Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
0

Загубленный имидж и позор навсегда. Мечты о современном хабе Краснодара рассыпались в прах

По словам экспертов, краснодарский аэропорт увяз в клубке проблем, а имидж края из-за этого навсегда испорчен

В четверг, 16 апреля, состоялось предварительное судебное заседание, в ходе которого был рассмотрен иск о взыскании ущерба в сумме 33,4 млн рублей с международного аэропорта Краснодара. Истцом выступило ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Детали дела не разглашаются, но уже сейчас известно, что камнем преткновения стала очередная ситуация вокруг реконструкции аэропорта, которая не просто затянулась на годы...

В четверг, 16 апреля, состоялось предварительное судебное заседание, в ходе которого был рассмотрен иск о взыскании ущерба в сумме 33,4 млн рублей с международного аэропорта Краснодара. Истцом выступило ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Детали дела не разглашаются, но уже сейчас известно, что камнем преткновения стала очередная ситуация вокруг реконструкции аэропорта, которая не просто затянулась на годы, а вообще лишила кубанскую столицу надежды на наличие современного хаба. О том, что заставляет политиков бить в колокола, почему безответственность руководивших этим ремонтом убила Кубань как потенциально привлекательную для туристов территорию и когда наконец олигарху Олегу Дерипаске скажут слово поперек, – в материале «ФедералПресс».

Дело перрона МС-5

В пресс-службе «Базэл Аэро» корреспонденту «ФедералПресс» отказались комментировать состоявшееся судебное заседание. Но по информации источников экспертного канала, «Администрация гражданских аэропортов» намерена взыскать 33,4 млн рублей с международного аэропорта Краснодара за нанесение ущерба объекту федерального имущества «Перрон МС-5». На территории аэропорта планировалось построить вспомогательные терминалы в связи с грядущими Олимпийскими играми. В конце сентября 2013 года были начаты строительные работы, а позже руководство аэропорта честно отчиталось, что первый этап был завершен к концу января 2014 года, а второй – к июню 2014 года.

Казалось бы, все шло спокойно и не предвещало беды. Но дело приобрело новый оборот, когда контролирующие органы явились на этот объект с проверкой. И здесь выяснилось, что руководство допустило существенные нарушения при выполнении работ, из-за чего перрон МС-5 был разрушен. Важно отметить, что этот объект находится в аренде краснодарского аэропорта, следовательно, компания несет ответственность за его состояние. При этом в начале строительства вспомогательных терминалов краснодарский аэропорт так и не получил разрешение от профильных ведомств. В свою очередь руководство аэропорта утверждает, что Росавиация дала добро, в течение суток подтвердив, что разрешение на строительные работы на перроне не требуется. Однако этот эпизод вызвал большое количество вопросов не только у юристов, но и у контролирующих органов.

Город «без лица» и позор

Как стало известно из источников «ФедералПресс.Юг», в суде стороны пришли к мировому соглашению, и администрация аэропорта выразила готовность выплатить этот иск без лишней шумихи. По словам источника, сейчас руководству аэропорта Краснодара выгодно умолчать о сложившейся ситуации, так как, на фоне сообщений о многострадальных воздушных воротах, реконструируемых годами, новость об иске усугубит и без того незавидное положение краснодарского аэропорта.

Напомним, что аэропортом Краснодара подконтрольная Олегу Дерипаске компания «Базэл Аэро» управляет с 2007 года.  В 2012 году компания заявила об амбициозных планах вложить 7,14 млрд рублей в реконструкцию краснодарского аэропорта. Было обещано построить в Пашковском микрорайоне новый терминал международных авиалиний уже до конца 2013 года, а к 2017 году – выстроить заново основной терминал. В свою очередь государство пообещало расширить и модернизировать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и другую инфраструктуру. Свои обещания Минтранс выполнил, однако Дерипаска и другие акционеры не смогли поступить также, заговорив уже в 2013 году о «корректировке планов» по модернизации аэропорта. В том же 2013 году всего лишь смогли отремонтировать действующее здание и дооборудовать его, а следующим этапом было заявлено расширение международного и внутреннего терминалов «за счет быстровозводимых пристроек». Но вновь были сорваны сроки и вновь были изменены планы – вместо капитального строительства были возведены пристройки на скорую руку.

Тема реконструкции аэропорта Краснодара неоднократно поднимается кубанскими властями. Так, например, в феврале 2013 года в своем послании к депутатам заксобрания губернатор Кубани Александр Ткачев назвал аэропорт «позором города». С ноября 2013 года «воздушные ворота» Краснодара начали работу в особом режиме. До конца 2013 года краснодарский международный аэропорт ограничил прием и отправку самолетов, были отменены все рейсы с 8:00 до 14:00, что наделало немало шума. Тогда представители «Базэл Аэро» сообщили, что временные ограничения были связаны с реконструкцией аэродрома. Эксперты неоднократно называли такое решение безответственным, а пассажиры говорили о наплевательском отношении к ним компании «Базэл Аэро».

А в феврале 2014 года, когда по отчетам «Базэл Аэро» завершился ремонт в международном терминале и пропускная способность нового сектора выросла более чем в три раза – с 200 до 700 пассажиров в час, агентство «АвиаПорт» опубликовало данные исследования качества пассажирской инфраструктуры и уровня обслуживания пассажиров в аэропортах России. Краснодарский аэропорт был оценен всего в «1,5 звезды» из пяти возможных. «Это означает низкий и очень низкий уровень комфорта», – пояснили аналитики «АвиаПорта». Среди причин также называется нехватка площадей в терминалах. Без ввода в эксплуатацию новых аэровокзальных комплексов качественный рост невозможен, заключили исследователи.

