Проект бюджета Нижегородской области на 2017 год будет внесен на рассмотрение областного парламента в первом чтении без выраженного мнения профильного комитета: «за» и «против» документа проголосовали равное количество депутатов. Часть депутатов посчитали, что без учета поправки в областной закон о межбюджетных отношениях и поиска источников ее финансирования областной бюджет принимать нельзя, и ряд таких источников предложили. В правительстве Нижегородской области утверждают, что принятие бюджета в первом чтении в представленном виде не несет угроз ни Нижнему Новгороду, ни другим муниципалитетам. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Члены комитета законодательного собрания Нижегородской области по бюджету и налогам, продолжив во вторник обсуждение проекта областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов, так и не пришли к обозначенному мнению, рекомендовать ли его к принятию в первом чтении. По итогам голосования 18 депутатов высказались «за» принятие, столько же – «против», еще трое парламентариев воздержались. Таким образом, на заседание заксобрания, намеченное на четверг, документ уйдет без выраженного мнения профильного комитета, все остальные комитеты его принятие в первом чтении рекомендовали.
За отклонение проекта бюджета выступил, в частности, бывший глава Нижнего Новгорода, заместитель председателя заксобрания Олег Сорокин, ссылаясь на то, что министерство финансов региона отказывается работать над поправкой его коллеги Юрия Лебедева в областной закон о межбюджетных отношениях. Группа депутатов за время после вчерашнего заседания комитета проанализировала возможные источники ее финансирования с тем, чтобы, по словам Сорокина, от нее не пострадало ни одно муниципальное образование. Обращение подписали депутаты из разных фракций: Юрий Лебедев, Олег и Никита Сорокины, Андрей Тарасов, Василий Суханов, Владимир Солдатенков, Николай Шумилков, Наталья Смотракова, Юрий Балашов, Владимир Буланов, Галина Клочкова, Владислав Атмахов и Михаил Шатилов.
«Наш круг депутатов считает, что в существующей расходной части есть определенный «жирок», который можно чуть-чуть подтопить и те предложения, которые сделал Юрий Исакович Лебедев, произвести за счет этого «жирка», но никоим образом не идя на то деструктивное предложение, сделанное минфином (уменьшение финансовой помощи муниципалитетам – прим. ред.)», – сказал Василий Суханов. Он озвучил предложение сократить на 30 % заложенные в бюджете поддержку СМИ в размере 243,6 млн рублей и расходы на содержание аппарата правительства, запланированные на сумму более 4 млрд рублей. «Если мне память не изменяет, то наши красивые нижегородские матрешки на чартерах в Японию летают именно за эти денежные средства», – добавил депутат.
Валерий Антипов в свою очередь отметил, что принятие спорной поправки Юрия Лебедева может внести коррективы в работу муниципалитетов над своими бюджетами. «Ни одно земское собрание, ни одна городская дума не могут обсуждать свои бюджеты: всю жизнь было предварительное согласование бюджетов районных и городских округов, – пояснил он. – Считаю, что эта поправка внесена как раз с прицелом на то, что застопорится работа по бюджету и во всех остальных муниципальных образованиях, потому что никто не против рассматривать бюджет города Нижнего Новгорода в части увеличения, но не за счет других муниципалитетов».
А Сергей Зуденков обратил внимание на письма, которые по районам Нижегородской области разослало министерство финансов региона. Ход министерства он назвал некрасивым и призвал его быть в таких вещах крайне осторожными: «Мы с площадки законодательного собрания будоражим народ по районам. Мы что, хотим, чтобы нас, депутатов, там встречали с вилами и с колами?»
Правительство Нижегородской области настаивало, что бюджет в первом чтении принимать нужно. «Никаких угроз ни для Нижнего Новгорода, ни для кого не существует, потому что никто из присутствующих депутатов не сказал: давайте поменяем доходную часть бюджета. Мы работаем в рамках одной цифры, а в рамках второго чтения все детально обсудим. В чем здесь боязнь принять доходную часть бюджета и пойти дальше?», – спросил заместитель губернатора – министр строительства Антон Аверин. По его словам, «такое ощущение складывается, что мы сегодня принимаем бюджет города Нижнего Новгорода». К слову, тот же Олег Сорокин посетовал, что за последние 10 лет доля доходов, остающихся в распоряжении «налогоплательщика №1» в регионе, Нижнего Новгорода, при исполнении им собственных полномочий, последовательно снижалась с 13,6 % до 7,5 %. При этом в рамках реформирования межбюджетных отношений за пять лет сумма дополнительных принимаемых обязательств превысила 5 млрд рублей, что привело к значительному росту муниципального долга и недофинансированию городских полномочий в сфере благоустройства, содержания придомовых территория, ветхого и аварийного жилищного фонда, отметил Сорокин.
Мнения экспертов:
По мнению председателя профильного комитета заксобрания Александра Шаронова, сложность в прохождении областного бюджета обусловлена, в том числе, объективными процессами. «Это экономический кризис. Если вы посмотрите, споры между Нижним Новгородом как столицей региона и областью всегда были, есть и, думаю, будут, и они всегда обостряются как раз в период экономических кризисов», – сказал Шаронов.
Эксперты видят в ситуации с бюджетом противоборство двух групп – сторонников Олега Сорокина и губернатора Валерия Шанцева. «В таких условиях бюджет является серьезной причиной для того, чтобы продолжить противостояние. То, что бюджет долго рассматривается, отклоняются некоторые статьи, долго дискутируется, – это как раз признаки той скрытой политической войны, которая продолжается в Нижегородской области. Война элит не закончилась окончанием выборов: она будет продолжаться и закончится, когда один из участников покинет область: либо Шанцев, либо Сорокин», – считает руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов. Говоря о прогнозах на предстоящее заседание заксобрания, собеседник не исключил возможность его срыва, как произошло в случае с выборами председателя заксобрания. «Дело в том, что сам председатель и фракция «Единая Россия» которая, казалось бы, должна монопольно управлять процессом в законодательном собрании, де-факто не обладает никаким политическим влиянием. И сорвать любое заседание сегодня антигубернаторской группе не представляется сложным», – полагает Семенов.
Политолог Валентина Бузмакова в свою очередь не исключила, что стороны все же могут договориться и пойти на уступки, но допустила и включение в ситуацию федеральных властей. «Я думаю, что опять придется вмешиваться федералам, потому что они наверняка наблюдают за этим процессом, и им придется взять все в свои руки. Опять послать Кириенко? Не думаю, не тот случай. Я думаю, будет все решаться на уровне полпредства», – резюмировала Бузмакова.
Фото: pravdapfo.ru.
Кризис в нижегородском заксобрании