Отставка губернатора Пермского края Виктора Басаргина заставила региональные элиты десятка российских субъектов перейти в режим напряженного ожидания. Нарушение всех протокольных традиций и столь заблаговременное сложение полномочий инсайдеры связывают с тем, что Кремль кардинально меняет правила игры для губернаторов, которым в 2017 году предстоит переизбираться на свои посты. По данным «ФедералПресс», в течение февраля главы всех «выборных» регионов получат от администрации президента индульгенцию на участие в губернаторской кампании или покинут пост «по собственному желанию». О том, кто попал в список ожидания и почему этот процесс может затянуться – в нашем материале.
Во вторник, 7 февраля, в Москве пройдет президиум генсовета «Единой России». Как неофициально рассказывают единороссы, помимо заявленных в повестке заседания вопросов (о ходе реализации партийных проектов), участники встречи обсудят один из самых ожидаемых вопросов – формат и дату проведения праймериз для участников выборов губернаторов. В сентябре 2017 года губернаторские кампании пройдут в 14 российских регионах, в четырех из них – досрочные.
Собеседник «ФедералПресс», близкий к АП, уточняет, что вопрос с участием в выборах всех десяти нынешних губернаторов будет решен в Кремле в течение февраля вне зависимости от того, когда заканчивается срок полномочий главы региона. Так, например, полномочия главы Томской области Сергея Жвачкина истекают 17 марта, а главы Рязанской области Олега Ковалева – в октябре 2017 года. Решения о своем участии в выборах оба губернатора ждут в одной очереди. Потенциальные участники выборов объясняют такую спешку именно проведением внутрипартийного голосования. По задумке партийных боссов (согласованной с Кремлем), праймериз должен пройти в один день. При этом инсайдеры сообщают, что тип праймериз регионы смогут выбирать сами, но чаще всего единороссы по понятной причине выбирают закрытую модель, когда голосуют только партийцы и их сторонники.
Политолог Андрей Максимов считает, что «с точки зрения технологической схемы все должно пройти в течение трех недель максимум, не более». «До конца февраля все [губернаторские отставки и назначения] закончатся. Это те, кто попадает под сентябрьские выборы и кто пойдет на выборы от «Единой России»: для них последняя возможность – 20-е числа февраля», – пояснил Максимов.
Пермский сюрприз
Первопроходец новой схемы – экс-глава Прикамья Виктор Басаргин. Несмотря на то, что слухи об отставке Басаргина (в том числе со ссылкой на источники федеральных СМИ в Кремле) курсировали в пермской политической тусовке с начала года, его уход с поста главы краевой администрации был в определенной степени неожиданным: срок окончания полномочий Басаргина – 5 мая. Важно в данном случае примечательно не столько то, что Басаргин ушел, а то, как он это сделал. В АП давно сформировалась традиция бескровного удаления глав регионов, которым не удалось заручиться поддержкой на новый срок. Губернатор лично встречался с главой государства, и под прицелом камер Владимир Путин произносил дежурные слова благодарности за проделанную работу и озвучивал имя преемника. В отдельных случаях (так, например, было в январе с главой Адыгеи Асланом Тхакушиновым), преемник также присутствует на встрече. Однако в ситуации с Басаргиным привычный церемониал был нарушен.
Безусловно, Виктор Басаргин – опытный аппаратчик и политик, вряд ли его заявление не было согласовано с администрацией президента. Тем не менее такой ход экс-губернатора заметно осложнит дальнейшую работу (в том числе предвыборную) для его преемника: «Самое интересное в отставке Басаргина – то, как она была сделана. Это нарушение принятого порядка, Басаргин выступил как революционер и возмутитель спокойствия. Заявление сделано рано утром, пока Москва «спит», преемник не объявлен! Весь регион взбудоражен, элита в особенности. Чем дольше тянется пауза, тем больше это скажется на управляемости региона и повлияет на предвыборный расклад. Назначенному и. о. губернатора будет сложно избавиться от имиджа временной фигуры, главы региона, назначенного в спешке, заранее не согласованного под губернаторскую должность», – считает политолог Олег Подвинцев. По словам другого эксперта, подобная подача информации об отставке Басаргина – полностью согласованное с Кремлем решение. «Басаргину дали сохранить лицо, ибо это человек уважаемый. Вот и все объяснение тому, что он объявил об отставке сам, а не на встрече у Путина, как это обычно принято. Бэкграунд помог уйти относительно красиво», – считает политолог Константин Калачев.