Летом 2014 года с очередной проверкой нагрянул Александр Ткачев. Губернатор вновь обратил внимание руководителя компании на внешний вид и количество уличных ларьков. «Это аэропорт международного класса, он должен быть лицом Краснодара», – подчеркнул тогда губернатор, недовольный зоной прилета, созданной на время реконструкции терминала внутренних линий, а также нарушением сроков выполнения работ. Он указал на то, что работы нарушают комфорт пассажиров. В частности, поступают жалобы на задержки багажа. И, буквально, в течение недели это подтвердилось делом: произошел очередной сбой и частично приостановило работу багажное отделение. В результате, на борт несколько внутренних рейсов в Москву, Санкт-Петербург, Мирный и Новосибирск не взяли чемоданы более 100 пассажиров.

К осени 2014 года череда конфликтных ситуаций вокруг аэропорта не утихала, а только нарастала. Так, стало известно, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) подало в Московский арбитражный суд иск к подрядчику по реконструкции аэродрома – Инжиниринговой корпорации «Трансстрой», которая на тот момент еще принадлежала Олегу Дерпиаске (в 2014 году Олег Дерипаска продал 48,9 % «Трансстроя» своему однокурснику Егору Андрееву, который владеет 19,94 % челябинского ОАО «Уралавтоприцеп», – прим. ред) на сумму 1,3 млрд рублей. Суть претензий не раскрывалась, однако ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник сообщил, что дело касается реконструкции аэропорта Краснодара и срыва всех возможных сроков. Все работы должны были быть завершены еще в мае 2013 года, однако были начаты только в конце того же года. Предъявленная в иске сумма – неустойка за неисполнение обязательств по контракту. Следует отметить, что впоследствии Росавиация не смогла отсудить у «Трансстроя» эту сумму: 15 апреля этого года стало известно, что девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение нижестоящего суда, который отклонил иск Росавиации.

Навсегда загубленный имидж региона

Эксперты отмечают, что краснодарский аэропорт является ключевым для региона. Вечные проблемы, которые совершенно не решаются, только усугубляют ситуацию. «Позор города» стал «позором края», навсегда отбив желание у людей приезжать на Кубань, ведь новый крупный объект транспортной инфраструктуры мог существенно изменить статус региона. Более того, по всей видимости, желание властей организовать прямые перелеты из Сибири или Дальнего Востока, а не через Москву, так и останутся желанием. «Аэропорт – очень мощный драйвер для роста города и региона, который притягивает не только авиационные виды доходов, но и неавиационные. Это и конгресс-бизнес, отельный и гостиничный бизнес. Также аэропорт воздействует на экономическое развитие не только своего, но и других регионов, иногда отдаленных от них. То, что есть сегодня сегодня – полностью убило развитие края как потенциально привлекательного для туристов», – считают эксперты.

«Конечно, Краснодар достоин серьезного международного хаба, – отмечает в комментарии для «ФедералПресс» заместитель председателя комитета заксобрания по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Андрей Булдин. – Понятное дело, что с точки зрения логистики и увеличивающегося турпотока аэропорт Краснодара является ключевым, находится он в центре края, поэтому важно для прилетающих сюда туристов устраивать логистику вылета или выезда в Анапу, Туапсе, Горячий Ключ, – это само собой разумеющаяся вещь».

Планы же «Базэл Аэро» относительно реконструкции аэропорта и ее сроков неоднократно видоизменялись и продолжают быть непостоянными. В январе этого года компания заявила уже о несколько других намерениях. Как пояснили экспертному каналу, проект развития Международного аэропорта Краснодар включает две очереди – реконструкцию действующего терминала и строительство нового аэровокзала. Проект по строительству нового аэровокзала, реализация которого намечена на 2018 год, находится в стадии утверждения. По последним данным, инвестиции составят 10 млрд рублей, включая собственные средства компании и привлеченные. В компании сообщают, что вторая (2018–2027 годы) и третья фазы (2027–2042 годы) второй очереди предусматривают дальнейшее развитие аэровокзального комплекса и создание на его базе мультимодального транспортного узла.

Однако эксперты сомневаются, что реализация таких амбициозных планов возможна и сетуют на то, что затяжные реконструкции аэропорта напрямую сказываются на имидже региона. «Реконструкцию аэропорта, безусловно, надо проводить. «Мы понимаем, что аэропорт принадлежит частному предприятию, это не государственный аэропорт, но если бы, например, региональные власти работали в тесном сотрудничестве с собственником аэропорта, это могло бы повлиять на ситуацию, – предположил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» зампредседателя Палаты депутатов партии «Справедливая Россия» в Краснодарском крае Денис Хмелевской. – То есть, если проводится этап реконструкции, то должны быть названы конкретные сроки окончания, и нельзя ее тянуть до бесконечности, а согласовать начальные и конечные этапы ремонта и реконструкции, тогда это будет нормально и эффективно. А если собственник не справляется с возложенными на него обязанностями, пусть он так и заявит об этом, что он не в состоянии провести ремонт в положенные сроки».

Как отметил депутат Госдумы от Краснодарского края Сергей Обухов, вокруг аэропорта Краснодара продолжает завязываться целый клубок проблем. «И, думаю, это связано с тем, что олигарху Дерипаске боятся сказать слово поперек, но не дай Бог, это приведет к каким-то тяжелым последствиям в аэропорту. Вопрос в том, что этот транспортный узел должен развиваться, направление популярное, и оно очень важное, но при том подходе монопольном, который использует структура Дерипаски и при той бесхозяйственности, как они подходят к этому, ситуация становится просто опасной. Это не ответственный, а опасный собственник», – подчеркнул Обухов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.