Процедура банкротства на ФГУП «Машзавод им. Ф. Э. Дзержинского» начала отсчитывать второй десяток лет. Начиналось все весной 2006 года, когда было введено наблюдение, а затем летом – внешнее управление. Конкурсным управляющим назначили Евгения Лысова, исполнительным директором – Дениса Бронникова. Сейчас на предприятии считают, что этот первый этап жизни завода в статусе банкрота продлился до 2011 года.
Процедура банкротства на ФГУП «Машзавод им. Ф. Э. Дзержинского» начала отсчитывать второй десяток лет. Начиналось все весной 2006 года, когда было введено наблюдение, а затем летом – внешнее управление. Конкурсным управляющим назначили Евгения Лысова, исполнительным директором – Дениса Бронникова. Сейчас на предприятии считают, что этот первый этап жизни завода в статусе банкрота продлился до 2011 года.
«Производство пришло в упадок, были незаконно проданы производственные площадки и социальные объекты. Завод лишился недвижимого имущества, по оценкам ООО «Промпроект-Оценка», на сумму в 1 млрд 785 млн рублей», – говорит Сергей Егошин, замдиректора ЗиДа по правовым вопросам. За это время численность работников предприятия сократилась с 2732 до 713 человек. Зарплату не платили по несколько месяцев, завод стоял на грани закрытия.
Второй этап продлился с 2011 по 2014 год. Конкурсным управляющим был Александр Иванов, исполнительным директором – Егор Заворохин. За это время, по данным ЗиДа, выручка от продаж увеличилась с 357 млн до 1 млрд 362 млн рублей, а количество заключенных контрактов выросло с 8 до 22. Средняя заработная плата сотрудников выросла на 75 %. За три года из расчета на одного рабочего выручка поднялась на 213 %, а объем выпуска продукции вырос в 4,5 раза.
«Сразу после прихода новой команды топ-менеджеров были выявлены многоступенчатые схемы хищения и начата борьба за возвращение утраченных активов предприятия. В результате долгих судебных разбирательств юристам ЗиДа удалось вернуть заводу промышленную площадку № 5 и трансформаторную площадку. Это событие оценили как беспрецедентное», – говорит Егошин.
Третья стадия банкротства началась два года назад. Затем, в июне 2015 года, руководство ФГУП «Машзавод им. Ф. Э. Дзержинского» заключило новые контракты на общую сумму в 4 млрд рублей. А уже в июле был арестован исполнительный директор Егор Заворохин. «В результате предприятие не получило новых заказов, прием новых рабочих был прекращен. Был упущен еще один шанс на выход из процедуры банкротства», – так звучит официальная позиция ЗиДа.
Кроме этого оборонному предприятию пришлось вести войну еще на одном фронте, где ЗиДу противостояли налоговики. Юридическая служба завода считает, что краевое УФНС в обход закона «О банкротстве» незаконно требует немедленной выплаты 100 млн рублей. При этом у завода им. Дзержинского для расчетов нет иных средств, кроме выделенных на выполнение гособоронзаказа. По сути, ЗиД оказался на развилке, после которой предприятие ждет либо оздоровление финансовой ситуации, либо окончательное закрытие.
Между тем позицию налогового ведомства тоже можно понять. ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского» на 1 марта скопил налоговый долг в 1 млрд 738 млн рублей. По этому показателю ЗиД – безоговорочный лидер региона. У идущего вторым ООО ПГС долги в 4,5 раза меньше – 375 млн.
«Десятилетняя история банкротства ЗиДа нас ничему не научила. И это – самое обидное. Завод Дзержинского стал одним из звеньев в цепочке событий, приведших к развалу оборонной промышленности. Вроде бы процедура банкротства затевалась для того, чтобы спасти предприятие, а по факту все свелось к его уничтожению и распродаже имущественного комплекса», – считает депутат краевого заксобрания, бывший директор Порохового завода Геннадий Кузьмицкий.
Надо сказать, что мало кому из руководителей ЗиДа десяти последних лет удалось избежать неприятного внимания силовиков. Так, Олега Комарова, бывшего заместителя гендиректора по правовым вопросам, суд признал виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорил к четырем годам лишения свободы.
Денис Бронников взят под стражу и дает объяснения, как долги предприятия приобретались компаниями, близкими к нему самому, бизнесмену Владиславу Шинкевичу и депутату пермского ЗС Юрию Борисовцу. По решению кредиторов, для погашения задолженности по заниженной цене на торгах было продано семь объектов предприятия, среди них – промплощадки № 5, 3, МЧС № 5, стадион «Дзержинец», корпуса по ул. Лесозаводская, насосная станция.
Представители действующей администрации завода тоже успели побывать за решеткой. Заворохина обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями и причинении ущерба в размере 154 млн рублей. Задержали его в июле прошлого года, в сентябре освободили под залог, а в октябре суд не нашел основания для взятия топ-менеджера под стражу.
На ЗиДе действовала не одна команда мошенников, считает бывший сенатор от Пермской области Сергей Левитан: «В оборонку приходили люди, которые не были специалистами. Так называемые эффективные менеджеры были заточены на то, чтобы выжать из предприятия все соки. Скандал на ЗиДе вышел в публичную плоскость из-за внутренних конфликтов – не поделили лакомые куски, подключили разного уровня спецслужбы, и ситуация вышла из-под контроля. Уверен, что сейчас за решеткой не находятся главные фигуранты дела. По сути, речь идет о прикрывавшейся мандатами ОПГ, успевшей до ЗиДа развалить «Велту». За уничтожение предприятий оборонной отрасли судить надо за измену родине, а не за мошенничество в особо крупном размере».
Фото: zavodfoto.livejournal.com