Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Десять миллионов за мандат: кто спонсирует свердловскую оппозицию

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
19 МАЯ, 2023

ЦИК РФ опубликовал финансовые отчеты партий за прошлый год, когда прошли выборы в Госдуму и свердловское заксобрание. Список пожертвований снимает ряд вопросов о том, как в бюллетенях появлялись неожиданные кандидаты. О том, почему фракция эсеров попала под контроль «дорожного лобби», а коммунисты провели в заксо ярославского экс-чиновника, – в материале «ФедералПресс».

Миллионы от дорожников

Рекордное пожертвование от свердловской компании в прошлом году получила «Справедливая Россия». Екатеринбургская ДСК «Строймеханизация», известная скандальным ремонтом улицы Викулова, подарила партии 31 млн рублей. Отметим, что в прошлом владельцем компании был Армен Карапетян, который по итогам выборов получил не только мандат, но и кресло вице-спикера. Места в заксобрании достались также коммерческому директору «Строймеханизации» Агарону Варданяну и заму главного бухгалтера Наталье Ибрагимовой.

Общая сумма пожертвований от «дорожного лобби» оказалась еще больше: 4 миллиона эсерам досталось от верхнепышминской фирмы «Металлпак». Сейчас ее учредитель – некий Мясник Алоян, но ранее «Металлпак» через компанию «СУ-196» контролировали Карапетян и Варданян.

Еще один крупный взнос в адрес эсеров сделала некая Мария Зернова: она перечислила 3 млн рублей. По совпадению, она является учредительницей Уральского завода металлоконструкций, директор которого Андрей Гориславцев неудачно баллотировался от «Справедливой России» в Госдуму.

Среди других свердловских спонсоров «СР» – Константин Попов (полный тезка экс-кандидата в Госдуму от Челябинской области) и Уральская трубопромышленная компания, которую возглавляет экс-депутат думы Первоуральска Вадим Чертищев.

Еще одна примечательная жертвовательница – Анастасия Павлюченкова, которая баллотировалась в заксобрание по Ленинскому округу. Она перечислила родной партии 408,5 тыс. рублей, хотя ее официальный годовой доход за 2020 год составлял 486,4 тысячи. Более того, зарплату Павлюченкова получает именно в аппарате «Справедливой России».

«Мой доход за 2021 год составляет более 500 тыс. рублей. Главным мотивом добровольного пожертвования партии столь внушительной суммы является тот факт, что я являюсь членом президиума центрального совета партии и руководителем ее молодежного крыла. Кроме того, я являлась кандидатом в депутаты законодательного собрания Свердловской области. Мне было важно поддержать партию во время избирательной кампании не только словом, но и делом», – заявила корреспонденту «ФедералПресс» сама Павлюченкова.

Как объясняет источник «ФедералПресс», слишком крупные пожертвования от аппаратчиков и активистов – возможный сигнал о наличии «черной кассы»: спонсоры, которые не хотят афишировать свое участие в избирательной кампании, могут передавать деньги наличными. Например, согласно отчету за 2016 год, почти весь годовой доход эсерам «пожертвовал» скромный кандидат Александр Юланов, но сам он впоследствии в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» не смог вспомнить такой взнос.

Красный «Камелот»

Активно «окучивала» кандидатов и КПРФ: в общей сложности 10 миллионов пожертвовали Мария Бачерикова и ее компания «Камелот». По данным «ФедералПресс», она связана с бывшим ярославским чиновником и выходцем из влиятельной екатеринбургской семьи Григорием Бачериковым, который по итогам выборов получил мандат свердловского заксобрания. Еще 3 миллиона коммунистам подарил экс-депутат сысертской думы Андрей Фролов: в прошлом году благодаря партии он стал депутатом орловского облсовета.

Есть у партии и «подозрительные» пожертвования. Например, кандидат в заксобрание по Кировскому округу Олеся Плечко внесла полмиллиона рублей, хотя ее годовой доход в два раза меньше. Столько же подарил депутат гордумы Роман Ступников – это почти треть его официального дохода. Четверть своего заработка – 250 тыс. рублей – внес прошедший в заксобрание Олег Гордеев. Среди других жертвователей-аппаратчиков – депутат гордумы Руслан Камалетдинов, член облизбиркома Сергей Голубев и лидер комсомольской организации Денис Курочкин.

Владелец «Уктуса», девелопер и аппаратчики

Среди других оппозиционных сил выделяется Партия роста: возглавлявший список на выборах в заксобрание владелец ГЛК «Уктус» Андрей Ковязин и его жена в общей сложности пожертвовали 7,6 млн рублей. Впрочем, партия в областной парламент так и не попала.

Другие оппозиционные силы свердловчане финансировали неохотно. «Яблоко» получило полтора миллиона от малоизвестной компании «Альянс-Ритеил-Екб» и заем от лидера отделения Максима Петлина. Партии пенсионеров неожиданно пожертовало 750 тысяч НПП «Стройтэк» известного девелопера Владимира Копылова. А вот 30 тысяч от экс-депутата Госдумы Владимира Таскаева ей пришлось вернуть из-за нарушений. «Родине» и «Новым людям» жертвовали лидеры отделений – Валерий Хвостов и Егор Невидимов с Ириной Виноградовой соответственно. Наконец, единственным свердловским спонсором ЛДПР в прошлом году стал некий Роман Донцов.

Что касается «Единой России», то она традиционно аккумулирует пожертвования в Свердловском фонде поддержки регионального сотрудничества и развития. Он перечислил партии 16,3 млн рублей и еще почти 22 миллиона дал ей взаймы. Вне фонда партия получила от свердловчан всего три не самых больших пожертвования – в том числе от помощника областного депутата Александра Серебренникова.

Как объяснил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Руслан Мухаметов, попадание в бюллетень в обмен на пожертвования – практика, выгодная и самим партиям, и бизнесменам, мечтающим о депутатском статусе.

«Как правило, спонсоры участвуют в выборах по партийным спискам. Если бы они пошли по мажоритарной системе, не факт, что избиратели бы за них проголосовали, а список – это гарантия. Здесь остается только правильно выбрать партию и договориться о месте, на котором будет значиться фамилия. Обычно чем выше место в списке, тем выше и пожертвования. Выгодно это или невыгодно избирателям – философский вопрос», – заключил он.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин