Волгу нужно срочно спасать. Именно в такой постановке вчера поставили вопрос на совещании руководители федеральных ведомств под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. Крупнейшей реке Европы еще можно вернуть не только экономическую роль, но и природную чистоту. Что и как нужно делать, за чей счет и в какие сроки, чего хотят отдельные регионы, а также о чем Медведева просил волгоградский губернатор Андрей Бочаров – в материале «ФедералПресс».
С урожаем, но без звезды
Самая запоминающаяся поездка Медведева в Волгоград была в апреле 2014-го, когда он проводил в городе-герое всероссийский партийный съезд «Единой России». Премьер тогда встретился с Андреем Бочаровым, всего за несколько дней до того назначенным Владимиром Путины и.о. волгоградского губернатора, и полушутя выдал в его адрес меткую фразу. «Перед поездкой я получил массу обращений по состоянию дорог и социальной сферы в Волгоградской области. Рассчитываю, что вы наведете порядок. Нормальная экономика, современная социальная сфера. Если это все получится, вы можете претендовать на второе звание Героя России», – сказал Медведев (Андрей Бочаров награжден званием Героя России за подвиг во время первой чеченской кампании в 1995 году, – прим. «ФедералПресс»). Сегодня Медведев нашел для индивидуальной встречи с волгоградским губернатором несколько минут, однако о второй звезде Героя не упоминал.
Протокольное общение глава правительства начал, конечно же, с дорог, отметив, что «есть изменения». «Это не означает, что все вопросы решены, но очевидно, что дорожное хозяйство начало восстанавливаться», – констатировал Дмитрий Медведев. Он также спросил губернатора о сельском хозяйстве. В ответ Андрей Бочаров несколько раз поблагодарил самого Медведева и в целом федеральные структуры за помощь в реализации инфраструктурных проектов, а также сообщил: «Несмотря на непростые погодные условия, мы выполнили поручение правительства по сбору зерна на территории Волгоградской области. При плане 3,75 млн тонн зерна мы сегодня уже собрали 4 млн тонн зерна, при этом убрав 6 5% территории». «Идет плановая работа по овощам, по техническим культурам, включая подсолнечник, достаточно неплохие виды, несмотря на погодные условия, на бахчевые культуры. Мы уверены, что мы будем с урожаем», – отрапортовал Бочаров.
Верните воду
Основной повесткой не только для Дмитрия Медведева, но и для руководителей ряда федеральных ведомств и регионов, стало обсуждение, как сохранить Волгу, предотвратить загрязнение этой реки и наладить по-настоящему рациональное использование ее ресурсов. В Волгограде Дмитрий Медведев вместе с министром природных ресурсов Сергеем Донским осмотрели и местные гидротехнические объекты, но речь шла о Волге в целом. В бассейне которой, напомнил глава кабмина, проживает больше 60 млн человек, сосредоточено 45 % промышленности и 50 % аграрного потенциала всей России.
Проблемы Волги не просто назрели, они уже кричат: крупнейшую водную артерию Европы нужно незамедлительно спасать, даже если это не всем очевидно. В воды Волги попадает 38 % всех загрязненных стоков в России – виноваты не только промышленность и предприятия ЖКХ, но и сельское хозяйство. Кроме того, река захламлена затонувшими судами. «Ежегодно в Волгу сбрасывается свыше 5,5 куб. км загрязненных сточных вод. Нормативная очистка проводится лишь в отношении 10 % таких стоков. Со сточными водами в реку поступает свыше 2,5 млн тонн загрязняющих веществ ежегодно», – привел данные Дмитрий Медведев. «После постройки дамб волжские водохранилища стали практически непроточными, загрязнения не вымываются течением, а накапливаются на дне Волги. Поэтому если ничего не предпринимать, то в недалекой по историческим меркам перспективе волжская вода вообще может стать непригодной для людей», – добавил Медведев. – Нам предстоит большая работа, чтобы река снова стала чистой. Для этого мы приступили к формированию нового приоритетного проекта по очищению и сохранению Волги в рамках соответствующего приоритета «Экология».
Приоритетный проект так и будет называться – «Оздоровление Волги», на него, как успели посчитать в правительстве, до 2025 года нужно затратить 257 млрд рублей. Министр природных ресурсов Сергей Донской пояснил, что 114,5 млрд рублей должно быть направлено из федерального бюджета, 44,5 млрд рублей – из региональных бюджетов, а 98 млрд рублей рассчитывают изыскать из внебюджетных источников. В первую очередь в Волжском бассейне будет налажен экологический мониторинг, затем запущено строительство и модернизация очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, предстоит внедрить на предприятиях наилучшие технологии по очистке сточных вод, а на вредных производствах в обязательном порядке установить современные автоматизированные системы контроля стоков.
