Top.Mail.Ru
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Кому война, а кому Роснефть родна

Крупная госкомпания в 2015 году намерена увеличить финансирование оппозиции

К компании «Роснефть» в последнее время все больше вопросов. Неразумные расходы, вызывающие вопросы контракты, спекуляция долларами. К списку этих странных трат добавилась и еще одна – не просто спонсирование оппозиции, а увеличение расходов на эти цели. Кого, и главное, зачем недорого купила Роснефть – в материале РИА «ФедералПресс».

К компании «Роснефть» в последнее время все больше вопросов. Неразумные расходы, вызывающие вопросы контракты, спекуляция долларами. К списку этих странных трат добавилась и еще одна – не просто спонсирование оппозиции, а увеличение расходов на эти цели. Кого, и главное, зачем недорого купила Роснефть – в материале РИА «ФедералПресс».

Госкорпорация «Роснефть» в последнее время постоянно замешана в скандалах – причем такой величины, что, кажется, вот-вот к ней будет привлечено внимание следственных органов. Чего стоит хотя бы история с тем, что эксперты именно Роснефть считают одним из виновников «черного понедельника», когда 15 декабря на торгах доллар и евро упали сразу на 20 %. Однако деятельность Роснефти высоко оценивается президентом: так, на сегодняшней пресс-конференции он назвал главу компании Игоря Сечина «эффективным в целом менеджером». Оказался таким, – добавил глава государства.

Такая высокая оценка, похоже, развязывает руки руководству Роснефти. В нынешних сложных экономических условиях компания не желает отказываться от целого пула не совсем профильных трат. Так, в начале декабря стало известно, что компания потратит 157 млн рублей, чтобы сотрудники отдохнули на Кубе. Предполагается, что отдохнуть на Острове свободы смогут 1,8 тысячи сотрудников Роснефти и ее дочерних компаний. Одна путевка, в стоимость которой входят перелет, проживание в отеле по системе «все включено», трансфер, экскурсии и оздоровительные процедуры, в среднем обойдется в 87 тысяч рублей. Путевки приобретаются на период новогодних (с 20 декабря по 15 января) и майских (с 20 апреля по 10 мая) праздников. Ранее Роснефть размещала тендер на закупку чехлов и зарядных устройств техники компании Apple, а также телеприставок Apple TV. Всего речь шла о заказе на сумму в 2 миллиона рублей.

Однако отдельного изложения заслуживает, конечно, история с пиар-тратами компании. То, что Роснефть остро и именно сейчас нуждается в обелении имиджа, – понятно. Но траты Роснефть предпочитает более чем странные. С пиаром не связанные. «ФедералПресс» внимательно проанализировал тендеры, размещенные недавно на портале госзакупок.

Так, например, около 10 млн рублей (9 млн 999 тыс. 980 руб.) заплатят некоему интернет-СМИ за размещение баннеров в течение семи месяцев. Причем заплатят за показы более чем щедро – например, около 212 рублей за тысячу показов одного баннера, тогда как средняя цена на рынке за аналогичные вещи (по системе Adsport) – 50 рублей за тысячу показов. «Мы подняли цену», – заманивает профессионалов один из ведущих сайтов, с которого и взята рыночная сумма. Таким образом, Роснефть переплачивает за устаревший вид рекламы вчетверо! Справедливости ради стоит отметить, что в эту же сумму – 10 млн рублей – входит и размещение информационных материалов: один раз в две недели, при этом один текст стоит от 70 до 100 тысяч рублей за штуку!

Отдельно – два миллиона за 2015 год – Роснефть готова заплатить за размещение баннера на одном малоизвестном, плохо посещаемом портале, при этом его название прямо прописано в документах закупки.

Еще одна странная трата – это участие в конференции «Нефть и газ Сахалина» в статусе «платиновый партнер». Роснефть выставила два тендера – в общей сложности на более чем 7 млн рублей. За свои деньги Роснефть получает раздатку формата А5 в пакетики, баннер 1 кв. метр на балкон, пост-презентацию на сайте, участие семи человек в конференции и пр. Дороговато, конечно, но Роснефть, как мы видим, в условиях падающей цены на энергоносители денег не жалеет. Одно но: конференция закончилась в сентябре, а тендеры под ее проведение появляются в декабре! И в договоре как бы с компанией, которая еще должна выиграть госконтракт, так и пишется: обеспечение участия в конференции 22 сентября и в период с 23 по 25 сентября 2014 года. То есть либо Роснефть умеет путешествовать в прошлое, либо услуги уже были оказаны. А тендер – просто формальность.

