Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Двух хозяек на одной кухне не бывает». Почему ОНФ в Волгограде никак не раскроет свой потенциал

Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
9 ФЕВРАЛЯ, 2019

Внутренняя трансформация Общероссийского народного фронта, мало затронула региональное отделение. Несмотря на то, что Волгоград фактически является родиной ОНФ: губернатор Андрей Бочаров – бывший руководитель исполкома движения, а сейчас в руководящих органах структуры находится несколько выходцев из региона, но именно в области уровень результативности совсем не высок. Кто виноват больше – сами общественники или власти – разбирался «ФедералПресс».

В Волгограде состоялось заседание регионального штаба ОНФ, которое стало прологом к отчетно-выборной конференции. В ноябре 2017-го сменили разом двоих из триумвирата сопредседателей. Сейчас ротация не коснулась руководства регионального штаба.

Как все начиналось

В мае 2011 года именно в Волгограде на всероссийском съезде «Единой России» на тот момент лидер партии и премьер-министр Владимир Путин и предложил «создать то, что в практике называется широким народным фронтом».

Особые отношения с ОНФ у города-героя подтвердились в апреле 2014-го, когда президент Путин назначил губернатором Андрея Бочарова. Он успел несколько месяцев поруководить исполкомом движения на федеральном уровне, а к власти пришел после отчета «фронтовиков», раскритиковавшего власти ряда регионов, в том числе и Волгоградской области.

Как выяснится позже, никакого импульса к активизации местному отделению ОНФ губернаторство Бочарова не принесло. Если не считать формальных кадровых решений – член штаба Андрей Косолапов стал главой Волгограда, а Татьяна Гензе сперва из заместителя председателя областного совета профсоюзов стала его руководителем, а затем и возглавила общественную палату региона.

«Тогда было ощущение, что мы, как глаза и уши Путина, сможем создать систему, которая будет работать быстро и просто. Это не получилось. Очень часто исполнительная власть тупо пишет отписку, а никаких полномочий этому противостоять нет», – признается член областного штаба ОНФ и председатель местного отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян. Он был одним из соучредителей регионального отделения и вспоминает, что приветствовал саму идею как улучшенную версию комитета народного контроля советских времен.

«Мы находим непорядок, выносим его на всеобщее обозрение, даем оценку и направляем в компетентные органы. Контроль и отчет идет от аппарата президента, так мы думали, что будет устроено, – поясняет Оганесян. – Фактически же сейчас наш ресурс – это только те люди, у кого есть энергия и собственные возможности. Они что-то и делают».


На фото Армен Оганесян

Еще один соучредитель и член областного штаба Константин Глушенок также вспоминает, что первоначальные ожидания от создания общественной организации во главе с самим Путиным были более оптимистичными «с точки зрения простоты решения вопросов». Вместе с тем он уверен, что у «фронтовиков» получается «почти все, за что на самом деле берутся».

«Если честно, нужны квалификация, душевные силы, да и просто время. И у нас кое в чем получается не только быть экспертными помощниками по отдельным темам, а даже в чем-то замещать власть, – говорит Глушенок. – А таких людей мало. По разным причинам. Кого-то взяли просто для галочки».

«Никаких скандалов мы не устраиваем, но работаем эффективно и планомерно»

Ко времени переселения в Волгоград Андрея Бочарова у местного ОНФ была некая по-своему яркая история. Например, активист и эксперт по госзакупкам Эдгар Петросян был изгнан из «Единой России» за критику экс-губернатора Сергея Боженова. Спустя некоторое время его, одного из самых известных и активных волгоградских «фронтовиков», долго не будут принимать в члены штаба. Настоящая причина этого – в его неконтролируемости и готовности критиковать уже и действующего губернатора.

Андрей Бочаров не только не чувствует никакого контроля со стороны ОНФ, а скорее наоборот. Татьяна Гензе, например, нередко брала на себя миссию лично выступать от имени всего Фронта с оправданиями самых спорных и социально чувствительных инициатив властей. Итогом затяжного управленческого кризиса реготделения стала добровольная отставка Гензе с поста сопредседателя. Вице-губернатор по внутренней политике Александр Блошкин пояснил, что она «взвалила на свои женские плечи» слишком тяжелый груз и «наверное, правильно один вагон отцепить и передать кому-то другому».

