Общество
Севастополь
23 октября 2018, 15:22 8
Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая

«Зашли нагло и агрессивно». Рынок такси в Севастополе заполнился нелегалами

Сегодня в Севастополе работают около полутора тысяч легальных такси. Сколько нелегалов, сказать сложно. Департамент транспорта говорит о том, что водителей, работающих по лицензии и без, примерно поровну, диспетчерские службы заявляют, что рынок такси в городе на 95 % находится в тени. О том, почему севастопольские водители предпочитают работать нелегально и кто несет ответственность за качество таких перевозок – в материале «ФедералПресс».

Компании с таксопарками уходят в прошлое

На сегодняшний день в Севастополе работают чуть менее 50 служб такси. Большая часть из них – службы заказа и агрегаторы, и лишь единицы являются таксомоторными компаниями полного цикла и имеют свой собственный автопарк и штат водителей. Постепенно такие службы с таксопарком вытесняются с рынка.

Диспетчерские службы в отличие от служб такси полного цикла работают по договору с водителями и являются посредником, только принимающим заказы от пассажиров. Таким службам водители платят установленный процент от каждого выполненного заказа.

По схожей схеме работают и агрегаторы. Разница лишь в том, что последние разрабатывают специальные приложения длясмартфонов, через которые и идет обслуживание. Это удобно и просто, к тому же позволяет отследить весь путь такси и узнать точную стоимость. В Севастополе из «федералов» работают пока только три компании. Все они зашли на полуостров еще в 2014 году.

«Федералы зашли нагло и агрессивно»

Чтобы противостоять «федералам» местные таксомоторные и информационно-диспетческие компании создали в 2014 году Ассоциацию севастопольских такси, которая объединила 11 местных служб. При отсутствии машин в одном из районов у одной службы, заказ могла выполнить другая служба. Тарифы на тот момент были у всех членов ассоциации практически одинаковыми. Это позволило компаниям сохранить клиентов.

«Некоторые из федералов – контрено одна большая компания – зашли агрессивно, с демпингом цен, с демпингом условий работы для водителей. Она позволила водителям работать без разрешительных документов, дала им возможность выходить на линию когда угодно и так же внезапно заканчивать смену, отказывать от заказов. Создала на рынке такси хаос. Бороться с компанией, которая работает нелегально, нарушая при этом все мыслимые и немыслимые условия, поверьте, очень сложно», – рассказывает Ирина, финансовый директор одной из городских служб заказа такси (имя изменено по ее просьбе).

Проблема нелегальных таксистов не исключительно севастопольская. По данным аналитической компании «Альтера Инвест», на фоне общего сокращения теневой доли рынка такси в России, Южный и Северо-Кавказский округа остаются лидерами по количеству такси, работающих нелегально.

«В исследовании рынка такси стоит обратить внимание на несколько заниженные цифры в Южном и Северо-Кавказском округах. Учитывая, что в этих районах присутствует достаточный приток туризма, показатели явно свидетельствуют о высокой доле теневого бизнеса», – отметили аналитики компании.

Всем выйти из сумрака не получится

Как сообщили в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя, сегодня в городе работают по реестру около полутора тысяч машин такси. За год количество нелегалов удалось сократить более чем в три раза.

«Для легализации такси проводятся регулярно проверки, мероприятия по снижению неформальной занятости. Процедура регистрации простая и недорогая. На начало выдачи лицензии легкового такси, это 2017 год, у нас было около 5000 нелегалов, то на сегодня их не более 1500 в туристический сезон и где-то 500 в несезон, а возможно и меньше», – рассказал «ФедералПресс» начальник отдела развития транспортной инфраструктуры департамента транспорта Анатолий Терещенко.

У служб такси данные другие: они говорят о том, что нелегалов по-прежнему очень много. Просто поймать их достаточно сложно.

«Из своего опыта могу сказать, что из 100 % водителей за эти четыре года легализовались максимум 20 %, а из них на сегодня осталось 3-5 %. Водители не видят смысла платить налоги, платить за выдачу путевых листов, за обслуживание автомобиля и так далее. Штраф за перевозку пассажиров без лицензии от 500 до 2000 рублей. Только вот никто не докажет, что водитель занимается извозом на деньги, а не везет своих знакомых. Только путем контрольной закупки. Но разве возможно провести такую проверку для двух-трех тысяч машин? Нет. Поэтому водителям проще работать нелегально», – рассказывает Ирина.

О нелегалах не знают даже сами службы заказа

Компании-агрегаторы в отличие от таксомоторных компаний налогов платят в разы меньше, не тратят деньги на технический контроль автомобиля и регулярную зарплату большому штату людей. Для пассажиров компании-агрегаторы очень удобны: они лидируют по скорости подачи машин, стоимости проезда и имеют гибкую систему скидок. А о том, имеет ли водитель лицензию или в каком состоянии он сегодня вышел на линию, опаздывающий куда-то человек будет задумываться в последнюю очередь. Многих из агрегаторов и служб заказа такси и вовсе не интересует, как именно работают их водители – по закону или нет.

Более того, даже при желании, отследить, кто из водителей имеет разрешение, а кто нет, диспетчерские службы не в состоянии. Они рассказывают о случаях, когда водители приходят заключать договор о сотрудничестве, имея на руках разрешительные документы, а на следующий день идут и аннулируют их, чтобы не платить налоги.

«Нужно понимать, что теневой сектор легкового такси не только не платит налоги в бюджет, но и не соблюдает требования по безопасности. Нелегальные такси не несут никакой ответственности за безопасность пассажиров. Это бич любого города России», – отметил Терещенко.

С недавних пор в России агрегаторам стало сложнее избегать юридической ответственности перед пассажирами. Верховный суд РФ 26 июня 2018 года принял знаковое постановление по применению законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом пассажиров, багажа и грузов. В частности, в нем говориться о том, что «лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причинённый в процессе перевозки вред». Однако юристы поясняют, что это разъяснения Верховного суда, а не закон, и насколько активно на практике они будут применять местными судами пока непонятно.

Фото: pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
8
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1