По словам Сергея Донского, ключевая задача на первое время – это ликвидация уже накопленного экологического вреда. На это, по предварительной оценке, нужно 34 млрд рублей. «На сегодня выделено 69 «горячих точек» в различных регионах Волжского бассейна. По многим из них уже практически ведется работа, плюс сейчас формируется перечень остальных объектов, исходя из рейтинга их опасности», – сообщил министр.
На втором этапе будут внедряться системные меры по снижению антропогенного воздействия и сокращению поступления загрязнений. Это касается всех 17 регионов, выходящих к Волге. Для начала Росприроднадзор проведет инвентаризацию источников негативного воздействия на водные объекты, рассортирует их по степени опасности. Именно на основе этих рейтингов регионы и создадут свои проекты. К 2020 году, заявил Сергей Донской, должно начаться активное внедрение автоматизированных систем по контролю за сточными водами на объектах высокой опасности.
Что касается модернизации объектов очистки – как промпредприятий, так и объектов ЖКХ – то здесь, помимо собственно бюджетных средств и средств собственников предприятий, есть еще несколько способов целевого финансирования. Это плата за негативное воздействие на водные объекты (95 % ее остается в регионах), кстати, правительство рассчитывает повысить ставки этой платы (как минимум на 15 %, что даст около 1 млрд рублей уже в следующем году, – прим. «ФедералПресс»). Кроме того, Минпромторг обещает оказывать приоритетную поддержку предприятиям, внедряющим так называемые «наилучшие доступные технологии» в природосбережении.
Еще один механизм финансирования – это концессионные соглашения в управлении объектами коммунальной инфраструктуры. Министр строительства Михаил Мень обратил внимание собравшихся на то, что именно в Волгограде реализуется крупнейшая концессия в сфере водоснабжения и водоотведения в Европе (ООО «Концессии водоснабжения, управляющие волгоградским Водоканалом, – прим. «ФедералПресс»). «Общий объем частных инвестиций составит более 58 млрд рублей. В рамках данного проекта планируется достигнуть существенного улучшения качества питьевой воды, уменьшения количества перерывов в подаче воды, а также создать систему очистки всего объема сточных вод», – пояснил Мень.
Региональные тонкости
Андрей Бочаров начал свой доклад, заметно нервничая. Несколько раз поблагодарив Дмитрия Медведева, а также рассказав, что Волга для региона «это кормилица» и напомнив, что «Волгоград – порт пяти морей», губернатор заявил, что «сейчас у нас здесь температуар 41–42 градуса, а в наших самых южных районах – Палласовском и Старополтавском – сейчас температура 51–53 градуса». Губернатор слегка перепутал – Палласовский район, наоборот, северный, он граничит не только с Казахстаном, но и с Саратовской областью, а также преувеличил: за все время наблюдений выше 45 градусов по Цельсию в названных районах столбик термометра в тени не поднимался.
Затем Бочаров успокоился и заговорил более предметно. «В этом году Волгоград завершил работу по локализации сброса в Волгу неочищенных канализационных стоков. Второй момент. Мы завершили строительство дюкера через Волгу. Это два трубопровода, которые уходят в наши очистные сооружения, находящиеся на острове Голодный. В этом году, в июле, мы завершили эту работу, и сегодня два трубопровода все неочищенные стоки направляют туда. В этом году мы завершаем первый этап работ по берегоукреплению (это больше 3 км) и планируем приступить в 2018 году к следующим объектам. Также мы завершаем в этом году берегоукрепление в Новониколаевском (вероятно, имелся в виду Николаевский район, расположенный на Волге, – прим. «ФедералПресс») районе», – перечислял волгоградский губернатор.
Он также рассказал, что по 30 % основных водных объектов в Волго-Ахтубинской пойме уже начата расчистка. Кроме того, пояснил Андрей Бочаров, в области разработали механизм, который позволит в дальнейшем в большей части избежать проблем с обводнением поймы. Это строительство дополнительного водопропускного сооружения с устройством мини-ГЭС из Волгоградского водохранилища в реку Ахтубу, а также строительство по руслу реки Ахтубы четырех насосных станций для подачи в пойму воды в меженный период. «Механизм также предусматривает периодическую эксплуатационную расчистку замываемого Волго-Ахтубинского канала. Проект масштабный, амбициозный, требует межбюджетного софинансирования. Он может быть реализован в формате государственно-частного партнерства с участием Минэнерго и Минприроды», – сообщил Бочаров.
