Сегодня продолжается заседание суда по делу блогера Руслана Соколовского – он обвиняется в оскорблении чувств верующих, возбуждении религиозной и социальной ненависти, а также в хранении «шпионской ручки». Дело было заведено после того, как он опубликовал в блоге на УouTube ролик с ловлей покемонов в Храме на крови – это стало поводов для просмотра других роликов сотрудниками ФСБ, в которых они обнаружили признаки возбуждения ненависти к христианам, мусульманам и феминисткам. Свою вину Соколовский не признает. На прошлых двух заседаниях прокурор зачитал обвинительное заключение, а также выступили свидетели, большая часть из которых была понятыми при просмотре сотрудниками ФСБ роликов, а также при обыске. Кроме того, в качестве свидетелей допросили 17-летнюю девушку Соколовского и его друга.
Дело ловца покемонов
На этом мы завершаем трансляцию. Всем спасибо!
Но вину не признает - цели оскорбить не было
Соколовский говорят, что перед всеми людьми, которые оскорбились, готов извиниться. Но не перед церковью.
Соколовский после заседания ждет инспектора, который отвезет его домой. Говорит, вчера ждал до шести
На сегодня заседание закончено. Завтра допрос свидетелей обвинения продолжится
Соколовский приносит извинения священнику и благодарит, что тот не хочет, чтобы его посадили. "Бог простит", – отвечает настоятель храма.
"Судебная практика по таким делам еще не сформировалась", – говорит священник. Но конкретные ролики Соколовского недопустимы, потому что все православные христиане, по его мнению, оскорбились.
У верующих людей, по мнению свидетеля, дополнительные основания для оскорбления. С другой стороны, они защищены молитвой и могут просить у бога за тех, кто так себя ведет.
"Христиане не приемлют жестокости и никогда никто не пожелает человеку находиться в местах лишения свободы. Я не пожеланию никому находиться в местах лишения свободы, кроме тех, кто совершил тяжкие телесные преступления", – говорит настоятель.
Дерзость в том, что он пришел в храм с целью смонтировать и опубликовать ролик. Исключительный цинизм - наложение на церковное пение нецензурной брани
Свидетель нашел в действиях Соколовского "особую дерзость" и "исключительный цинизм".
Свидетель говорит, что с точки зрения закона понятия "чувства верующих" нет. "Совершенно верно!" - восклицает адвокат.
Настоятель храма по образованию юрист, кстати.
И мы возвращаемся к поиску определений "верующего человека" и его чувств.
Свидетель говорит, что конкретные статьи предусматривают наказание помимо лишения свободы.
Священник советовал прихожанам пойти в СК и подать заявление.
"Говорить о вещах, которые святы, о боге – это глумление над чувствами верующего человека". Говорит, что к нему обращались прихожане о том, что такое непотребное видео опубликовано в интернете.
"Меня оскорбило то, что он назвал церковную музыку довольно унылой и наложил поверх нее мат". Ну и предсказуемо фраза о том, что "Иисус - главный покемон".
Последний свидетель - Виктор Ярич, настоятель храма "Большой Златоуст"
Соколовский извиняется и перед этим свидетелем и его знакомыми (вообще, он извинился перед всеми, кроме Максима Румянцева)
Все действия адвокатов направлены на то, чтобы выяснить, какие конкретно чувства верующих были оскорблены. Все очень субъективно, потому что все дают разные определения, постоянно теряются.
Свидетель считает, что ловля покемонов не является уголовно наказуемым деянием.
Внезапно адвокат просит огласить показания свидетеля на предварительном следствии. Чтобы выяснить, что такое "кощунство".
Теперь выясняем, что такое чувства верующих. "Это что-то общее для всех христиан, но для каждого индивидуальное". Суд начинает подсказывать, что свидетель раньше давал ответ на вопрос. Похоже на то, как учитель натягивает троечника на четверку.
Оскорбление чувств верующих, по мнению свидетеля, - это публичное действие, направленное на унижение. В случае Соколовского - монтаж и выкладывание видео.
