Общество
Крым
29 декабря 2017, 10:01 1
Редакция «ФедералПресс» / Оксана Михайлова

Всех накажут и уволят за ФЦП. Кроме Аксенова

Крым подвел годовые итоги реализации программы социально-экономического развития

В Крыму подвели итоги реализации федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития региона за 2017 год. По официальным данным, озвученным Сергеем Аксеновым на итоговой пресс-конференции в четверг, республика выполнила обязательства по ФЦП на 89 %. Глава республики отметил, что власти «сделали все максимально возможное» для успешной реализации программы. Мнение главы Крыма не разделяет вице-премьер Дмитрий Козак, который остался недоволен работой чиновников. Крымские правозащитники и общественные активисты также считают, что повода для гордости мало. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Чиновники: виноваты логистика и подрядчики

Крыму придется вернуть в казну около 5,3 млрд рублей, которые чиновники не успели освоить в рамках реализации ФЦП. Это почти 11 % от выделенной суммы в 53 млрд рублей. Данную сумму республика должна была потратить на строительство дорог, школ, больниц и других значимых социальных объектов. Всего в 2017 году были запланированы работы по проектированию и строительству 250 объектов федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя. Наиболее крупные из них: строительство и реконструкция трассы «Таврида» (около 19 млрд рублей), строительство объездной дороги под Симферополем на участке Дубки – Левадки (около 2 млрд рублей), строительство автомобильных подходов к Керченскому мосту (около 3 млрд рублей), развитие аэропортового комплекса «Симферополь» (около 3–4 млрд рублей), строительство системы водоподачи восточной части Крымского полуострова (около 3 млрд рублей). Некоторые из объектов – такие, как трасса «Таврида» – у Крыма и Севастополя общие. Должны были быть введены в эксплуатацию 113 объектов ФЦП, в первую очередь, это школы, детские сады и объекты инженерной инфраструктуры.

Сергей Аксенов считает, что существуют как субъективные, так и объективные причины неисполнения полного объема ФЦП. «По субъективным будут сделаны выводы в отношении должностных лиц, по объективным надо вносить изменения в законодательство, иначе мы так далеко не уйдем», – сообщил премьер-министр Крыма.

По мнению депутата Госдумы РФ от Крыма Константина Бахарева, ключевые причины неисполнения ФЦП – это «ущербная транспортная логистика» и недобросовестность подрядчиков. Вице-премьер Крыма Виталий Нахлупин также видит основные причины срыва графика строительства объектов ФЦП в некачественной подготовке проектно-сметной документации и слабой транспортной логистики. «Подрядчики с материковой России, к сожалению, не имеют возможности перебазировать сюда силы и средства – краны, автотранспорт, спецтехнику. Заходя на проекты, они надеялись, что будет возможность взять технику в аренду, но, как вы знаете, Крым сегодня – это глобальная большая стройка, поэтому здесь достаточно высокая конкуренция между подрядчиками за технику, которую можно арендовать. Недостаток этой техники привел к тому, что компании сейчас находятся в достаточно критических сроках по исполнению тех или иных проектов», – сообщил Нахлупин. В числе проблем вице-премьер называет также отсутствие должного опыта у крымских управленцев, включая опыт межотраслевого взаимодействия местных и федеральных ведомств.

24e0c38bb42b6007d4395c63fb9c9c2c.jpg

Эксперты: виноваты чиновники и система

«Низкий уровень профессионализма региональных чиновников на лицо, – уверен общественный деятель и бизнесмен Александр Юрьев. – Каждый год у нас возникает проблема с реализацией проблема с ФЦП. Давайте вспомним: в 2016 чиновники также не успевали освоить бюджет, в итоге признали, что выполнить полное освоение средств «нереалистично» и пересмотрели как саму ФЦП на 2016 год, так и график освоения. И у нас был показатель в 96 %! Непрофессиональные кадры, которые сидят в креслах со времен Украины, так за три года ничему не научились и не адаптировались к новым реалиям. Единственное, в чем они специалисты – это красивое написание отчетов».

