горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Крым
20 февраля 2019, 10:45 3
Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая

Полуостров разбитых дорог. Как суровый курортный климат съедает крымский асфальт

дорога
Ямы на отремонтированной в 2015 году улице Леси Украинки в Симферополе

Администрация Симферополя выяснила, что на половине городских дорог нет асфальта. Этот факт чиновники обнаружили, пройдя «ногами» за полтора месяца все улицы крымской столицы во главе с мэром Натальей Маленко. Как уверяют жители других городов полуострова, у них ситуация не лучше: не только старые дороги разрушаются, но и недавно отремонтированные обрастают новыми ямами. Крым по-прежнему в лидерах среди российских регионов по количеству аварийных дорог. При этом на их ремонт и содержание в республике ежегодно выделяется до 10 млрд рублей. Куда уходят эти деньги и в каком состоянии сегодня дороги полуострова – в материале «ФедералПресс».

Долго, дорого и некачественно

В этом году на капитальный и текущий ремонт дорог Симферополь получит 2,2 млрд рублей. В прошлом году столица уже проводила массовое обновление центральных улиц, которое отчасти стоило мэрского кресла Игорю Лукашеву. Ремонт стоимостью 1,5 млрд рублей начался в сентябре и продлился всю осень и большую часть зимы, хотя изначально его планировали завершить к 20 декабря. Несколько месяцев город стоял в многочасовых пробках.

На начало февраля ни одна из 16 отремонтированных дорог так и не была принята в эксплуатацию. Причина – многочисленные нарушения. Например, после того, как на Бахчисарайской улице сделали дорогу, возле частных домов начали образовываться лужи глубиной в 10 см. Выяснилось, что рабочие подняли асфальт не ровно, а с уклоном, и вся вода стекала во дворы. На Севастопольской люки не вывели на уровень асфальта, и на проезжей части образовались ямы. На улице Первой Конной армии на пешеходных переходах отвалилась тактильная плитка для слабовидящих. На Генерала Васильева заасфальтировали железнодорожный переезд. А на большинстве дорог подрядчики «забыли» сделать ливневки, из-за чего улицы во время дождя превращаются в реки.

«Я вообще не считаю это за ремонт. Мы все видим проспект Кирова – люки где-то ниже асфальта, где-то выше, сама дорога как стиральная доска. Севастопольская улица уже вся крошится. Что говорить про те дороги, которые делались два года назад. Сейчас Маленко опять внесла их в список дорог, подлежащих ремонту, и делать их будут за счет бюджета, прошлый подрядчик, как я понимаю, гарантийный ремонт делать не будет», – рассказывает общественник Александр Юрьев.

Всего власти Симферополя зафиксировали более 200 нарушений. Есть претензии к благоустройству территорий, стыкам бордюрных камней, качеству и установке плитки и ограждений, наличию ливневой канализации, ремонту тротуаров.

«Например, на улице Авиационной сделано покрытие и тротуары – там раньше их никогда хороших не было. Но вместе с тем вся земля осталась над бордюром, то есть любой дождь – и вся грязь выливается на улицу. Удивительно, почему этого не видит подрядчик. Я уже не говорю о люках и тротуарах на проспекте Кирова. Там тоже очень много вопросов», – заявила столичный мэр Наталья Маленко.

Недоволен работой подрядчиков остался и глава Крыма Сергей Аксенов. Он заявил, что подрядчики «делают дороги, как вредители» из-за того, что взяли слишком большой объем работ. Теперь «вредителям», которые сегодня устраняют в срочном порядке все недостатки, грозят штрафные санкции за срыв сроков и ущерб, нанесенный городу.