Как юриста адвокаты просят рассказать свидетеля, кто такие верующие. "При толковании закона о свободе совести, можно выделить характеристики - это человек, который придерживается определенного мировоззрения и принимает участие в таинствах".
В ролике про патриарха Кирилла не нравится, что он был назван нецензурным словом.
Говорит, что до сих пор у него это в голове прокручивается, что сильно мешает.
Посмотрел два ролика. Про покемонов - кощунственный из-за фразы, что он не словил главного покемона Иисуса (это уже не неожиданно). "Было очень болезненно слышать звуковой ряд, который был наложен на видеозапись после церковного песнопения", – говорит Сафонов.
Еще один свидетель – Владимир Сафонов. Тоже молодой человек в костюме, руководитель юридического отдела Екатеринбургской епархии.
Свидетель не считает, что ловить покемонов в храме и призывать к этому - не уголовное преступление, но по совокупности все поступки Соколовского оскорбительные (монтаж и размещение ролика в интернете).
Адвокат благодарит за это пояснение.
И Соколовский снова извиняется перед свидетелем за ролики. Свидетель говорит, что надо принести покаяние: "Ролики могут принести боль и страдание людям, которые случайно смотрят, и в дальнейшем избегают подобных тем".
Соколовский спрашивает адвоката РПЦ, почему он ратовал, чтобы его держали в СИЗО. Свидетель: "Вместо того чтобы публично извиниться или покаяться, вы снова публиковали оскорбительные ролики".
Соколовский: люди, которые оскорбляются на шутки - это социальная группа?
Свидетель: в ролике был термин "верующие"
Пикировка двух юристов по поводу определения чувств верующих - это интересно.
Свидетеля оскорбили отношение к патриарху, святым РПЦ, к убеждениям верующих.
Называет также чувство уважения и принятия к тому, что чувствует другой человек. "У критики есть четкая грань". Оскорбление - это либо публичное унижение, либо попытка доказать превосходство другой системы над представителями религии, негативные призывы, изображения, материалы, которые высказываются в отношении святынь, мощей.
Свидетель говорит, что верующие - люди, которые соотносят себя с той или иной религией. Религиозные чувства - это благоговейное отношение к святыням (это надо запомнить).
Молодой человек юрист. Адвокат просит дать легальное понятие "оскорбление чувств верующих".
Чувство оскорбления свидетель видит в негативном отношении к РПЦ, "циничном отношении к святыням", использование аудиоматериалов, которые являются имитацией церковных обрядов, людей, исповедущих религию, пытаются подать, как "что-то недостойное".
Представитель РПЦ перечисляет все негативные высказывания, включая слово "башка" - это все может быть оскорбительно для верующих.
Слово "какой-то" в отношении писания оскорбительно, например, говорит свидетель.
И снова главное оскорбление - то, что Иисуса назвали самым главным покемоном.
Рассказывает, что в РПЦ поступили на анализ ролики Соколовского. Просили выяснить, есть ли в них чувства верующих.
Следующий свидетель, имя Артем Иванович, фамилию не было слышно – молодой человек в костюме, работает в РПЦ. Православный верующий.
Соколовский говорит, что в Великой Отечественной войне победили атеисты.
Свидетель отвечает, что не атеисты, а православные. "У дедов были зашиты ладанки в форму, их благословляли иконами. Я знаю много фактов".
У свидетельницы сскорблены чувство святыни, чувство благоговения, то, что он нарушил порядок в храме.
– Чем Соколовский оскорбил иконы?
– Матерился на них.
Пытаемся выяснить значение слова "оскорбление". "Оскорбление - это когда мне сделали больно", – говорить свидетель.
"Меня оскорбляет, что Соколовский делает, что хочет, говорит какими хочет фразами. Это вызов обществу", – говорит свидетель.
"Это заражает молодежь. Страна у нас сильная, которая победила в Великой Отечественной войне, поэтому молодежь у нас [неразборчиво]", – почему-то все свидетели углубляются в исторические корни. А Соколовскому светит до 5 лет лишения свободы, напомним.
