Прокуратура просит суд признать недействительной сделку государственного перевозчика «Ижавиа» о передаче исполнительных полномочий нижегородскому ООО «Поможем». Свое заявление надзорный орган обосновал тем, что сделка не была согласована с антимонопольной службой. Тем временем Удмуртское УФАС изучает рынок услуг управления аэропортами в рамках рассмотрения материалов о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Приволжская транспортная прокуратура подала в суд иск о признании недействительной сделки по передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» (находится в собственности Удмуртской Республики) управляющей организации ООО «Поможем» (Нижний Новгород). Об этом «ФедералПресс» сообщили в УФАС России по Удмуртской Республике, участвующем в деле в качестве третьего лица. Информация о деле также имеется в картотеке арбитражных дел. Третьими лицами выступают также ФАС России и министерство имущественных отношений Удмуртии.
«Сделка не согласована с антимонопольной службой, поэтому прокуратура обратилась в арбитражный суд, – пояснила «ФедералПресс» старший помощник приволжского транспортного прокурора Майя Иванова. – Мнение о сделке антимонопольная служба не высказала, и здесь возможны нарушения».
Напомним, что «Ижавиа» и «Поможем» в конце прошлого года заключили договор сроком до 30 ноября 2023 года, по которому управляющая компания за вознаграждение в 297 млн рублей осуществляет полномочия по оперативному руководству текущей деятельностью государственного авиаперевозчика. «Ижавиа» определило управляющую компанию путем закупки у единственного поставщика. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии ранее заявляли, что процедура выбора управляющей компании соответствует требованиям законодательства и прошла все необходимые этапы согласования. Руководителем и бенефициаром «Поможем» является Александр Синельников, возглавивший «Ижавиа» в мае 2018 года.
Сам Александр Синельников не комментирует иск прокуратуры, в пресс-службе «Ижавиа» «ФедералПресс» сообщили, что авиакомпания предпочитает дождаться решения суда. Предварительное судебное заседание назначено в арбитражном суде Нижегородской области на 22 апреля.
«ФедералПресс» уже писал, что сделкой «Ижавиа» заинтересовалась Удмуртская транспортная прокуратура. Надзорный орган хотел знать, просил ли авиаперевозчик согласовать ее. Как сообщили «ФедералПресс» в удмуртском УФАС России, в отношении «Ижавиа» и Александра Синельникова возбуждены дела об административном правонарушении по статье «Непредоставление в органы регулирования естественных монополий сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности». Рассмотрение дел в отношении авиакомпании и ее гендиректора республиканским УФАС назначено на 13 мая.
Кроме того, на рассмотрении антимонопольщиков находятся материалы транспортной прокуратуры о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях «Ижавиа», «Поможем», министерства имущественных отношений и министерства транспорта и дорожного хозяйства региона. В рамках рассмотрения поступивших материалов проводится анализ рынка услуг управления аэропортами, сообщили «ФедералПресс» в УФАС.
Руководительпортала Avia.ru NetworkРоман Гусаров отмечает, что сегодня в России большинство крупных аэропортов, если не практически все, в том или ином виде переданы в управление специализированным управляющим компаниям. Где-то УК вошли в капитал аэропортов и стали собственниками, где-то заключены концессионные соглашения, где-то УК просто привлекаются собственниками на определенных условиях. «Но в любом случае всегда это решение не генерального директора, а собственников. Просто так, будучи генеральным директором, подписать с некоей компанией соглашение об управлении аэропортом – это, наверное, случай уникальный. Я не знаю аэропорта, где была бы такая простая схема. Такие ключевые решения требуют подтверждения собственников или акционеров, тем более если речь идет о передаче в управление без конкурса имущества, которое находится в собственности субъекта РФ. Конечно же, это должно происходить на конкурсной основе», – полагает эксперт.
По его оценке, в случае с «Ижавиа» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, и ответственен за это не только руководитель авиакомпании, но и представители регионального правительства, которые должны были проверить чистоту сделки и утвердить ее.
Ответ профильных министерств Удмуртии на запрос «ФедералПресс» о судебном иске и антимонопольном расследовании к моменту сдачи материала не поступил.
Фото: izhavia.su