Top.Mail.Ru
Экономика
Санкт-Петербург
0

AZUR Air: борьба за место под солнцем или многоходовочка Росавиации

В авиационном мире России март прошел под знаком возможного отзыва сертификата эксплуатанта крупнейшей в стране чартерной авиакомпании AZUR Air. Сначала Росавиация ограничила срок действия сертификата, потом ограничение отменила. Компания продолжает полеты, но есть версии, что она прекратит свое существование. «ФедералПресс» разбирается в ситуации.

Претензии регулятора

В начале февраля Росавиация заявила, что по итогам внеплановой проверки авиакомпании в декабре 2017 года в ее деятельности были выявлены «несоответствия и недостатки, касающиеся вопросов поддержания летной годности воздушных судов и организации летной работы». AZUR Air не устранила замечания в полном объеме, и в результате было принято решение ограничить срок действия сертификата эксплуатанта до 20 марта. Тогда же Ростуризм потребовал прекратить продажи путевок с перелетом рейсами компании с этого числа.

При этом регулятор не настаивал на том, что ограничение будет фатальным. «При устранении всех нарушений ограничения могут быть сняты в соответствии с законодательством. В ином случае с 21 марта авиакомпания может прекратить выполнение полетов», – заявили в Росавиации. В ведомстве не ответили на вопрос агентства, о каких именно нарушениях идет речь.

Как говорят в авиационных кругах, по результатам декабрьской проверки Росавиации замечания авиакомпанией были устранены и предоставлены отчетные документы. «Но похоже, в документах были какие-то неточности и ошибки, что и привело к тому, что были введены ограничения», – сообщил «ФедералПресс» знакомый с ситуацией источник.

Компания подготовила повторный отчет для Росавиации, 19 марта появилась информация, что ведомство сняло все ограничения с авиакомпании. «На сегодняшний день компания является стабильным предприятием с точки зрения финансово-экономического состояния, лидером по пунктуальности выполнения чартерных рейсов, ведущим чартерным перевозчиком страны», – отметили в AZUR Air.

экспертное мнение
Олег Пантелеев
02.04.2018, 14:43

«Для большей части пассажиров, летающих на внутрироссийских рейсах, билеты станут дороже»

«В случае если бы Росавиация нашла в деятельности AZUR Air хоть какие-нибудь серьезные нарушения, то отозвала бы у нее сертификат не раздумывая», – сказал «ФедералПресс» руководитель информационно-аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

AZUR air - крупнейшая чартерная авиакомпания в РФ. Стратегическим партнером является туроператор Anex tour. Парк состоит из 20 воздушных судов, в том числе восьми Boeing-757-200, семи Boeing-767-300 и пяти Boeing-737-800. По данным системы СПАРК-Интерфакс, компанией владеет ООО «Ван2Флай», принадлежащее гражданкам РФ Анне Фукаловой (55%) и Наталье Кочкар (45%), ранее работавшей в Anex Tour. Согласно данным Росавиации, Azur Air по объему перевезенных пассажиров занимает восьмое место среди российских авиакомпаний. По итогам 2017 года она перевезла 3,7 млн пассажиров, что на 60% больше, чем в 2016 году.

Azur Air стала жертвой интриг?

Источник в авиационных кругах рассказал «ФедералПресс», что проблемы авиакомпании с летным сертификатом возникли не только из-за того, что министру транспорта Максиму Соколову не понравилось неполное служебное соответствие за ситуацию с «ВИМ-авиа». «Теперь Росавиация старается играть на опережение и не допускать проблемные компании к полетам. Как говорится, обожглись, теперь дуют на воду», – сказал собеседник агентства. Вторая возможная причина, что компанию хотят вывести из игры. «Освободив тем самым место для развития другим компаниям, в частности, S7 и «Уральским авиалиниям», – добавил источник.

Между тем, другой знакомый с ситуацией источник сообщил «ФедералПресс», что «работа чартерных перевозчиков не удовлетворяет руководство страны, так как периодически создает очаги напряженности». «AZUR Air это только первое предупреждение, а может быть и первая ласточка», – сказал собеседник агентства.

