, заинтересованного в развитии свеклосахарного производства», – отмечают в региональном минсельхозе.
«Работодателем производятся начисления за период простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере 2/3 средней заработной платы работников. Задолженности по заработной плате на предприятии не имеется. Объективных данных о прекращении деятельности предприятия в ходе проверки не получено», – рассказали в прокуратуре области.
Мнение эксперта
Евгений Иванов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР):
У этого завода всегда была недостаточная сырьевая зона, и Нижегородская область никогда не отличалась выдающейся урожайностью сахарной свеклы. Сам завод также не был в числе российских эффективных. В результате интегральный показатель эффективности – сбора сахара с гектара – был заметно ниже среднего по РФ. На фоне недостаточного объема сырья это выливается в низкую эффективность всего комплекса производства «от поля до склада».
«Ак Барс» продолжает постепенную модернизацию Буинского завода – с 1997 года его мощности выросли на 2413 тонн в сутки, то есть даже больше, чем суммарные мощности Сергачского завода на сегодня – 2004 т/сут. Логика компании проста: зачем там заниматься производством, если оставшуюся свеклу можно отвезти на Буинский завод и там более эффективно переработать? Это обычная стратегия оптимизации в рамках холдингов, владеющих несколькими заводами».
Пермский край
Курентзис выразил недоверие министру культуры
Стороны конфликта: художественный руководитель пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис, министр культуры Пермского края Игорь Гладнев.
Описание конфликта. Провал краевых властей на публичных слушаниях с новым проектом реконструкции Театра оперы и балета имел далеко идущие последствия. Предложение минкульта построить вместо нового театра концертный зал возмутило руководителя ТОиБ Курентзиса настолько, что знаменитый дирижер высказал губернатору Басаргину все, что он думает о министре культуры. Сначала в личной беседе, а потом на страницах журнала Forbes. Слова «чиновники пытаются похоронить проект» и «кредит доверия к министру культуры исчерпан» были еще одними из самых мягких. Игорь Гладнев ответил открытым письмом, в котором прозрачно намекнул, что кормящую руку кусать не стоит. Пока не ясно, как отреагирует Теодор Курентзис. Будучи звездой мировой величины и имея на руках предложения от других российских театров и из-за рубежа, он может позволить себе многое.
Мнения экспертов
Николай Новичков, экс-министр культуры Пермского края:
«Этот конфликт имеет позитивное значение для региона. Он поднимает на поверхность проблемы, которые свойственны не только сфере культуры. Если о них не говорить, они и решаться не будут. Я, как и вся культурная общественность Пермского края, нахожусь на стороне Курентзиса, здесь сложно занимать иную позицию. Но и позицию Гладнева я понимаю, чиновник работает по определенным правилам. Однако важно подняться над ними и оценить проблему не с точки зрения инструкций и госзаданий, а с точки зрения своей роли и миссии, своей ответственности за развитие культуры в регионе. Сложившаяся ситуация стала логическим итогом отказа от миссии «Пермь – культурная столица». Деление культуры на хорошую и плохую неизбежно ведет к конфликтам, причем не содержательным, а межличностным. Надо уходить от вкусовщины, иначе усиление противоречий будет неизбежным».
Сергей Клепцин, председатель комитета по социальной политике краевого заксобрания:
«Художественный руководитель театра, не будучи чиновником, может позволить себе резкие суждения. А вот реакция властей должна быть максимально взвешенной. Насколько мне известно, после публичных слушаний никаких видимых движений в минкульте сделано не было. То есть окончательной позиции по реконструкции театра не сформировано. Именно эта неопределенность, на мой взгляд, генерирует конфликт. Необходимо представить аргументированную позицию и сказать, что никакие другие проекты больше не рассматриваются».
Скриванов судится с медиагруппой «Урал-Информ»
Стороны конфликта: депутат Пермского заксобрания Дмитрий Скриванов, медиагруппа «Урал-Информ».
Описание конфликта. Лидера парламентской оппозиции в краевом ЗС Дмитрия Скриванова возмутили материалы, подготовленные медиагруппой «Урал-Информ», в том числе «Депутат-пустозвон», «РБК считает Дмитрия Скриванова имитатором бурной деятельности», «Политический неудачник», «Парламентария Скриванова не узнают собственные избиратели», «Дмитрий Скриванов наконец-то пристроился к делу». Скриванов обратился в суд с требованием опровергнуть изложенную в сюжетах информацию. Однако суд последовательно отклонил все шесть исков парламентария.