Гензе, напомним, руководит Облсовфпрофом и общественной палатой области. При этом сопредседателем ОНФ вместе с тележурналисткой Надеждой Кулешовой стал гендиректор государственного ОАО «Волгоградоблэлектро» Александр Воцко, окончивший в один год с Андреем Бочаровым Рязанское десантное училище, а также остался руководитель волгоградской торгово-промышленной палаты Вадим Ткаченко.

Сейчас внутри штаба никого из сопредседателей не критикуют. «В сравнении с Гензе и Староватых (Юрий, почетный гражданин Волгограда, бывший сопредседатель. – Прим. ред.) они вполне даже стараются», – говорят даже те активисты, что считаются в структуре «опасными», потому что не боятся поднимать неудобные для городских и областных властей темы.

Вадим Ткаченко отмечает, что «мнения могут быть разные, и спорить с ними не стоит», но сам он уверен в «неплохой эффективности» регионального ОНФ. «Высокая результативность у нас и по сравнению с другими регионами. Это отмечают в федеральном штабе. Да, никаких скандалов мы не устраиваем, но работаем, я считаю, эффективно и планомерно», – уверен Ткаченко. «Сейчас вот хотим дополнить состав штаба новыми активными ребятами», – добавил сопредседатель регионального штаба.

На фото Вадим Ткаченко

Против временщиков и за перспективы

В числе эффективных действий Ткаченко называет работу по благоустройству, борьбу со свалками и по контролю за состоянием дорог. Это как раз проекты, которые курируют Константин Глушенок и Армен Оганесян, – «Генеральная уборка» и «Карта убитых дорог» соответственно.

Кроме них выделить можно еще нескольких членов штаба и активистов. Но значительная часть волгоградского ОНФ – это люди с формально высоким статусом. Реально общественными делами занимающиеся, по мнению наблюдателей, крайне мало. Источники в штабе считают, что практически бесполезны для движения бывший глава ПФРФ Владимир Сальный, бывший председатель горсоветаВолгограда Сергей Михайлов, экс-глава одного из городских районов Алексей Шейкин и даже бывший председатель областной думы Леонид Семергей.

«Практически не участвует во «фронтовых» делах после понижения статуса и Татьяна Гензе», – уверены сразу несколько собеседников в ОНФ. Проблемы есть и с обратной стороны взаимодействия – во властных структурах. Армен Оганесян уверен, что высшие чиновники, включая губернатора, должны постоянно лично встречаться с руководителями проектов «фронтовиков».

«Про губернатора говорили, что он наш, но нашим надо быть не по номенклатуре, а душой, – отмечает Оганесян. – Да, мы всегда делаем честно и открыто, ничего не боимся. Но многие губернаторы ввели практику, что ОНФ у них – это такая рабочая группа по выявлению недостатков, и их услугами пользуются. А у нас другой тренд – не то что взять под козырек, пустить пыль в глаза, рассказать, как все хорошо. А ведь не все хорошо, иначе бы и люди, и бизнес не бежали из области такими темпами. Только я знаю человек 50, которые в последнее время уехали, в основном в Краснодар и Москву».

Заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета, доктор философских наук Александр Стризое говорит: «Ожидания какой-то особой открытости губернатора – это проблемы тех, у кого были такие ожидания. Бочаров выбрал административную должность и выполняет эту роль. Двух хозяев на одной кухне не бывает».

«Есть проблемы, которые мы решаем силами активистов, – что-то проверить или провести субботник. Но есть, например, та же проблема «зеленого пояса», которая зависит от работы города. И ничего практически не делается, даже несмотря на то что и губернатор создал рабочую группу, но мэрия ее саботирует, – объясняет Константин Глушенок. – Почему такое отношение? Формальные причины – мол, нет лишних денег. Но мое личное мнение – некоторые люди просто являются безответственными временщиками, они не понимают своей роли, своей ответственности. Не верят, что ситуация с той же аллергией кризисная. Живут одним днем и не привыкли принимать решения».

Александр Стризое, напротив, полагает, что движение в регионе свой потенциал еще не исчерпало. «Начинается период изменения политических акторов. Причем старые должны измениться или даже уступить место», – уверен Стризое. При этом, отмечает эксперт, «по-прежнему не совсем ясно, для чего ОНФ создан, – или организовывать широкие социальные движения, или как контролирующая структура снизу».

«С этим пора определяться», – подытожил Стризое.

Фото: ФедералПресс / Ярослав Малых