Глава Челябинска Евгений Тефтелев 27 декабря подвел на пресс-конференции итоги уходящего года и рассказал о перспективах. По словам мэра, в 2018 году областной центр должен начать избавляться от гигантской свалки, прирасти землями под жилые микрорайоны и кладбища и избавиться от намозоливших глаза долгостроев. Подробности — в материале «ФедералПресс».
Мэр с гордостью перечислил достижения муниципальной медицины – открытия новых отделений и ремонт старых в ряде городских больниц и поликлиник, упомянул об отремонтированном за счет федерального бюджета миллионе квадратных метров дорог, вспомнил о введенной в эксплуатацию школе в микрорайоне «Парковый» – самой большой в области, а по версии Тефтелева, даже в Уральском федеральном округе.
Дороги и тротуары
Главе, впрочем, пришлось спуститься на землю, когда ему напомнили, что, несмотря на впечатляющие размеры, школа все равно переполнена практически вдвое, дорогу перед ней регулярно блокируют автопробки, а ученики пробираются в школу без всяких тротуаров. Заодно была упомянута и проблема отсутствия тротуаров в активно застраиваемом поселке Чурилово на другом конце Челябинска.
«Мы проводили в этом году отсыпку временных тротуаров в Парковом, – парировал глава. – В следующем году планируем заменить их на постоянные. Относительно дороги сказать ничего определенного не могу: это большие деньги, надо разговаривать с областью. В Чурилово мы и в этом году уделили пристальное внимание работе над въездом в поселок, проложили несколько тротуаров. Продолжим в 2018-м».
Вопрос о расширении еще одной дороги – улицы Худякова, на которую, преодолев плотину на Шершневском водохранилище, выходит автопоток из пригородов и спальных районов северо-запада города, также остался без определенного ответа. Евгений Тефтелев отметил, что перспективы прирезать этой, также регулярно переполненной, магистрали хотя бы по одной полосе в каждом направлении есть, но разве что за счет тротуаров.
«Необходимость в расширении Худякова мы видим, – развел руками Тефтелев. – Но там ведь рядышком граница городского бора. Если браться за реконструкцию всерьез, то придется отодвигать границу, а вырубка зеленых насаждений и так вызывает у челябинцев множество нареканий».
Земля для живых и для мертвых
Отметим, улица Худякова – естественная и на сегодня, пожалуй, единственная дорога, по которой до центра города могут добраться челябинцы, купившие себе жилье в новостройках загородных микрорайонов («Белый Хутор», «Залесье», «Вишневая горка» и многие другие). Неожиданно для себя эти горожане формально превратились в жителей другого муниципалитета, так как земля под их многоэтажками принадлежит не городу, а как раз «обнимающему» Челябинск с трех сторон Сосновскому району. Как сообщал «ФедералПресс», в настоящее время администрация Сосновского района планирует соединить эти новостройки с Челябинском новой автомагистралью, однако почему-то дорога проходит по территории двух садовых товариществ и грозит уничтожить более 40 участков, владельцами которых также являются челябинцы. Между тем все эксперты сходятся на том, что и загородная дорога, и расширение улицы Худякова, и работа на Шершневской плотине необходимы: в «сосновских» микрорайонах уже живет около восьми тысяч человек, а согласно проекту это число может вырасти десятикратно. По мнению Тефтелева, формально объединить с Челябинском эти микрорайоны, не дожидаясь официального создания Челябинской агломерации – заманчивая идея. Тогда население города автоматически вырастет, в идеале — с 1,2 до 1,3 миллиона человек, и мегаполис сможет рассчитывать на более серьезные федеральные преференции.
«Инициатива такая есть, – признал глава Челябинска. – Есть и принципиальное согласие властей Сосновского района, мы находимся с ними в постоянном диалоге. Есть вопросы о создании инженерной инфраструктуры в микрорайонах – и речь идет о миллиардах рублей. Однако сама проблема объединения должна быть решена уже в 2018-19 годах: должны принять решение власти, затем инициатива пройдет этапы публичных слушаний, одобрения Законодательным собранием и губернатором».
Еще одна знаковая для Челябинска проблема, которую можно решить за счет земель муниципалитетов-соседей – переполненность существующих городских кладбищ. Ни один из 12 официальных погостов города не имеет резервов для расширения, два кладбища уже и без того нарушили отведенные им границы, два — полностью закрыты для погребения, а на большей части остальных по-хорошему можно разрешать только «подзахоранивать» родственников на семейных участках.