Мнение эксперта
Розалия Каневская, независимый пиар-консультант:
«Когда дело касается опровержений, надо смотреть на репутационную составляющую – насколько информация носит негативный характер и насколько она подкреплена фактами. Если дело идет об откровенной лжи, опубликованной в массовом издании, конечно, нужно требовать опровержения. Если вводные другие, то, пытаясь добиться опровержения, можно усилить эффект от негативных материалов. В случае с «Урал-Информ» я бы не рекомендовала обращаться с иском».
Самарская область
Депутаты системной оппозиции покинули зал самарской губдумы в знак протеста
Стороны конфликта: фракции самарской губернской думы «Единая Россия» с одной стороны и КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» с другой.
Описание конфликта. С начала 2016 года губернские депутаты обсуждают новую схему избирательных округов, которая будет использована на грядущих выборах в областной парламент. Предложенный документ вызвал ряд претензий со стороны депутатов от партий системной оппозиции. Дело в том, что новая схема округов отличается от старой практически полностью. «Ни один из ныне действующих округов не сохраняет свои границы», – заявил депутат от КПРФ Михаил Матвеев. Недовольство парламентариев вызвано тем, что изменение границ округов не позволит им на выборах 2016 года опереться на население тех территорий, где их рейтинг выше по тем или иным причинам.
Депутаты КПРФ, ЛДПР и СР предложили ряд поправок к документу, но все они были отвергнуты. В знак протеста депутаты КПРФ покинули зал заседания перед голосованием. Представители ЛДПР и СР остались, но проголосовали против. Тем не менее согласия единороссов хватило для принятия новой схемы: за проголосовал 31 депутат из 36 присутствовавших.
Мнения экспертов
Людмила Кузьмина, правозащитница:
«Этот протест системной оппозиции особого смысла не имел. Так, только ради картинки. После каждых выборов происходит изменение законодательства, которое уменьшает риски правящей партии на следующей избирательной кампании. В этот раз решено использовать «лепестковую» нарезку округов, в которой в одном округе городские территории соединяются с сельскими. Не секрет, что в городах уровень протестного голосования выше, чем в селах. Выгода «Единой России» очевидна: за счет контролируемого сельского голосования городской протест нивелируется. К тому же новая нарезка округов сделает избирательную кампанию значительно дороже для партий, не обладающих административным ресурсом».
Игорь Ермоленко, руководитель самарского регионального отделения партии «Яблоко»:
«Очевидно, что новая нарезка скроена по лекалам схемы округов для выборов в Государственную думу и играет на руку «Единой России». Другое дело, что на федеральном уровне четыре основные парламентские партии находятся в некоем сговоре, а на уровне губернии еще есть что делить. Поэтому недовольство и конфликты между политиками разных партий в Самарской области точно продолжатся».
Самарская область отсудила у наследников Березовского еще 1,4 миллиона
Стороны конфликта: правительство Самарской области, наследники Бориса Березовского, Pinsent Masons LLP.
Описание конфликта. С 2012 года правительство Самарской области судится с опальным олигархом Борисом Березовским, требуя выплаты почти миллиарда рублей. Причиной разбирательства стала сделка между правительством Самарской области, ОАО «АвтоВАЗ» и компанией «ЛогоВАЗ». По договору, заключенному в 1995 году, «ЛогоВАЗ» получил 20 тысяч автомобилей ВАЗ. Машины были проданы, но полученные в результате 144 млрд неденоминированных рублей были растрачены. АвтоВАЗу так никто и не заплатил.
С 2009 по 2012 год российские суды подтвердили законность претензий самарских властей, но Березовский решения отечественной Фемиды не признал. Тогда борьба за миллиард началась в Лондоне. С 2012 года интересы Самарской области в английском суде представляет британская компания Pinsent Masons LLP. Чиновники утверждают, что к 2016 году взыскать с наследников олигарха удалось более 77 млн рублей, в то время как фактические траты на юристов составили только 23,5 млн рублей.
Мнение эксперта
Андрей Соколов, адвокат:
«Для такого дела правильно привлекать международную компанию с высоким авторитетом и представительством в России. Другое дело, что аукционы отличаются непрозрачностью. К тому же эффективность этой работы измеряется не тем, сколько отсудили, а тем, сколько получили в реальности».