Также Александр Юрьев считает, что причины неисполнения кроются и в правовом несовершенстве ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которому распределяются госзаказы. Например, свободный вход на тендерную площадку подрядчиков из дальних регионов, которые просто демпингуют цены, а в реальности не в состоянии обеспечить качество исполнения заказа из-за неадекватно низкой заявленной стоимости работ.

Такое мнение разделяет и юрист Кирилл Медведев. «Там недостатков очень много, – комментирует «ФедералПресс» Медведев. – Основные – это как раз поиск необходимого баланса между конкурентностью и открытостью закупок и недобросовестными участниками торгов и подрядчиками. В Крыму есть примеры того, как недобросовестные подрядчики, получив деньги, просто исчезают с ними».

Кроме непрофессионализма чиновников и недостаточного развития транспортно-логического комплекса, в числе причин крымский общественник Александр Талипов называет длительный процесс прохождения экспертиз. «Низкий уровень профессионализма самих чиновников, а также необходимость проведения длительных экспертиз, в рамках которых выделяются дополнительные средства, а также некачественно выполненные проектная документация, которая не дает возможности проходить вовремя экспертизы, – все это причины неисполнения ФЦП в Крыму, – поясняет Александр Талипов. – Кроме того, есть проблемы с логистикой и доставкой строительных материалов. По каждому объекту существуют свои причины, и их нужно рассматривать в рабочем порядке. К концу января мы должны иметь полную картину по ФЦП».

38c5b227c57a9f5799a6ee8d1ae2c837.jpg 

Сам себе подрядчик

Помимо вопросов к количеству освоенных средств, у экспертов есть вопросы к качеству их освоения. «Если так осваивать, как наши управленцы, то я удивляюсь почему вообще не на сто процентов освоены средства, – говорит Александр Юрьев. – Абсолютный хаос, недобросовестное распределение заказов и нарушение процедур. Некоторые объекты, которые планировалось сделать в этом году – школы, детсады и все остальное – они так и остались заморожены. Цены по многим строительным объектам были завышены. Сомнительные подрядчики, которые с уставным капиталом в 500 тыс. получают миллиардные подряды, причем по распоряжениям Совмина в обход тендерам. Повсеместное невыполнение сроков строительных работ, по некоторым – просто залит фундамент, хотя должен быть уже финальный этап строительства, и деньги подрядчиком получены. Подрядчики получают деньги, недовыполняют, поднимают стоимость смены, а в 2018 году уже будет новая стоимость. Эти решение опять пропустят через Госсовет».

Мнение Юрьева разделяет и другой общественный деятель Илья Большедворов. «Много вопросов к процессу распределения госзаказов, – комментирует «ФедералПресс» общественник. – Все конкурсы проводятся по процедуре единого поставщика, по упрощенной процедуре. Мы подробно изучили ситуацию с 27-ю социальными объектами – 6 декабря был объявлен конкурс, и за один день все эти объекты распределили. При этом многие подрядчики находятся во взаимосвязи в региональной властью, при проведении расследования эти связи легко обнаружить. Например, фирма, в числе учредителей которой находит депутат Госсовета, председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Леонид Бабашов, получила в этом году подрядов на общую сумму более 600 млн рублей. Помимо этого им достался и госзаказ на строительство трассы в Оленевке на сумму более 1 млрд рублей. Качество строительства вызывает сомнение, не раз об этом говорилось в общественном пространстве. По итогу Бабашов сам себе выписывает подряды».

Симферопольский блогер Олег Кочеров нашел другого сомнительного подрядчика – компанию «Альянс Тех Строй», которая строит одновременно два объекта ФЦП – детский сад в Симферополе и школу в Евпатории. Компании уже выделили на проведение работ 345 млн рублей, несмотря на то, что для заключения контрактов такого масштаба она не имела достаточных оборотов ни в 2014, ни в 2015 году. Кроме того, по данным блогера, на момент заключения договора, компания находилась в черном списке поставщиков на выполнение государственных контрактов.

