Правительство РФ намерено вернуть большую часть средств, выделенных для крупнейших банковских санаций, из Агентства по страхованию вкладов (АСВ) с помощью российского Центробанка. По мнению экспертов, в сложившихся условиях регулятору необходимо искать новые источники пополнения фондов спасения проблемных кредитных организаций, не полагаясь на бюджет. Подробности – в публикации «ФедералПресс».
Возвратный имущественный взнос
Как ранее сообщили «Ведомости» со ссылкой на собственные источники в Минфине и ЦБ, предоставленные ресурсы планируется возвратить с помощью имущественного взноса в АСВ. Предполагается, что за счет данных взносов Правительство РФ вернет большую часть выделенных средств санируемым банкам.
Отметим, что докапитализация банков – существенная часть бюджета Агентства по страхованию вкладов (838 млрд из 987,3 млрд рублей, по данным СМИ). При этом выделенные госсредства банки должны вернуть в 2024–2035 годах.
По мнению финансовых экспертов, уже сейчас очевидно, что санируемые кредитные организации не смогут справиться с ранее взятыми на себя обязательствами, поэтому возвращать выделенные госсредства придется, скорее всего, одному из денежных регуляторов.
Напомним, что летом этого года АСВ перешло под полный контроль Центробанка с целью прямого участия регулятора в финансовом оздоровлении проблемных кредитных организаций.
«Ранее ЦБ искал санатора, который получал кредиты для санации проблемного банка. Иногда кредиты шли не по назначению, в результате чего ситуация в проблемном банке не улучшалась. Сейчас же механизм иной – ЦБ берет санацию банков на себя, напрямую вкачивая деньги в проблемную кредитную организацию через Фонд консолидации банковского сектора, что позволяет ей продолжить свою полноценную деятельность. Так случилось с «ФК Открытием» и «Бинбанком». Данная санация даже не стала страховым случаем, в результате чего АСВ не пришлось нести расходы по выплатам вкладчикам данных банков, – уточнил в комментарии «ФедералПресс» старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. – При этом регулятор предполагает продавать кредитные организации после нормализации их работы, что должно позволить ему вернуть средства, вложенные в капитал банка. Однако пока непонятен механизм продажи. Будет ли у банка крупный инвестор или продажа состоится широкому кругу акционеров, в результате чего никто не будет владеть существенной долей в банке.
При этом АСВ при санации перестает нести расходы. Основой же статьей расходов Агентства станет выплата вкладчикам банков, у которых будет отозвана лицензия. В основном к таким будут относится мелкие кредитные организации. К крупным же, скорее всего, будет применятся новый механизм санации».
Как ранее сообщал «ФедералПресс», только трем санируемым банкам («ФК Открытие», «Бинбанку» и «Генбанку») в сумме было выделено 84,4 млрд рублей по программе докапитализации с помощью облигаций федерального займа.
«Какую конкретно сумму вернут в бюджет пока не ясно. Проблема в том, что в текущем году АСВ, которое ранее находилось под контролем правительства, было передано ЦБ РФ, и Минфин РФ намерен забрать обратно выделенные АСВ на санацию этих банков средства. Кто конкретно будет возвращать деньги в бюджет – само Агентство по страхованию вкладов или Центробанк – неясно. Пока схема только обсуждается правительством. Вероятно, Банк России, который внесет имущественный взнос в АСВ, а задолженность АСВ перед Минфином тогда может быть погашена взаимозачетом. Но обсуждается также и схема возврата долга через ОФЗ, хотя, на наш взгляд, она выглядит сложнее», – пояснила в комментарии «ФедералПресс» заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Планируется, что вероятнее всего механизм возврата будет оформлен через замену имущественных взносов Банком России потраченных на это в свое время из средств Минфина. Мы полагаем, что принципиальных проблем, которые бы делали подобную замену невозможной, не предвидится – вопрос лишь в определенном реформировании законодательства, позволяющем провести указанные операции с соблюдением всех необходимых норм, – отметил аналитик группы компаний «ФИНАМ» Алексей Коренев. – Что касается влияния этой операции на бюджет страны, то на общей сумме бюджета страны это никак отразиться не должно – потраченные на докапитализацию 84,4 млрд рублей и в рамках Минфина находились на балансе бюджета, и в рамках Центробанка – уменьшают его прибыль, подлежащую перечислению в бюджет на ту же сумму. Но если эти средства окажутся в распоряжении правительства, полагаем, у последнего будут определенные планы, как распорядится дополнительными денежными средствами. То есть, по сути все сводится к перераспределению вышеозначенных ресурсов между теми или иными ведомствами и статьями бюджета в рамках последнего».
