Top.Mail.Ru
Происшествия
Красноярский край
0

«Не могли они взорваться!» ЧП в Ачинске вызывает больше вопросов, чем ответов

Уже появились оценки предполагаемого ущерба от взрывов на складах в Каменке
Уже появились оценки предполагаемого ущерба от взрывов на складах в Каменке

ЧП в Ачинском районе Красноярского края, где в военной части сдетонировали боеприпасы, вылилось в уголовное дело. Всего в результате инцидента пострадало 13 человек, один погиб. В настоящее время эвакуированным жителям разрешили вернуться в свои дома. Конкретных причин случившегося следователи пока не называют, однако уже звучат мнения, что решающим стал человеческий фактор, или халатность. О том, почему маленький сибирский поселок превратился в боевой полигон, о вероятных виновниках случившегося и возможных последствиях – в материале «ФедералПресс».

«Фантазия человека безгранична»

Шестого августа, на следующий день после первых взрывов на складах боеприпасов в воинской части 58661-49 в поселке Каменка под Ачинском, военно-следственное управление Следственного комитета красноярского гарнизона сообщило о возбуждении уголовного дела по статье «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть человека». В сообщении Следкома говорилось, что, по версии следователей, во время погрузочно-разгрузочных работ возник пожар по неустановленной причине, который в свою очередь и вызвал уже подрыв боеприпасов.

По мнению преподавателя военных дисциплин Марселя Закирова, причиной детонации могло стать неправильное хранение боеприпасов. «Степень защиты у этих боеприпасов такая предусмотрена, что не могли они взорваться. Единственное, если были нарушены условия хранения, где-то была коррозия и, скажем так, была нарушена герметичность боевой части снаряда, произошли какие-то химические реакции самого взрывчатого вещества, – ну, тут да, может быть! Почему говорят, что нельзя трогать давно лежащие боеприпасы, если вы их нашли где-то в лесу? Да потому что там все эти взрывчатые и метательные вещества уже в таком состоянии, что его чуть шелохнул – и он может детонировать», – поделился мнением с «ФедералПресс» Закиров.

Главный редактор журнала «Арсенал отечества» полковник запаса Виктор Мураховский в свою очередь призывает не торопиться с выводами, поскольку «можно предположить что угодно». «От курения, например, что категорически запрещено на такого рода складах, до применения электроприборов неустановленного образца и т. д. и т. п. Фантазия человека – она же безгранична! Самые разные нарушения техники безопасности могут быть, которые привели к пожару и детонации этих пороховых зарядов», – отметил он в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».

Последствия «эффективного менеджмента»

В свете случившегося примечательно, что у военной части 58661-49, на складах которой взорвались снаряды, есть определенная репутация.

В 2015 году в красноярских СМИ появилась информация о том, что в части процветает дедовщина, у солдат вымогают деньги. Тогда с этой ситуацией разбирался Юрий Швыткин, ныне депутат Госдумы от Красноярского края. На момент публикации материала связаться с ним не удалось, редакционный запрос он проигнорировал. Также проигнорировала его и пресс-служба Военной прокуратуры Центрального военного округа, в которую должны были поступать сигналы о возможных преступлениях в войсковой части в Каменке.

Сегодня на городском сайте Ачинска у военной части 58661-49 есть своя собственная страница, на которой местные жители оставляют комментарии. Последний из них, от 18 февраля 2019 года, подписанный неким Алексеем, звучит так: «Целыми днями пацаны в вагоны загружают снаряды. Половина контрактников чмошники и алкаши».

Обозреватель «ФедералПресс» поинтересовался у экспертов, могла ли неблагополучная ситуация в части, если она действительно была таковой, повлиять на обстоятельства, которые привели к взрывам.

«Мне смешно читать такие вещи. Надо понимать, что на такого рода складах подавляющее большинство персонала – это гражданские люди. И даже охрану осуществляет не военный караул, а военизированная охрана. Солдат там практически в штате нет. Военизированная охрана, например, занимается помимо этого охраной российских железных дорог. Или предприятий оборонной промышленности. Еще раз подчеркну, это не военнослужащие. Охрану осуществляет гражданский персонал, который, кстати, в этой близлежащей деревне Каменка в основном и проживает. Поэтому на таких складах собственно военных – представителей действующих вооруженных сил – мизер. Там нет никаких подразделений солдат, у которых может быть дедовщина и т. д. Поэтому пускай вот эти оценки они себе засунут в одно место и лучше промолчат, чем публично их озвучивать», – считает Виктор Мураховский.

А Марсель Закиров не исключает, что именно привлечение к работе неквалифицированного гражданского персонала могло стать причиной трагедии: «Во время реформ Сердюкова в Минобороны было массовое сокращение военнослужащих. Как «эффективный менеджер» он посчитал логично – военнослужащему нужно платить двойной оклад: оклад по занимаемой должности и оклад по воинскому званию. С точки зрения «эффективного менеджера» что нужно сделать? Нужно сделать так, чтобы можно было платить один оклад. Соответственно нужно поменять военного человека на гражданского. Логика элементарная. Они же, эти менеджеры, заточены не на то, чтобы вкладывать средства в безопасность и эффективность, а чтобы сэкономить. Что значит «солдат срочной службы» с точки зрения финансов? Первое: его нужно по прибытию одеть, обуть, за ним в соответствии со штатным расписанием заключается какое-то вооружение, средства индивидуальной защиты, шанцевый инструмент. Второе: ему нужно помещение, казарма с определенными условиями современными. Сейчас новые принципы размещения личного состава. Соответственно что такое сейчас казарма? Это целый комплекс. И это тоже затраты. Поэтому что проще? Взять в соседней деревне Ивана Ивановича Иванова, на которого не нужно тратить на обмундирование. Ну, какую-то спецовку ему дадут на два года, кормить его не надо. Поэтому, если все подсчитать, получится, что как минимум в полтора раза призывник будет стоить дороже Ивана Ивановича Иванова, которого в соседней деревне наняли».

Добавим, что в настоящее время в СМИ уже появились оценки предполагаемого ущерба от взрывов на складах в Каменке. В частности, была названа цифра в 1 млрд рублей, однако эксперты призывают не торопиться с выводами, а цифру называют «высосанной из пальца». «Большинство этих боеприпасов уже превысили назначенные сроки службы – они изготавливались в советское время еще. Ну, смешно говорить в нынешних ценах «миллиард рублей» о боеприпасах, которые делались в советское время на советских заводах и по советским ценам. Поэтому все такие оценки – это пальцем в небо», – резюмировал Виктор Мураховский.

Фото: пресс-служба администрации Ачинска

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.