В среду, 25 февраля, состоялась очередная, 32-я сессия заксобрания Краснодарского края, в работе которой принял участие губернатор Александр Ткачев. Повестка была очень плотной – депутаты рассмотрели около 60 вопросов, обсудив актуальные темы в области импортозамещения и агропромышленного комплекса, а также вопросы имущественных и земельных отношений.
В среду, 25 февраля, состоялась очередная, 32-я сессия заксобрания Краснодарского края, в работе которой принял участие губернатор Александр Ткачев. Повестка была очень плотной – депутаты рассмотрели около 60 вопросов, обсудив актуальные темы в области импортозамещения и агропромышленного комплекса, а также вопросы имущественных и земельных отношений. Парламентарии внесли поправки в бюджет на этот год, заслушали и оценили отчет о работе кубанской полиции. О том, что происходило на сессии, – в материале «ФедералПресс.Юг».
Об антикризисных мерах
Перед началом рассмотрения вопросов повестки дня к парламентариям обратился губернатор Александр Ткачев, который напомнил про прошедшее на днях антикризисное совещание, где основной темой стало обсуждение мер по обеспечению социально-экономического развития края. «Это очень сложные, многогранные вопросы. Я уже подписал антикризисный план, который состоит из 86 пунктов. Это план, как очевидно, совершенно не статичен и в зависимости от ситуации может дополняться, корректироваться. Сейчас мы проводим консультации по этому плану и с бизнесом, и с общественными организациями, и с экспертным сообществом. Я надеюсь, что кубанский парламент подключится очень активно к этому вопросу», – отметил глава. Он напомнил, что по аналогичному сценарию действовали в 2009 году и «тогда благодаря слаженным, четким и оперативным, буквально в ручном режиме, действиям мы минимизировали потери и смогли устоять на ногах в отличие от других субъектов Федерации».
По его словам, сегодня по объему собственных доходов Краснодарский край вышел на отметку в 200 млрд рублей, это пятое место в стране. «В 2014 году по сравнению с 2013-м мы прибавили 15 млрд рублей – это достаточно существенно. В 2015 году мы поставили планку: превысить поступления в консолидированный бюджет Кубани, и рост должен составить от 8 до 10 %. Это смелое заявление в условиях непростой экономики, но иметь плюс – это был бы большой успех. Другие территории об этом и не мечтают», – высказался глава региона, подчеркнув, что это не значит, что кризис не затронет Кубань. «Бюджет 2015 года был принят с дефицитом в 5 млрд рублей, и чтобы достичь его сбалансированности по итогам текущего года необходимо нарастить объем собственных доходов на 10 млрд рублей, то есть выйти в итоге на сумму в 210 млрд рублей. Мероприятия в рамках принятого краевого антикризисного плана должны помочь решить эти задачи. Мы, по крайней мере, на это рассчитываем», – уверен Ткачев.
Губернатор обозначил и задачи, которые сегодня ставятся: увеличение налогооблагаемой базы и контроль за мобилизацией доходов; увеличение эффективности государственного управления собственностью, земельными ресурсами, чтобы «каждый квадратный метр земли работал на экономику края». Также в качестве задач глава отметил и оптимизацию бюджетных расходов. «Еще в 2014 году при формировании краевого бюджета с 2015-го по 2017 год мы предприняли ряд мер. Так, на 15 % сократили материальные затраты и на 20 % – расходы на приобретение движимого имущества и капитальные ремонты. Во-вторых, провели на 5 % сокращение штатной численности, и это еще не предел именно органов власти, а также предусмотрели финансирование строительных объектов только с высокой степенью готовности», – пояснил глава края.
В продолжении своего выступления губернатор сообщил, край в ближайшее время представит на рассмотрение депутатов заксобрания региона два законопроекта. Один из них – о введении на территории края целого ряда налоговых льгот и преференций. «Во-первых, это налоговые каникулы для впервые регистрируемых индивидуальных предпринимателей, преференции по единому налогу, по вмененному доходу и упрощенке», – пояснил Ткачев. Еще один законопроект, который готовится в настоящий момент, коснется развития промышленности. Так, для инвесторов промышленных парков предлагается снизить ставки налога на имущество и налога на прибыль организаций в части средств, поступающих именно в краевой бюджет. «Эта мера, я уверен, во многом простимулирует инвесторов», – подчеркнул глава края.
Обращаясь к депутатам, глава региона также подчеркнул, что сегодня особенно важно донести до всех слоев общества цели и задачи антикризисного плана, принятого в регионе 11 февраля. «В обсуждении антикризисных мер должны быть задействованы все общественные институты – законодатели, политические партии, общественные организации, бизнес, жители края. Только так мы сможем верно определить приоритеты и тем самым сохранить социальную, политическую стабильность в крае», – еще раз отметил губернатор.