233b31386bc0424534490aa8206d8c30.jpg 

Волшебный декабрь

Показатели исполнения ФЦП совершили резкий скачок всего за три недели. 22 декабря Аксенов заявил о том, что ФЦП исполнена на 91 %. Несколькими днями позднее показатели снизились до 89 %. В октябре Аксенов прогнозировал исполнение плана на уровне 92–93 %.

При этом по данным, опубликованным на сайте Минфина Крыма, по состоянию на 1 декабря средства, выделенные на реализацию ФЦП, были освоены на 52,6 %. 12 декабря Сергей Аксенов заявил, что треть объектов строится с отставанием от графика. Еще в июле заместитель председателя правительства Виталий Нахлупин прогнозировал перенос сроков введения в эксплуатацию 37 объектов ФЦП из 113 планируемых на 2018 год.

«Скорее всего, такой резкий скачок процентов связан с тем, что под конец года заключили дополнительные контракты строительства или обслуживания объектов, – считает Александр Талипов. – Это не значит, что средства будут освоены вовремя или эффективно освоены».

Похожее объяснение ситуацию и у Александра Юрьева. «Я думаю, что это все гналось в приказном порядке, раздавались заказы в ручном режиме, чтобы успеть отчитаться и не краснеть перед Москвой. Доходило до того, что отдавались объекты лишь бы кому – мол, берите, стройте что хотите, а в следующем году разберемся, подгоним сметы, – рассказывает общественник. – Но я думаю, Москва все видит».

e468dd2b4476a738a728a794a26b8c5f.jpg

У Москвы есть вопросы

В начале 2017-го года Сергей Аксенов заявлял о недопустимости повторения ошибок 2016-го. «Нельзя допустить таких моментов, которые возникали в 2015 и 2016 годах в связи с неэффективной работой ответственных за объекты коллег. Они уже все уволены и по ряду из них ведется следствие», – заявлял тогда глава Крыма. «Это не значит, что можно распилить или по первым попавшимся ценам приобрести стройматериалы и так далее. Задача – эффективно выстроить взаимодействие. За каждым объектом должен быть персонально закреплен ответственный», – дополнил позднее Аксенов.

По итогу 2017-го года ситуация повторилась один в один. В четверг, 28 декабря, Сергей Аксенов приказал провести служебное расследование в связи с нарушениями в сроках строительства объектов в рамках ФЦП социально-экономического развития региона. «В 30 % случаев эти проекты не соответствуют никаким реалиям», – отметил глава Крыма, говоря о проектах строительства объектов ФЦП. «Начальник [региональной экспертизы] был заменен в начале осени. Проблема есть и в том числе в специалистах, которые там работают. Служебное расследование проводится. Будут субъективные причины – будут наказаны должностные лица», – заявил Аксенов журналистам, подчеркнув, что к бывшим руководителям региональной экспертизы имеется «огромное количество вопросов».

Немало вопросов в свою очередь имеет и Москва к руководителям региона. В частности, вице-премьер Дмитрий Козак, посетивший в декабре Крым, остался недоволен работой чиновников. Он обязал Сергея Аксенова устранить нарушения графика ФЦП за счет республиканского бюджета и завершить все плановые работы на объектах, в том числе ввести в эксплуатацию объекты согласно графику 2017-го года. В случае неисполнения поручений Крым ждут отставки управленцев-кураторов государственной программы.

«Есть информация, что нас ждет волна увольнений лиц, ответственных за реализацию ФЦП в регионе, так как Козак остался крайне недоволен текущей ситуацией, – подтверждает данные Александр Талипов. – Я думаю, в конце января мы уже видим все итоги 2017-го года: и то, как была реализована ФЦП, и кто ответственен за ее реализацию или срыв реализации».

На 2018 год средства, выделенные из бюджета в рамках ФЦП социально-экономического развития Крыма, составят 81 млрд рублей.

 

Фото с сайта правительства РК с мест строительства объектов ФЦП

Теги
ФЦП
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Google Plus 1