Оскорбитель и как верующему, и как гражданину. Потому что святыня и история. В ролике "увидела вызов верующим и гражданскому обществу". Недовольна тем, что Соколовский мог пойти куда хочет, делать, что хочет, и оскорблять, кого хочет.
Ролик посоветовали, потому что он может "заражать молодежь" и надо понять, откуда это взялось. У знакомых, которые дали посмотреть, "была боль".
Следующий свидетель Юлия Калишникова. Тоже православная христианка. О роликах Соколовского узнала от друзей, до этого сама не видела.
Свидетель говорит, что взяла на себя ответственность за всех верующих – прийти и дать показания.
И эта свидетельница тоже не хочет повторять конкретные фразы, которые ее оскорбили. Адвокат Ильченко недоволен, что ни от кого нельзя добиться конкретики, все свидетели говорят абстрактными фразами.
Соколовский попросил прощения и у этой свидетельницы.
"Я виже ненависть в ваших глазах", – говорит адвокат Бушмаков. "Это жалость", – отвечает свидетель.
"Меня раздражает, когда не чтят историю". В зале переговариваются, что тогда можно половину из присутствующих судить за это.
"Оскорбление – это когда твою духовную основу, твой духовный стержень пытаются ущемить. То, что для твоих предков свято было веками", – объясняет свидетель.
Адвокат спрашивает, а кто именно запретил ловить покемонов в храме. Свидетель рассказывает, что вообще запрещенно пользоваться телефонами.
А Соколовский оскорбил своим поведением основы христианства – назвал лицо святой Троицы покемоном и сквернословил. "Для меня это свято, поэтому нельзя оскорблять. Без объяснений".
Свидетель Скорых вообще хорошо пропагандирует: "Церкви нужны, чтобы прийти к богу".
"Мы стремимся к такому же состоянию, как на Украине? Мы хотим раскол? Вызывает чувства тревоги за подрастающее поколение, вызывает материнские чувства, что это воздействие на умы", – интересно рассказывает.
"Мы находимся в сложной политической ситуации. Есть ответственность перед родиной. Религия православная связует тысячи верующих по всей России, это оскорбление государственного строя", – свидетель.
Как говорил адвокат, одна из главных задач - выяснить, что такое чувства верующих. Он задает такой вопрос каждому: какие конкретно ваши чувства оскорблены.
"Мое отношение к 1917 году - это черный год. Люди были расстреляны, заколоты штыками. Не надо мстить цареубийцам, но чтить святость надо", – рассказывает свидетель.
Адвокат говорит, что объяснили хорошо.
Свидетель: "Соколовский оскорбил мои святые чувства отношения к царской семье. Я считаю этих людей святыми".
Соколовский: я шутил, вы оскорбились на шутку?
Свидетель: это святое место, там нельзя шутить.
"Вы никому в храме не помешали, но сняли ролики против Иисуса Христа и сказали, что а приори возможно такое поведение, как ваше, что любой может прийти и снять так", – обращаясь к Соколовскому
Очень странный вопрос прокуратуры: "Соколовский высказывает точку зрения личную или высказывается против христианства, ислама?" А личная точка зрения не может быть против религии?
Говорит, что хватило одного ролика, чтобы оскорбиться, поэтому другие практически не смотрела.
В комментариях девушка читала, что люди осуждают арест. "Люди, которые невоцерковленны, не понимают степень его ответственности".
У всех трех православных свидетелей главная претензия именно к тому, что Соколовский назвал Иисуса покеномом.
"А что если он на Ганину яму в монастырь поедет? Это надругательство над святым местом", – говорит свидетель.
В ролике она увидела "открытое надругательство над лицом святой Троицы". "Само поведение на подобное месте – месте расстрела царской семьи, можно сказать, что он себя так вел на кладбище".
Смотрела новостную ленту на e1 в августе 2016 года. Увидела записи про Храм на крови, про то, как Соколовский "там себя вел" (речь про ролик с покемонами).
"Для меня храм – святое место. Я участвую в таинствах церкви. Его поведение направлено на оскорбление чувств верующих и попытка комментировать подобных образом является оскорблением".