«Мы уже запросили участки в Сосновском и Красноармейском районах, вопрос решается, – отмел Тефтелев «кладбищенские» проблемы. И уточнил, что «откусывание» земель соседей мегаполисом как раз укладывается в логику создания той самой Челябинской агломерации.
Свалку закрыть, долгострои закончить
Совсем избежать экологической темы главе города все же не удалось. Евгений Тефтелев рассказал об итогах и планах по озеленению города (шесть тысяч саженцев в 2017 году и вдвое больше — в 2018-м), но главным вопросом стала, конечно, судьба городской свалки. Напомним, городской полигон для сбора отходов в Металлургическом районе считается переполненным уже не первый десяток лет, однако за неимением альтернативы продолжает принимать новые тонны мусора. Тем не менее, как сообщал «ФедералПресс», с 1 января 2018 года челябинская свалка будет закрыта окончательно, а отходы повезут на площадки за городом, под Полетаево, Копейском и Урефтами.
«С 1 января свалка перестанет принимать отходы от бюджетных организаций, – уточнил Евгений Тефтелев. – Полностью завоз мусора прекратится, по нашим расчетам, к апрелю. За оборудование новых полигонов будет, как известно, отвечать региональный оператор, сейчас готовится конкурс по его выбору. Городской же полигон будем рекультировать. Ранее область уже выделяла 100 миллионов рублей на разработку проекта рекультивации, для самих работ на 2018-19 годы в областном бюджете зарезервировано 300 миллионов рублей, в федеральном — порядка 700 миллионов».
Неожиданно оптимистично мэр рассказал о ближайшей судьбе офисных, административных и торговых зданий, начатых много лет назад, но так и не законченных на сегодня. Правда, Евгений Николаевич уточнил, что он лично курирует только несколько долгостроев, успевших стать привычными деталями городского пейзажа. По словам Тефтелева, уже в первом квартале 2018 года ожидаются результаты экспертизы по незаконченному зданию на пересечении улиц Каслинской и Братьев Кашириных, есть конкретные предложения по достройке объекта рядом с гостиницей «Малахит». К 2019 году обещают закончить свои много лет торчащие в самом центре города объекты бизнесмены Артур Никитин (недострой на улице Васенко) и Виктор Тартаковский (здание на пересечении проспекта Ленина и улицы Свободы).
Глава также не обошел стороной больную для его регионального начальства тему: проведение в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Пройдут ли международные мероприятия на Южном Урале – неизвестно, но проектировочные работы и даже строительство ряда объектов к 2020 году уже начато. А после (или вместо) саммитов глава города пообещал горожанам расположить в одном или даже двух новостроях современные концертные залы.
«Действительно, как так: жить в мегаполисе и не иметь концертного зала? – согласился Тефтелев. – Вне зависимости от того, будет ли у нас ШОС и БРИКС в 2020 году, одно здание мы запланировали под размещение кино-концертного зала. Его сейчас как раз строит на улице Труда Алексей Наговицын (владелец ТРК «Гагарин-парк» - прим. редакции), уже пройден нулевой цикл. И, главное, большой киноконцертный зал будет расположен в Конгресс-холле на реке Миасс. Для реализации этого проекта давно создано хозяйственное партнерство. В начале следующего года будет закончен проект холла и начнется строительство».
А вот вопрос о переносе автовокзала от Дворца спорта «Юность», который сам же глава и поднял в начале декабря, так и остался без ответа. Евгений Тефтелев порассуждал о том, что мнения челябинцев по вопросу переноса автовокзала «куда-нибудь еще» разделились поровну, признал, что не будет возражать, если «вдруг» появится какое-нибудь подходящее для перевозчиков и пассажиров место и, наконец, туманно заявил, что автовокзал рядом с центром города, у «Юности» (напомним, насильно перенесенный туда от железнодорожного вокзала прежним главой администрации Челябинска Сергеем Давыдовым) позволил «создать паритет перевозок», имея в виду, что сам центр получил некоторое облегчение от транспортной нагрузки. Заметим, большая часть независимых экспертов придерживались и придерживаются прямо противоположного мнения.