На балансе у Центробанка
Как подчеркивают финансовые эксперты, озвученные планы договоренностей между Минфином и Банком России по возврату правительству денежных средств, выделенных в свое время на докапитализацию «ФК Открытие», «Бинбанка» и «Генбанка», касаются исключительно этих трех кредитных организаций. Причем вопрос возврата предоставленных ресурсов, по словам аналитиков, возник исключительно потому, что в рамках нового механизма санации (с использованием Фонда консолидации банковского сектора), санируемые банки переходят на баланс Центробанка, как это уже произошло в декабре текущего года с банком «Открытие», 99,9 % капитала которого теперь находится во владении Банка России. Однако в тот момент, когда Минфин выделил целевые ресурсы, банки не были в собственности регулятора, поэтому «желание правительства вернуть предоставленные спасительные деньги обратно в бюджет вполне объяснимо».
Как отмечают эксперты, в случаях санации или докапитализации других проблемных кредитных организаций применялись совершенно иные механизмы. «В частности, банкам предоставлялись кредиты, которые они использовали в ходе оздоровления и улучшения своих финансовых показателей, в дальнейшем кредитным учреждениям их придется возвращать. Насколько успешно и в какие сроки каждый из банков справится с этой задачей – вопрос отдельный и касается исключительно эффективности функционирования данного кредитного учреждения», – напомнил аналитик «Финама» Алексей Коренев.
Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что в октябре 2017 года совет директоров АСВ принял решение увеличить базовую ставку банковских отчислений в фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ) с нынешних 0,12 % до 0,15 % расчетной базы. Это было предопределено еще летом, когда произошел скандальный отзыв лицензии у банка «Югра» и последовавшие за ним масштабные выплаты страхового возмещения пострадавшим вкладчикам. Причем именно тогда совет директоров АСВ обратился к Центробанку с просьбой о предоставлении нового кредита в размере 210 млрд рублей «в целях обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов».
По мнению экспертов, повышение базовой ставки страховых взносов в фонд АСВ однозначно вынужденная мера и давно обсуждалось финансовыми властями. Более того, аналитики уверены, что АСВ повышает банковские взносы по предложению Минфина России.
«Для АСВ такое повышение необходимо, так как, во-первых, Агентство по страхованию вкладов получает кредиты у Банка России, и ему требуются дополнительные средства для обслуживания долга, во-вторых, АСВ в текущем году понесла достаточно большие расходы по выплатам вкладчикам, связанные с банкротством ряда банков, в том числе достаточно крупных, таких как банк «Югра», – пояснила ведущий финансовый аналитик Наталья Мильчакова.
Напомним, что в конце прошлой недели также стало известно о введении временной администрации в Промсвязьбанке, который занимал девятое место по величине активов среди российских кредитных организаций (по состоянию на 1 декабря 2017 года активы банка составляли 1,3 трлн рублей) и входил в число системно значимых финансовых организаций страны. Согласно информации ЦБ, Банком России предусмотрено предоставление Промсвязьбанку средств на поддержание ликвидности, что «повысит его финансовую устойчивость и будет способствовать дальнейшему развитию кредитной организации». «В рамках мер, направленных на повышение финансовой устойчивости банка и обеспечение непрерывности его деятельности на рынке банковских услуг, планируется участие Банка России в качестве инвестора с использованием денежных средств Фонда консолидации банковского сектора», – говорится в официальном комментарии регулятора.
При этом аналитики считают, что увеличение ставки АСВ на 0,03 % позволит улучшить наполняемость фонда в условиях проблем банковского сектора. «Однако дальнейшее повышение базовой ставки банковских взносов в Фонд обязательного страхования вкладов, которое уже обсуждается, может ухудшить ситуацию с ликвидностью в банковском секторе. Скорее всего, АСВ не будет торопиться с дальнейшим увеличением ставки, а будет увязывать свои действия с состоянием финансового сектора», – отмечал ранее аналитик АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
Между тем, ключевым здесь является тот факт, что Агентство по страхованию вкладов сменило своего владельца, и если раньше вопрос о возврате выделенных на санацию федеральных денег АСВ решало напрямую с Минфином России, то теперь это будет делать напрямую Центробанк.
«Ясно одно – пока экономика работает в условиях бюджетного дефицита, правительству следует задуматься, стоит ли в будущем бросать дорогостоящий «спасательный круг» крупным банкам, испытывающим проблемы? Ведь оплачивают это «чудесное спасение» налогоплательщики, – подчеркнула в комментарии «ФедералПресс» эксперт Наталья Мильчакова. – На наш взгляд, банкам, АСВ и даже ЦБ РФ сейчас нужно искать новые источники пополнения фондов спасения проблемных кредитных организаций, вместо того, чтобы постоянно полагаться на бюджет».
«ФедералПресс» будет наблюдать за развитием данной ситуации.