Глава Волгоградской области попытался внести в «Оздоровление Волги» и проект, который он лично давно лоббирует. Речь об утилизации отходов неработающего индустриального гиганта «Химпром». О том, что эту работу под силу выполнить только за федеральный счет (порядок затрат по разным оценкам от 7 до 20 млрд рублей) Бочаров говорит с осени 2014 года, когда «Химпром» был остановлен. «Необходимо срочно приступить к разработке проектно-сметной документации, а затем и к ликвидации всего этого накопленного ущерба. Это на самом деле очень тяжелый и сложный вопрос, которому необходимо в данной концепции уделить особое внимание», – сказал Бочаров.
Что решили конкретно по этой теме неизвестно – часть совещания прошла в закрытом режиме. По информации от осведомленного источника, вопрос включения дезактивации территории «Химпрома» в целевую программу «Оздоровление Волги» остается дискуссионным. Как и предложение, например, главы Калмыкии Алексея Орлова. Он просит вернуться к вопросу восстановления так называемого «древнего русла» Волги. До строительства каскада ГЭС в Нижнем Поволжье действительно существовал еще один рукав реки, который тянулся до дельты. «Плюсов здесь много, они очевидны. Мы помним страшные времена, когда волгоградцев затапливало. Тысячи людей потеряли свое жилье. И если бы тогда существовал такой аварийный сброс, этого бы не было»,– пояснил Алексей Орлов. Для Калмыкии же резервное русло Волги может стать основой для бурного экономического роста. При этом республика предлагает провести этот рукав в трубе – на 58 км до Сарпинских озер. «Определенное количество лет – не готов сейчас сказать, это могут знать только гидрографы и экологи – уйдет на восстановление почвенного состава высохших озер. Но в дальнейшем это снимет несколько проблем», – отметил Орлов. Он также пояснил, что проект может финансироваться сразу из трех источников – федерального бюджета, а также бюджетов республики Калмыкия и Волгоградской области.
Готов к совместному с федерацией финансированию разных проектов и тверской губернатор Игорь Руденя. По его словам, первейшей задачей является модернизация предприятий ЖКХ, которые занимаются водопользованием. А вот за ней стоит проблема углубления дна. В Тверской области Волга в последние годы стала не полностью судоходной, чего не было никогда. По словам Рудени, обращение с водными объектами является одним из маркеров развития культуры общества. «Мы заложили деньги на дноукрепительные работы до города Старица и до Ржева, – рассказал Руденя. – Еще одно важное направление, думаю, что не только у нас, но и у всех регионов, это рыбовоспроизводство, сохранение экологического разнообразия. Это, с одной стороны, увеличение объема выпуска, с другой стороны – рыбоохранный процесс».
Депутат Госдумы от Астраханской области Леонид Огуль заявил «ФедералПресс»: «Больше других федеральную программу по возрождению Волги ждут в Астраханской области. С Волгой у нас связаны целые отрасли экономики – это и судоходство, и рыболовство. Кроме того, от качества воды в Волге, от ее полноводности зависит сохранение флоры и фауны области. В том числе сохранение уникального природного объекта – западных подстепных ильменей, которые ученые называют «инкубатором» всей каспийской рыбы. За последние десятилетия их площадь сократилась более чем на треть, и если ситуацию не изменить, рыбе вскоре будет некуда иди на нерест. Мы сейчас ведем активную работу с Минприроды, чтобы мероприятия по спасению астраханских ильменей были включены в федеральный приоритетный проект по возрождению Волги. Я уверен, что благодаря этому проекту Астраханской области удастся решить многие вопросы, которые не решались десятилетиями».
Добавим, что проблемы именно Нижней Волги на совещании особенно выделили и Дмитрий Медведев, и Сергей Донской. Дополнительное обводнение Ахтубы, о котором говорил Андрей Бочаров, войдет в федеральный проект. Кроме того, предусматривается восстановление пропускной способности русел рек, мелиоративных систем, рыбоходных каналов, проведение рыбохозяйственной мелиорации в Волго-Ахтубинской пойме. На все это будет направлено около 37 млрд рублей.
Как рассказали участники совещания, в течение недели будет доработан протокол, который и ляжет в основу федеральной программы. Ее предстоит утвердить правительству после консультаций с научным сообществом. По отдельным нормам потребуются и законодательные новеллы. Например, с чем согласились почти все субъекты, региональные бюджеты должны дополнительно финансировать мероприятия по рыбоохране, что сейчас не входит в их полномочия.
Фото: government.ru