По словам руководителя консалтингового агентства «Инфомост» Бориса Рыбака, ситуация с AZUR Air – это отражение тенденции в авиационной отрасли. «Росавиация пытается себя обезопасить, начала закручивать гайки», – сказал он «ФедералПресс».

При этом Рыбак отметил, что вряд ли возможна такая ситуация, при которой у авиакомпании отзовут лицензию и на ее место придут другие компании. «Скорее всего, будет сокращение чартерных перевозчиков. По моему мнению, это правильно, потому что там такой бардак. Постоянные задержки, люди забытые за границей. Это все напрягает власти», – пояснил он.

Эксперт отметил, что, например, авиакомпания Turkish Airlines в прошлом году перевезла регулярными рейсами около 3 млн пассажиров. «Это практически весь наш турпоток в Турцию. То есть регулярные рейсы справятся, пусть это и будет немного дороже, но зато надежнее», – добавил Рыбак.

Спор за технадзор

Один из участников рынка на условиях анонимности сообщил «ФедералПресс», что ведомство через ограничение сертификата надавило на авиакомпанию, с целью заставить перевести самолетный парк из реестра Бермуд в реестр воздушных судов РФ. «Собствено, что в итоге и произошло. Такая активность Росавиации связана с желанием обеспечить контроль за техсостоянием самолетов», – сказал собеседник агентства.

Он напомнил что незадолго до ограничения сертификата AZUR Air произошел инцидент с самолетом компании: 31 января воздушное судно, летевшее на Кубу, совершило экстренную посадку в штате Нью-Джерси, США из-за неисправности двигателя. На борту самолета находились 294 пассажира и 14 членов экипажа. Стоит отметить, что в Росавиации предсказуемо опровергли возможную связь между инцидентом и ограничением сертификата.

Претенденты

В случае закрытия AZUR Air не самые крупные авиакомпании России S7 и «Уральские авиалинии» получат возможность нарастить пассажиропоток за счет освободившихся чартерных направлений. Например, достаточно интересными были бы направления в Таиланд из городов восточной части России, а также Турция и Тунис. При этом, по словам источника «ФедералПресс», отсутствие у компаний широкофюзеляжных самолетов станет скорее временной трудностью, чем серьезным препятствием. «Самолеты такого типа можно взять в аренду, есть и другие вариант, так что думаю, этот вопрос не доставит много головной боли», – сказал он.

Основные направления куда сейчас летает AZUR Air – Европа: Болгария, Греция, Испания, Италия, Кипр, Россия, Турция, Черногория, Чехия; Азия и Океания: Вьетнам, Доминиканская Республика, Индия, Китай, Таиланд; Америка: Куба; Ближний Восток: Израиль, Марокко, ОАЭ, Тунис.

Та же S7 недавно заявила, что в летнее расписание начнет выполнять рейса по маршруту Петербург-Мурманск, а если еще будут стыковочные рейсы Мурманск-Петербург Петербург-Турция/Тунис, то жители Заполярья оценят такой подарок. В свою очередь Петербург получит рост пассажиропотока в Пулково, а также рост транзитного туризма. А о связи S7 и заместителя главы городского комитета по туризму Наны Гвичии «ФедералПресс» уже писал.

При этом, часть турпотока в Турцию может перехватить авиакомпания «Азимут», в планах у них в зимнюю навигацию открыть рейсы из Ростова в Турцию, хотя в парке у авиакомпании только SSJ-100. Кроме вышеобозначенных компаний широкофюзеляжные самолеты есть, например, у Nordwind и у «дочки» аэрофлота «России». Правда, последнюю можно не брать в расчет, так как руководство и материнской, и дочерней компании заявляли, что «основная и единственная цель «России» – выполнение регулярных рейсов».

Авиакомпании NordWind («Северный ветер») и Pegas Fly, входящие в группу компаний «Пегас», намерены увеличить совокупный флот до 50 воздушных судов до конца 2018 года. Так что претендентов на место под солнцем достаточно, а в условиях не самой лучшей экономической ситуации дополнительные пассажиры никому не помешают.

фото samolety.org

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.