«Асфальт отслаивается и крошится»

В остальных городах республики ситуация не лучше. С 2017 года полуостров стабильно держится в числе лидеров среди регионов страны по количеству «убитых» дорог. Активисты проекта «Дорожная инспекция ОНФ – Карта убитых дорог» насчитали в Крыму около 1200 аварийных дорог общей протяженностью 682 километра. Хуже всего с дорогами в Ялте и Симферополе. Причем Ялта за последние месяцы вышла на первое место: здесь насчитали 393 дороги в плачевном состоянии (170 км), а в Симферополе – 357 дорог (168 км).

Суммы, выделяемые курортной столице Крыма, на несколько порядков скромнее, чем симферопольские. Речь здесь идет не о миллиардах, а о миллионах. Так, в 2016 году на ремонт дорог Ялтинского региона, куда входят также сателлиты Ялты – Алупка, Мисхор, Гурзуф и Гаспра, выделили около 70 миллионов рублей, в 2017 году – 57 миллионов. За эти деньги на ряде улиц залатали дорожное полотно, заменили бордюрный камень и отремонтировали тротуары. В 2018-м ямочный ремонт дорог в Ялте продолжился, но к его объемам и качеству у жителей большие претензии.

«На подъездах к жилым многоквартирным домам по улице Блюхера глубокие трещины, ямы и выбоины в асфальте глубиной 10 см. Асфальт отслаивается, крошится и размывается. В выбоинах скапливается грязь и стоит вода», – сообщает активист проекта «Карта убитых дорог»Александр Денисов. Аналогичные проблемы зафиксировали общественники на улицах Пироговской, Пионерской, Бассейной, Горького, Красноармейской, Суворовской и других.

Бывший мэр Андрей Ростенко жаловался в 2017 году, что средств на дороги выделяется крейне мало. «Уже третий год подряд идет недофинансирование. Для того чтобы поддерживать дороги в должном состоянии и улучшать их, необходимо не менее 200 млн рублей», – заявлял тогда чиновник, имея в виду объем годовых средств.

Немало аварийных дорог и в других городах полуострова. В Керчи 196 дорог нуждаются в срочном ремонте, их общая протяженность 78 км. В Джанкое общественники насчитали 80 «убитых» дорог (42 км), в Евпатории – 52 дороги (и тоже 42 км). В аварийном состоянии находятся и междугородние магистрали, например, дорога Алушта – Судак, заняться которой власти обещают в следующем году, – на эти цели выделят 3 млрд рублей.

Миллиардов не хватает на асфальт

На Украине крымские дороги, большинство из которых строилось еще в середине ХХ века, считались одними из самых худших в стране. На момент вхождения полуострова в состав России автодороги по разным данным были изношены на 80–90 %. Из 14,67 тысячи км городских дорог почти 12 тысяч, по оценкам Минтранса Крыма, не соответствовали нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию.

Уже в 2014 году на ремонт дорог Москва выделила 3,8 млрд рублей, однако к марту 2015-го ситуация мало изменилась: Анатолий Цуркин, который тогда возглавлял республиканский Минтранс, сообщил, что по результатам проверки ведомства 90 % дорог полуострова по-прежнему находятся в неудовлетворительном состоянии. В 2016 году на недостаточное финансирование жаловался уже новый профильный министр Андрей Безсалов, заявивший, что выделяемых денег катастрофически не хватает. Он сообщил, что для приведения дорог в порядок необходимо ежегодно тратить по 20–30 миллиардов рублей в год, а не 5–7. На тот момент, по словам Безсалова, в Крыму не соответствовали нормативам 80 % дорог. За 2016 и 2017 годы на ремонт дорог в Республике Крым было потрачено около 25 млрд рублей. В 2018 году выделили еще около 8 млрд рублей.

Осенью прошлого года очередной министр транспорта региона Сергей Карпов сообщил, что в республике не соответствуют нормативам все те же 80 % автодорог, что и в 2016 году, и для их ремонта и реконструкции требуется выделить в течение пяти лет 144 млрд рублей. О том, что денег, заложенных в бюджет на дороги, не хватает, тогда заявил и глава республики Сергей Аксенов.