Первый среди равных
В кадровой политике кремля началась активная работа по ротации губернаторского корпуса, подчеркивают эксперты Фонда петербургской политики в очередном исследовании. «Была прервана длившаяся с конца июля пауза на замену глав регионов – несмотря на то, что перестановки после парламентских выборов стали традицией по итогам прошлых кампаний по выборам Государственной думы. К началу февраля возникли предпосылки для пакетных решений по определению участи 10 глав регионов, полномочия которых заканчиваются в 2017 году», – говорится в комментарии к исследованию.
Пока лишь один из «предвыборных» губернаторов добился официальной аудиенции у президента Владимира Путина – глава Свердловской области Евгений Куйвашев. 24 января из Москвы губернатор вернулся, по словам подчиненных, «в приподнятом настроении». Тем не менее никаких официальных заявлений по этому поводу сделано не было. Однако через несколько дней Евгений Куйвашев опубликовал очередную программную статью «Переломный момент», которую можно рассматривать как заявку на предвыборную программу. Губернатор никак не подтвердил свое участие в выборах, ранее он неоднократно заявлял, что решение будет принято только в случае безоговорочной поддержки со стороны главы государства.
Сейчас в окружении Евгения Куйвашева демонстрируют полное спокойствие; собеседники в правительстве региона уточняют, что предложение действующему губернатору выдвинуться на новый срок может быть озвучено в районе 15 февраля на встрече с главой государства.
Правда, учитывая специфику работы пресс-службы Кремля, есть основания полагать, что судьбоносная встреча была все-таки одна – однако информацию о ней решено подавать порционно.
Не всем губернаторам суждено остаться на посту. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын (руководит регионом с 2007 года) до сих пор находится в подвешенном состоянии. Против действующего главы региона с завидным постоянством играют местные элиты. Самой яркой иллюстрацией этому стал «вброс» информации о том, что администрация президента РФ решила поддержать на выборах сенатора Александра Варфоломеева. С начала 2017 года критика Вячеслава Наговицына стала более жесткой. Две недели назад в Улан-Удэ прошло несколько одиночных пикетов с требованием отставки главы Бурятии.
Собеседники «ФедералПресс», близкие к республиканской администрации, рассказывают, что Наговицин усиленно готовится к избирательной компании, при этом нет никаких сведений о том, что Москва его кандидатуру поддержала и благословила на царствование в третий раз подряд. Между тем, по данным источников местных СМИ, в настоящее время Вячеслав Наговицын находится якобы в краткосрочном отпуске, хотя и продолжает исполнять обязанности главы региона. Источник также сообщил о якобы уже написанном им заявлении об отставке. «Тучи над Вячеславом Наговицыным сгущаются вот уже два года. И в этом плане действующий глава Бурятии входит в число везунчиков, но не любимчиков верховной системы страны», – считает политический консультант Константин Бакшеев. Эксперт отмечает, что сегодня на стороне Наговицына неплохие отношения с главой Ростеха Сергеем Чемезовым, которые, правда, по глобальным, по судьбоносным вопросам он еще никогда не использовал. «В Бурятии ситуация у Наговицына очень шаткая. Есть жесткая фронда со стороны местных элит. Но, судя по бешеной активности главы Бурятии, в отставку он уходить не собирается. В республике политическая конфигурация сейчас развивается настолько динамично, что выиграть у казино проще, чем предсказать когда и какое решение будет принято», – считает генеральный директор Коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский.
