Нижегородская область корректирует региональное законодательство об эвакуации транспортных средств за нарушения правил стоянки. Деятельность таких организаций при острой нехватке парковок в последние два года превратилась в сверхдоходный бизнес, приносящий неудобства нижегородцам, вызывающий массу споров и обернувшийся несколькими инцидентами с участием эвакуаторов, которых также обвиняют в нарушении ПДД. Предлагаемые поправки главным образом меняют процедуру возврата автомобиля: забрать машину со штрафстоянки можно будет без предварительной оплаты по решению Госавтоинспекции. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Нижегородское правительство внесло в региональный парламент корректировки к областному закону «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку…», меняющие процедуру возврата автомобилей. Согласно документу, который сегодня поддержал в первом чтении комитет заксобрания по экономике, забрать машину со штрафстоянки можно будет до оплаты услуг эвакуаторов по решению должностного лица. Расходы за перемещение и хранение ТС будет нести гражданин, привлеченный к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, а не только владелец автомобиля, как это принято сейчас.
Первые сутки хранения авто на штрафстоянке бесплатны, далее платить придется за каждый час, причем, по двум статьям – отдельно за хранение и отдельно – за перемещение. Вернуть машину сможет любой представитель ее хозяина при наличии доверенности и положительного решения Госавтоинспекции. Тарифы и сроки оплаты определит правительство Нижегородской области, а региональный Минтранс составит перечень организаций-эвакуаторов и спецстоянок, информация о них будет опубликована на официальном сайте министерства.
Сегодня в Нижнем Новгороде действуют девять штрафстоянок и работают несколько частных компаний. Их техника в сопровождении ГИБДД курсирует по городу и забирает припаркованные с нарушениями машины при тотальной нехватке мест для стоянки, зачастую нарушая ПДД. На интернет-видеохостингах много роликов нижегородцев, где эвакуаторы перекрывают проезжую часть, тормозя работу общественного транспорта и создавая заторы. Также с их участием произошло несколько резонансных инцидентов, например, когда забрали автомобиль со слепым пенсионером в салоне, или когда владелец авто умер от сердечного приступа, догоняя свою машину.
Помимо этого в последние годы неуклонно растет число запрещающих и предупреждающих знаков: если в 2012 году в городе насчитывалось 193 знака «Остановка запрещена», 16 знаков «Стоянка запрещена» и 13 – «Работает эвакуатор», то в 2015 году количество возросло до 263, 56 и 549 соответственно. По данным Общественной палаты Нижегородской области, ежегодно в приволжской столице эвакуируют около 70 тыс. автомобилей.
Средний чек вместе со штрафом превышает 3 тыс. рублей, учитывая, что для возврата автомобиля нижегородцам приходится ездить в противоположные части города для оплаты госпошлины и услуг компаний, что отнимает половину рабочего дня. За несколько лет этот бизнес стал сверхприбыльным, работа – агрессивной, взаимодействие с ГИБДД в некоторых случаях – коррупционным (это признают в ведомстве, заявляя об увольнении таких сотрудников), а отношение автомобилистов – резко негативным. Деятельность эвакуаторов сопровождают таксисты, предлагающие за 2-3 тысячи рублей провезти гражданина по всему этому маршруту. Таким образом, эвакуация машины может обойтись в 5-6 тысяч рублей. Впрочем, за эту сумму можно «договориться» и избежать неудобств.
На этом фоне общественность Нижнего Новгорода создала движение «Стоп эвакуатВОР» и обратилась за решением проблемы к городскому руководству, требуя запретить деятельность эвакуаторов, однако дальше создания рабочей группы по решению данного вопроса дело не продвинулось. Формально, отмечают эксперты, никто не вправе запретить этим компаниям заниматься бизнесом, однако на рынке нет четких правил игры, и власти с надзорными органами пока не могут повлиять на его поведение.
Председатель комитета заксобрания Нижегородской области по экономике Михаил Гапонов подчеркнул, что вносимые поправки направлены на приведение областного законодательства в соответствие федеральному. «Есть положительные моменты, но есть и те, над которыми, я считаю, необходимо еще поработать. Так, по моему мнению, норма об оплате штрафа только виновником правонарушения избыточно жесткая. Например, применительно к профессиональным водителям, к человеку, который в командировку уехал – почему за него не могут заплатить члены семьи? И таких моментов не мало. Нарушение есть нарушение, но процесс возврата автомобиля не должен быть выматывающим и бессмысленным. Поэтому и после принятия нынешних поправок, мы продолжим работу над этим законом, будем и дальше вести его мониторинг. И, скорее всего, будем с очередными поправками выходить на федеральный уровень», – сказал Гапонов.
Ранее руководитель управления ФАС в Нижегородской области Михаил Теодорович выступил с инициативой о введении прозрачной процедуры отбора фирм-эвакуаторов с четким распределением квот и предложил выделить зоны, где будет запрещена эвакуация в рабочее время для пресечения транспортных заторов.
Массовая работа частных эвакуаторов в Нижнем Новгороде началась в 2014 году после того, как городская администрация во главе с тогдашним сити-менеджером Олегом Кондрашовым приняла соответствующее решение. Официальной причиной стала нехватка подобных машин в городе – 20 муниципальных эвакуаторов не справлялись со своей задачей.