«Потребность содержания дорог ежегодно в Крыму – 7,4 миллиарда рублей, а дорожный фонд – 2,9 миллиарда рублей. То есть при нынешнем финансировании мы только укладываемся в границы содержания, не говоря о том, что нужен ремонт, реконструкция, капитальный ремонт и так далее», – сказал Аксенов. Он заявил о необходимости обращения к премьер-министру Дмитрию Медведеву с целью создания специальной программы для полуострова.

Климат, подрядчики и чиновники

Чиновники поясняют плачевное состояние дорог не только недостатком средств, но и сложными климатическими условиями – по мнению Аксенова, они одни из самых худших в стране для сохранения дорожного полотна. Глава Крыма заявил, что асфальт разрушают обильные осадки в холодное время года в сочетании с многочисленными перепадами температур с переходом через точку замерзания. Негативное влияние также оказывает активизация оползневых процессов. Кроме того, как отметил Карпов, дорожная сеть региона имеет солидный возраст – она была спроектирована и построена 70–80 лет назад и не рассчитана на современные возросшие нагрузки, а автопарк Крыма ежегодно растет на 20 %.

«Если в Крыму неблагоприятный климат для асфальтового дорожного покрытия, то где благоприятный, я не знаю – в Ханты-Мансийске? Если бы у нас был такой климат, как в Архангельске или Магадане, то мы, как понимаю, вообще дороги могли бы не делать? У нас субтропики, осадки умеренные, резких перепадов температур нет. На полуострове можно строить дороги с марта до ноября – рекомендуемая температура для укладки асфальтобетонной смеси плюс 2–5 градусов. В Сочи, где тропический климат, качество дорог, кстати, после ремонта прекрасное», – выразил мнение экс-министра транспорта республики Анатолий Цуркин.

В 2015–2016 годах в Крыму отремонтировали всего около 520 км дорог, в 2017-м – еще более 100 километров. В 2018 году «Крымавтодор» провел ремонт 1 млн кв. м. автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Темпы и объемы ремонта дорог в Крыму одни из самых низких в России. Такие данные приводит ОНФ. За 2017–2018 годы из списка аварийных в регионе исключили только 180 дорог, и до лидеров проекта «Карта убитых дорог» по скорости и качеству ремонта региону далеко.

«И если показатели капитального ремонта, проведение которого требует подготовки проектно-сметных документаций и большого объема средств, понятны, то низкие объемы восстановления асфальта в рамках текущего содержания дорог свидетельствуют о явных недоработках профильных служб», – считает пресс-служба крымского отделения ОНФ.

Цуркин считает, что в Крыму, во-первых, не хватает специалистов, которые могут качественно выполнить ремонтные работы, а во-вторых, есть недоработки со стороны заказчика.

«Госорганы не всегда могут грамотно составить технические задания, которые соответствуют реалиям, а не средним стандартам. Люди потом возмущаются, что подрядчик криво лепит бордюрный камень, так как он не подходит по размеру. Но в техническом задании указан данный норматив и данный камень, и подрядчик не может использовать другой материал, это будет считаться нецелевым использованием денежных средств, а это уголовная ответственность. Ему в этом случае проще получить штраф за криво установленный бордюр, чем уголовное дело», – поясняет «ФедералПресс» экс-министр транспорта.

О том, что чиновники недорабатывают, заявляет и общественник Александр Юрьев. Он считает, что чиновники не контролируют должным образом качество работ и принимают дороги в эксплуатацию с множеством нарушений.

«Я вижу в этом коррупционные схемы. Многие фирмы у нас лоббируют. Заказы отдают фирмам-однодневкам, они кое-как выполняют и пропадают. Подрядчики не стремятся сделать качественно. Я знаю немало строителей, они говорят: «Да и так сойдет, и так у нас примут!». По такому принципу у нас и строят», – говорит Юрьев.

Фото:dorogi-onf.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
3
comments powered by HyperComments
Twitter 1