Зона риска
Судя по данным рейтинга ФорГО (который с назначением Константина Костина советником Сергея Кириенко вновь приблизился к Кремлю), в группе риска находится сразу несколько глав регионов. Виктор Басаргин, напомним, в этом рейтинге занял предпоследнюю строчку. На последней – глава Карелии Александр Худилайнен. Слухи о его отставке активно муссируются местными элитами с прошлого года, после того как глава республики публично подвергся критике со стороны Владимира Путина и позже Дмитрия Медведева. Напряженная ситуация сохраняется для глав ряда регионов Приволжского федерального округа: «Сегодня есть проблемы в Мордовии и в Самарской области. Они связаны с именем Николая Меркушкина. Пока ситуация и там и там неоднозначная, но есть время, чтоб дать более точный прогноз по этим регионам. Не очень уверенная ситуация у Маркелова в Марий Эл, у остальных глав регионов в ПФО положение устойчиво или более чем устойчиво», – рассказал «ФедералПресс» руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов.
Сразу у трех губернаторов Центрального военного округа почти в один день заканчиваются сроки полномочий: у главы Белгородской области Евгения Савченко и главы Новгородской области Сергея Митина 20 октября, у руководителя Рязанской области Олега Ковалева 19 октября. Политологи склоняются к тому, что из этого списка свои посты в ближайшее время могут покинуть Митин и Ковалев. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что в Новгородкой области ситуация похожа на пермскую, в Рязанской – «острота проблемы меньше – там другая структура экономики, другой климат». Политтехнолог Андрей Максимов больше склоняется к вероятности отставки Олега Ковалева. Свою позицию он объясняет тем, что экономически регион как бы разделен на две неравные части: на юге наблюдается расцвет сельского хозяйства, на севере – ситуация противоположная. «В Рязани некоторые сельские районы находятся в катастрофической бюджетной ситуации. Они задавлены кредитами, им нечем платить зарплату своим бюджетникам. А некоторые районы нормально себя чувствуют», – отметил Максимов. Из тройки возможных отставников наиболее устойчивым, по мнению политологов, можно назвать положение белгородского губернатора Евгения Савченко. «Другой вопрос – он, может быть, новой команде (имеется в виду команда Сергея Кириенко, – ред.) не ко двору со своими советскими подходами в управлении. Но это лишь мое предположение. Вообще, Сергей Владиленович [Кириенко] может договориться с человеком любых политических взглядов», – отметил политолог Дмитрий Журавлев.
Сегодня доподлинно известно, что чиновники из новой команды администрации президента активно инспектируют регионы, чтобы получать реальные данные о социально-экономическом и политическом климате в субъектах. Если учесть, что впереди самые важные выборы – президентские, губернаторов ждут непростые времена, и корпус глав регионов будут перетряхивать. «С выборами губернаторов это не связано, но напрямую их касается. Я связываю происходящее с подготовкой к президентским выборам, которые для страны важнее. Решения сейчас принимают, основываясь на том, сможет ли тот или иной губернатор обеспечить политическую стабильность в период выборов президента России. Достаточен ли его административный ресурс (как возможность влиять на различные процессы в регионе, а не как «черная» выборная технология) для контроля над ситуацией? Если возникают сомнения, принимается соответствующее решение», – считает политолог Андрей Колядин.
Открытым остается вопрос о масштабах рокировок. Политологи с осторожностью дают какие-либо оценки. Политолог, руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков полагает, что Кремль «может сменить до 30–40 % губернаторов» в ближайшей перспективе. «В ближайшее время – пять, еще 10–12 – до осени. Прежде всего речь идет о главах Рязанской, Новгородской и Нижегородской областей, главе Приморского края и главах Республик – Бурятии и Карелии. В зоне риска губернатор Самарской области, возможно, Орловской и Ивановской», – полагает эксперт.
Отставки губернаторов