Top.Mail.Ru
Происшествия
Иркутская область
0

«Когда пришли военные – ситуация поменялась кардинально». В Приангарье ликвидируют последствия наводнения

В пятницу, 19 июля, президент РФ Владимир Путин посетит подтопленные районы Иркутской области. С нетерпением главу государства ожидают в Тулуне, который наиболее сильно пострадал от наводнения среди других городов Приангарья. Ситуация в этом населенном пункте продолжает оставаться критической, хотя областные власти предпринимают все возможные меры. Подробности – в репортаже «ФедералПресс».

Помощь пришла

Наводнение в Иркутской области началось вечером в четверг, 27 июня. Из-за непрекрещающихся дождей из берегов вышло несколько рек, которые и затопили шесть районов в регионе: Тайшетский, Нижнеудинский, Тулунский, Чунский, Зиминский, Куйтунский. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Тулуне, где река Ия прорвала дамбу и подтопила весь город с 40-тысячным населением.

Всего за дни наводнения, эпицентр которого пришелся на последнюю декаду июня, погибло 25 человек. Еще восемь считаются пропавшими без вести. К 18 июля от воды пострадало 11 тыс домов, 49 социальных объектов, столько же участков автодорог и 22 моста. Ущерб, который нанесла водная стихия, по предварительным подсчетам, равен 31 миллиарду рублей. От федерального правительства в первые дни катастрофы поступил транш на 662 миллиона рублей на компенсации и выплаты семьям погибших. Неделю назад, 11 июля, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился направить еще 2,3 млрд рублей, а сегодня стало известно, что из Москвы прибудет еще 14 млрд рублей на обеспечение граждан жальем. На месте, в регионе, продолжает работу специальная правительственная комиссия под руководством вице-премьера Виталия Мутко. В Приангарье были направлены военные подразделения для восстановления нормальной жизни и отряды волонтеров, формировались и поставки гуманитарной помощи, как от регионов, так и от отдельных граждан.

Не бросают жертв наводнения и региональные власти. Для жителей Тулуна, оставшихся без жилья, спешно возводится проект «Березовый», где коттеджи будут продаваться по сниженным ценам, на которые должно хватить полученной компенсации. Особо пострадавшим тулунцам полагается временное жилье в общежитие. Три таких объекта – в Тулуне, Нижнеудинске и Чуне – возводятся в спешном порядке.

Помимо общежитий, иркутские чиновники определили 52 приоритетных соцобъекта, которые решено восстанавливать в первую очередь. Об этом стало известно после встречи губернатора Сергея Левченко с жителями Тулуна. «Осенью начнется новый учебный год, в связи, с чем школы, в которых были организованы пункты временного размещения, освободили, там идут работы по реконструкции и ремонту. Нам еще нужно сделать защитные сооружения в Тулуне, в деревне Соляная и в Нижнеудинске – здесь повреждены 26 защитных сооружений, за месяц их должны восстановить», – сообщил глава региона.

На сайте областного правительства приводятся цифры оказанной материальной помощи. Так 36885 жителей районов получили выплаты в размере по 10 тысяч рублей. Тем, кто потерял жилье, были вручены компенсации по 50 и 100 тысяч рублей – таких оказалось 13733 из 14453 человек. В спешном порядке идут судебные заседания для тех граждан, которые потеряли свои документы и 1000 из 1500 человек уже добились включения в компенсационные списки.

По данным информации от правительства региона, сейчас ведется обследование пострадавших домов для принятия решения о капремонте или предоставлении нового жилья. «В те жилые помещения, которые подлежат капремонту, до конца недели начнут заходить ремонтные бригады – здесь понадобятся определенные документы и согласие людей. По решению комиссии за капремонт квадратного метра жильцы получат компенсации в 6 тысяч рублей. Там, где дома восстановить невозможно, жилье будут покупать из госсредств. Для этого человек должен будет выбрать индивидуальный жилой дом на 15 сотках земли или квартиру в многоквартирном доме в любом населенном пункте Иркутской области», – сообщили в пресс-службе.

«МВД сделало паспорт за пару часов»

Получение компенсационных выплат – главная тема последних дней для жителей Тулуна. Все органы исполнительной и судебной власти работали на износ, стараясь вникать в каждый конкретный случай и, при этом, действовать по букве закона. Житель Тулуна Андрей Юбицкий рассказал, что для включения в этот список ему пришлось посетить больше трех разных мест в поисках комиссии. «Сначала мне сказали, что списки составляют в 25 школе, я приехал туда – выяснилось, что комиссию перевезли уже в ДК «Прометей». Через пару дней смог оторваться от поиска последних уцелевших вещей, прихожу – они переехали уже в другую школу. В итоге пошел уже в местную администрацию, когда стали принимать и там. Но по 10 тысяч рублей выплатили только двум членам моей семьи из пяти – мне и моему среднему сыну. Жене отказали, потому что мы в гражданском браке, пришлось в суде доказывать, что она проживала со мной в уплывшем доме – свидетели и платежи с ее счета судью устроили. Старшему сыну отказали из-за того, что он от другой жены и в этом доме не был прописан, хотя учится здесь и живет со мной. А младшему годовалому отказали, видимо, подозревая, что он тоже живет где-то в другом месте, отдельно от меня и своей кормящей матери – здесь также в суд придется еще раз идти»,– поделился впечатлениями мужчина.

Однако сам Юбицкий поразился, как «удивили некоторые службы». «К примеру, утонувший паспорт жена восстановила за несколько часов – МВД сработали феноменально быстро. Документы на утонувшую машину мне восстановили за 30-40 минут», – рассказал житель Тулуна.

Случаются иногда и обидные накладки, которые вызваны чисто человеческим фактором. Дарья Тетерина, мать двоих детей из Нижнеудинска, поведала, что для получения разовых выплат на себя и двоих малолетних детей ей пришлось две недели с самого утра и до вечера посещать целый список учреждений. «Очереди безумные, конечно, потому что пострадали, считайте, все жители. И то компенсацию на детей так и не получила еще. А при перечислении 100 тысяч рублей, как потерявшим дом, требуют изначально правильные данные. Вот я сбегала сначала в минсоцзащиты, потом в мэрию, потом в Сбербанк – и то не уверена, что придут», – сообщила Тетерина.

Что касается ситуации с восстановлением населенных пунктов, то здесь усилия областных и федеральных властей более ощутимы. По данным главного управления МЧС по Иркутской области, вода ушла из всех населенных пунктов зоны затопления. В городах заработал общественный транспорт, есть энергоснабжение и организованный подвоз воды.

Жители Тулуна сообщают, что по городу стало возможно передвигаться только около недели назад, когда сюда приехали военные. «Волонтеры, конечно, много делали – развозили воду и работали в пунктах гуманитарной помощи, но их откровенно не хватало. Когда зашли военные, все поменялось кардинально – наконец, убрали трупы животных, пришла тяжелая техника, разровняли завалы, разгребли обломки», – отметил Юбицкий.

Более десятка опрошенных «ФедералПресс» жителей Нижнеудинского, Тулунского и Тайшетского районов признались, что «им еще повезло» – рядом есть родственники, чьи дома уцелели и куда они смогли привезти детей и пожилых. «Мы ютимся в одном доме – три семьи. У моего приятеля в однокомнатной квартире несколько дней жили три полноценные семьи родственников – потому что дома были на соседних улицах и все унесло. Им пришлось переехать в район, в деревню к родне. И нам скоро придется куда-то перебираться. Потому что в экстренных условиях можно пожить вшестером в комнате, но зимовать», – уверял Юбицкий.

Фото: ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.