Вызывается свидетель Светлана Скорых — молодая девушка. Работает в Центре реабилитации инвалидов. Православная христианка.
"Мы прощаем всех. Но надо, чтобы человек нуждался в прощении. Мы не настаиваем на лишении свободы". Но суд он об этом просить не будет
итак, мы продолжаем онлайн. Пришел свидетель священник. Как гражданин говорит, что не хотел бы Соколовского лишали свободы. "Есть много наказаний, не связанных с лишением свободы"
Поклонники стараются побольше пообщаться с Соколовским, дали ему шоколадку, пока обед
Соколовский говорил, что после всего этого дела должен поумнеть
Поклонники подарилиСоколовскому книгу Чака Паланика
Адвокаты во время перерыва делятся печалями: в законе не определено, что такое чувства верующих. Бушмаков говорит, что эксперт, который назвал поведение Симакова оскорблением в случае Соколовского не нашел такого оскорбления. Это заключение они попросят приобщить к делу
Пономарев, кстати, сам пришел к следователям с заявлением
– Критика - это что-то, что можно улучшить. Как можно критиковать то, что и так хорошо.
– Отсутствие конструктизма - это оскорбление?
– Да, можно сказать так.
Свидетель допускает только конструктивную критику православия. А высказывания о святых вещах - это кощунство.
Соколовский задает пару уточняющих вопросов и просит прощения у свидетеля. Пономарев говорит, что хочет, чтобы "вы изменились и больше так не делали".
Соколовский: я понял, что у меня проблемы с подачей [информации]
"Личная обида - это другое. Это оскорбление веры", – говорит свидетель.
Адвокат Бушмаков пытается выяснить, что такое чувства верующих - в законе это четко не прописано. Со свидетелем они достигли понимания.
"Все что для нас свято, для него является предметом поругания".
Свидетель настроен достаточно агрессивно, спрашивает Соколовского: что смешного.
"Я ролики внимательно не изучал, вы же не будете копаться в том, что собачье валяется".
Описывает ролик про покемонов: как Соколовский накладывает какие-то нецензурные слова на церковное пение. Сюжеты вызвали у него "мерзость и отвращение", а "оскорбление" - это мало сказано, вызывало "гамму эмоций".
Пономарев православный христианин. Названия роликов повторять не хочет, потому что "если бы там было все пристойно, мы бы здесь не собирались".
Свидетель Пономарев Максим. Запрещает себя снимать, потому что "не ищет дешевой популярности".
Соколовский просит прощения у свидетеля. Хамиев говорит, что если он свернет на правильный путь, то его по исламу можно простить.
Соколовский задает длинный вопрос со словами "корреляция" и "статистика" про атеизм. Свидетель говорит, что "я атеизмом вообще не занимаюсь".
"У него гордыня, что он больше всех знает. Не веришь – не верь, а других не трогай".
Адвокаты уже у третьего свидетеля подряд пытаются узнать, какие конкретно религиозные чувства Соколовский оскорбил. Свидетель говорит, что высказывания про Пророка.
Про Соколовского узнал, когда ему рассказали, что он оскорблял верующих. Еще по телевизору видел сюжеты. Тогда зашел на YouTube и посмотрел.
Видел на YouTube, как Соколовский оскорблял верующих, не только исповедующих ислам. Названия и суть роликов не помнит. "Оскорблял мои чувства, что я верующий человек. Говорил, что верующие тупые".
Вызывают следующего свидетеля, это тоже оскорбленный мусульманин, Азам Хамиев (в имени могут быть ошибки).
Соколовский извиняется перед свидетелем.
Самиев говорит, что Соколовский в заключении осознал ошибки и стал мягким. Про наказание ничего не может сказать: "Если я что-то скажу, я положу на сердце грех".
Соколовский спрашивает, адекватны ли комментарии мусульман, которые хотели его убить и изнасиловать. Свидетель говорит, что это неадекватно, самосуд не разрешен, это только в исламских государствах можно голову мечом отрубить, но в России нельзя.