В 2015 году Роснефть готова перевести 12 млн рублей в качестве спонсорской помощи некоему телеканалу за три праздничных дня… Еще 2 млн 30 рублей потратят на брендирование солнечных батарей и рассылку релизов «не менее чем десяти СМИ» о том, что Роснефть поддержала проект альтернативной энергетики.

Но даже на фоне этих странностей некоторые тендеры Роснефти вызывают несказанное удивление. Так, например, дочерняя компания системообразующей российской госкорпорации «РН-Юганскнефтегаз» собирается заплатить почти два миллиона рублей ресурсу znak.com (так и прописано в закупке – покупка у единственного поставщика, интернет-портала znak.com), на портале появится еще и баннер компании. Сумма платится на год, при этом не очень понятно, сколько же статей, новостей разместит «РН-Юганскнефтегаз» на портале. Отметим, что и на 2014 год у компании тоже был договор – на сумму более чем 1,6 млн рублей. То есть сумма увеличена, причем довольно существенно. Однако именно znak.com известен своей четкой и последовательной оппозиционной линией. Более того, именно на оппозиционности власти сделала ставку его шеф-редактор Оксана Панова, которая два года назад стала участником громкого судебного процесса. Хотя речь шла, по сути, об информационном шантаже, выводе средств, недобросовестности при сделке с иностранными акционерами, шеф-редактор говорила, что именно оппозиционная политика ее СМИ и стала настоящей причиной уголовных дел. Да и сам znak.com внесен вместе с «Дождем», «Новой газетой», сайтом «Политонлайн» в список 20 оппозиционных СМИ России. Получается странная ситуация: крупная госкомпания, по сути, финансирует оппозицию, поддерживая ее рупор. Да еще и увеличивает финансирование – видимо, на величину инфляции.

Отметим, все эти странные и сомнительные закупки проходят на фоне увеличивающегося внимания общественности к необоснованным тратам чиновников, госведомств и госкомпаний. О том, что им надо быть более открытыми, говорил и президент Путин на недавнем «Форуме действий – 2», организованном ОНФ.

Общероссийский народный фронт выходит с новой инициативой – наладить действенный и постоянный контроль за государственными компаниями, предприятиями и корпорациями. Это следует из предложений сразу нескольких региональных штабов – расширенные заседания штабов проходят в декабре по всей стране.

Контроль за госкорпорациями – логичное продолжение деятельности ОНФ, последовавшее за контролем в области госзакупок вообще. Напомним, что активисты и эксперты еще год назад создали движение «За честные закупки» и начали целенаправленно в режиме онлайн мониторить сайт госзакупок, выявляя странные приобретения министерств, ведомств, госкомпаний. Работа этих общественных контролеров ОНФ была высоко оценена на втором «Форуме действий», состоявшемся в ноябре в Москве. Сразу после форума глава государства Владимир Путин в послании Федеральному собранию говорил о необходимости организации более системного контроля именно государственных госкорпораций и федеральных министерств, являющихся локомотивами развития стратегических отраслей экономики. Лидер Фронта подчеркивал, что общественность может и должна контролировать не только правильность расходования этими корпорациями огромных бюджетных средств.

Теперь же предлагается пойти еще дальше – создавать общественные советы, экспертные советы при корпорациях, активнее работать со СМИ. Отличным подспорьем для общественности могли бы стать совместные расследования СМИ и ОНФ всех сигналов о недобросовестной деятельности госкорпораций. Свой вклад в реализацию контроля за госкорпорациями внесет и РИА «ФедералПресс», которое с 2015 год запускает проект по расследованию недобросовестных действий и расточительных закупок со стороны руководства госкорпораций. Пользуясь ресурсами своих региональных информационных бюро и Агентства журналистских расследований «Федеральный репортер», РИА «ФедералПресс» в регулярном режиме намерено вести мониторинг госзакупок и неафишируемых нецелевых трат госкорпораций, а также случаев реализации недобросовестной политики отдельных госкорпораций, идущей вразрез с государственной политикой и установками президента России, озвученными в декабрьском послании Владимира Путина Федеральному собранию.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.