"Ему никто не страшен. Он сам себе хозяин, он сам себя ценит. Поэтому цинизм", – говорит Самиев.
Свидетель считает, что у нас гуманный суд.
Рассказывает, что конкретно его оскорбили отрицательные высказывания про Пророка, что верующих назвали тупыми.
"Если у нас что-то про Пророка скажешь, все мусульманы гневаются".
Чувствует и обиду, и оскорбление. "Если человек чувствует обиду, он может и заплакать".
Ролики Соколовского свидетель увидел в программе Шеремета два или три раза. "Подумал, раз человек блогер, у него есть в интернете место свое". Тогда нашел и посмотрел.
Видел комментарии под роликами - люди хотели найти и наказать Соколовского. Подтверждает, что это порождало ненависть людей, которые про блогера писали.
Самиев: "Мы от души верим в ислам, Коран, Аллаха. Мы верим в то, что не видели, но они видят нас".
Ролики смотрел, но было отвращение, поэтому не запомнил.
Свидетель говорит, что он верующий и его религия ислам. Знает по интернету блогера Руслана Соколовского и что он плохо отзывался об исламе верующих, "то есть затронул наши чувства верующих, что все люди, которые верят в любую религию, они тупые".
Вызывается следующий свидетель - Самиев Олим. Показания будет давать на русском, хотя судя по всему, это не его родной язык.
Адвокат просит назвать конкретные негативные высказывания, которые возмутили Румянцева. Он отказывается: "Не хочу повторять". Адвокат считает, что это отказ от дачи показаний, но суд не согласен.
Суд вообще достаточно жестко ведет себя с адвокатами
Зачитывают предыдущие показания Румянцева. Там подробнее о том, что и как оскорбило свидетеля в ролике про покемонов и в ролике "Идеальный православный брак".
Соколовский спрашивает, согласен ли Румянцев с негативным мнением об оценке мусульман, которые убивают людей. Румянцев говорит, что это не в рамках дела. Соколовский спрашивает у суда, может ли он получить ответ на этот вопрос. Судья говорит, что ответ был дан. Соколовский грустно вздыхает и больше не задает вопросов.
Бушмаков пытается узнать, в чем различие обиды и оскорбления. Румянцев отвечает, что имеет право оскорбиться, а не обидеться.
Румянцев в ответ на один из вопросов адвоката: вы не Бог, чтобы проверять верующий я или неверующий
Соколовский говорит, что в роликах были шутки.
Румянцев отвечает, что блогер может шутить над матерью и отцом, но почему-то шутит над тысячами христиан. "ИГИЛ шутя может отрезать головы".
Соколовский: отрезал ли я кому-то головы в качестве шутки?
Румянцев: я не видел. (а также говорит, что блогер шутит и сейчас и это неуважение к свидетелю)
Адвокат подводит к тому, что действия Соколовского в храме оскорбительными не были - ему никто не противостоял. Оскорбительным был ролик.
Скорее всего Бушмаков подводит к тому, что ранее говорил Соколовский - его судят по ст. 148.2, а надо по 148.1.
Румянцев с гордостью рассказывает о том, что первое дело по ст. 148.1 было возбуждено по его инициативе - он написал заявление на колдуна Антона Симакова (напомним, он в итоге прошел лечение в психбольнице). Адвокат пытается добиться ответа, какие чувства верующих конкретно оскорбили ролики. Румянцев объясняет, что есть святыни, в том числе Бог и Иисус, которые были осуждены в уничижительной форме. "Соколовского осуждают не за то, что он ловил покемонов, а за то, что сделал ролик и опубликовал его в общественном пространстве".
Румянцев и адвокат Бушмаков препираются по поводу того, что такое "чувства верующих". Судья вмешивается и просит по существу.
Румянцев опровергает, что подавал заявление в отношении Соколовского - это ложь в СМИ. Говорит, что у нас хорошо работают спецслужбы, которые поддерживают государственный строй, который свидетелю "очень нравится".
Бушмаков спрашивает, какое образование у Румянцева. Он говорит, что высшее педагогическое и неоконченное богословское. Тогда адвокат спрашивает, что такое чувства верующих. Румянцев: "Это как чувства к своей матери". Адвокат пытается что-то уточнить, но судья грубо прерывает, что ответ был дан.
Румянцев смотрел ролики, какие - не помнит, но они разжигали ненависть. Так же он читал журналы, который хотел выпустить Соколовский, там было "разжигание ненависти к мусульманам и другим конфессиям".
"Когда на основную категорию населения - православных - идет такая лексика, негатив, у него появляются единомышленники. Это дестабилизация спокойствия в РФ", – объясняет свидетель разжигание розни.
Не помнит, содержал ли ролик нецензурную лексику.
Комментарии под роликом разжигали рознь. А YouTube - нероссийский портал, поэтому "повлиять экстремально на удаление не удалось". Разжигание розни заключалось в негативном отношении к христианам, а большая часть россиян - христиане.
Румянцев рассказывает, что как журналист постоянно отслеживает какие-то громкие ролики. Впервые увидел ролики Соколовского на YouTube, они вызвали возмущение, потому что оскорбляют чувства христиан. Первым увидел ролик про ловлю покемонов, потом уже все остальное. Говорит, что Иисус является богом не только для православных, но и для других конфессий. Высказывания в ролике для него были оскорбительными как для верующего.
Первый вопрос: являетесь ли вы верующим человеком, посещаете ли церкви?
Румянцев: православный христианин, посещаю храмы.
Работает главным редактором "Центра свободной журналистики" (раньше Румянцев работал на "Крик ТВ").
Вызывают свидетеля МАксима Румянцева – это известный уральский журналист, который является известным православным активистом, часто выступает на мероприятиях с президентом Владимиром Путиным. На последней пресс-конференции он задал вопрос про дорогу на Серебрянку, в результате правительству СВердловской области было дано поручение отремонтировать ее до 1 июня.
Соколовский уточняет, блокирует ли YouTube видео, если на него много жалоб. – Блокирует. – Заблокировали ли ролик Соколовского. – Нет.
Прокуратура нашла противоречия в показаниях. Зачитывает протокол. В принципе, показания те же самые, только подробнее. Во время следствия Сединкин так же рассказал, что Соколовский принес в офис коробки с журналами (блогер рассказывал, что хотел распространять сатирический журнал по аналогии с "Шарли Эбдо", но не успел).
Адвокат Бушмаков спрашивает свидетеля, верующий ли он человек. Отвечает неразборчиво. Спрашивают, какие чувства верующего мог оскорбить ролик. Сединкин говорит, что закон не просто так, хоть он его и не читал. Но ролик ему просто не понравился, он не оценивает его с криминальной точки зрения.
Адковат Бушмаков
Сединкин
Прокурор спрашивает о впечатлениях от ролика с покемонами. Свидетель говорит, что ему не понравилось, что покемоны и церковь в одном видео, он нажал кнопку "пожаловаться" и вообще часто так делает.
Свидетель рассказывает, что Соколовский работал вместе с ним в офисе (что-то типа коворкинга), они практически не общались. Свидетель знал, что Соколовский блогер, но ролики не смотрел, пока Руслана не задержали.
Вызывают первого свидетеля Сидинкина (в фамилии могут быть ошибки). Молодой человек с оранжевым ирокезом
Заменился гособвинитель
Сегодня пришел основной адвокат Алексей Бушмаков, который занимался делом Чудновец
Сегодня продолжится допрос свидетелей. Наконец должны прийти те, чьи чувства были оскорблены роликами блогера. Среди них - уральский журналист Максим Румянцев
Одну несовершеннолетнюю девушку не пустили в суд без родителей. Два постоянных поклонника пишут на бумажке свои ники "ВКонтакте", чтобы попросить Соколовского добавить их в друзья (когда ему разрешат пользоваться интернетом)
Доброе утро, с вами снова онлайн с суда над Русланом Соколовским. Пока заседание не началось, в коридоре собираются журналисты и поклонники