По словам председателя ЗСК Владимира Бекетова, все задачи, озвученные накануне на расширенном заседании антикризисной комиссии, доведены до сведения депутатов, а 27 февраля на территории края пройдет единый день встреч с избирателями. «Все депутаты разъедутся по своим избирательным округам, проведут встречи с людьми, расскажут о задачах антикризисного плана, разъяснят его содержание, роль и участие каждого избирателя и депутата в реализации этого плана. Потому что само по себе ничего происходить не будет. Нам нужно всем вместе работать. На эту совместную работу мы и нацелены», – подчеркнул спикер кубанского парламента.
О бюджете
После выступления губернатора парламентарии рассмотрели изменения в закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Согласно поправкам в бюджет, доходная часть краевой казны увеличена почти на 3 млрд рублей. «Это, прежде всего, связано с дополнительным поступлением акцизов на нефтепродукты, которые в полном объеме направляются в дорожный фонд, и перераспределением зачислений государственной пошлины по операциям, которые совершаются в плане предоставления государственных и муниципальных услуг в наших МФЦ. Кроме этого, мы дополнительно получаем трансферты из федерального бюджета в объеме почти 960 млн рублей, средства будут направлены на развитие дошкольного образования, на выплаты компенсаций медицинским работникам за переселение в сельскую местность, на переселение граждан из аварийного жилья», – рассказал вице-губернатор, министр финансов Иван Перонко.
Также поправками предлагается направить остатки, которые сложились на 1 января 2015 года, на погашение неисполненных переходящих обязательств 2014 года. По словам Перонко, вносятся корректировки в финансирование в соответствии с указами президента «дорожных карт» по заработной плате работников социальной сферы в связи с уточнением средней заработной платы. Кроме этого, по программе по совершенствованию социальной поддержки семей и детей выделяется 62 млн рублей.
По программе кадрового обеспечения здравоохранения предусмотрено выделение дополнительно 50 млн рублей для обеспечения паритетности финансирования расходов с федеральным бюджетом. Федерация на эти цели выделит 300 млн рублей. «Дополнительно предусмотрены источники по целому ряду программ, прежде всего, для софинансирования их с федеральным бюджетом. В частности, дополнительно выделяются средства на социально-экономическое территориальное развитие муниципальных образований – 189 млн рублей, 244 млн предусмотрено выделить на программу развития ЖКХ, на мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов. В рамках софинансирования с федеральным бюджетом дополнительно выделяются средства на программу развития санаторно-курортного и туристического комплекса в объеме 118 млн рублей, эти средства будут направлены вместе с федеральными в объеме 500 млн на строительство канализационного коллектора в Анапе. По программе развития физической культуры и спорта дополнительно на условиях софинансирования с федеральным бюджетом будет выделено 80 млн рублей», – подробно рассказал министр.
Он отметил, что средства предусмотрены и по программе комплексного и устойчивого развития в сфере строительства и архитектуры и дорожного хозяйства – это 47 млн рублей, которые будут направлены на подготовку градо- и земельно-устроительной документации в связи с началом строительства транспортного перехода через Керченский пролив. На непрограммные расходы также предусмотрено 150 млн рублей. Эти средства будут направлены на оказание социальной помощи гражданам, пострадавшим в результате стихии в сентябре 2014 года в Ейском и Приморско-Ахтарском районах.
О мерах по импортозамещению
На сессии также было принято постановление «Об обращении депутатов Законодательного собрания Краснодарского края к председателю правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву о мерах по импортозамещению, сдерживанию роста цен на продовольственные товары». Депутаты предложили разработать государственную трехлетнюю программу восстановления отечественного семеноводства, которая коснется таких культур, как сахарная свекла, картофель, овощи, и производства отечественных средств химизации и защиты растений. Также для стабилизации наращивания объемов производства сельхозпродукции предлагается на федеральном уровне ввести в государственный реестр семеноводческие и племенные хозяйства, доводить таким предприятиям государственный заказ и ежегодно вести мониторинг его исполнения. Кроме того, было предложено разработать меры по защите их от преднамеренного банкротства.
«Предлагается на уровне правительства РФ принять решение об исключении многочисленных посредников в цепочке от производителей сельхозпродукции до розничного продавца. С этой целью вносим предложение: обязать торговые сети и предприятия розничной торговли публично на ценниках указывать две цифры – оптово-отпускную цену производителя и розничную цену продавца», – рассказал председатель комитета ЗСК по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Иван Петренко.
По его словам, в обращении излагается просьба ускорить принятие решений, направленных на стабилизацию цен на продовольственные товары, включая использование правительством права устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продуктов, а также установить верхнюю границу торговых надбавок на отдельные продукты в размере, не превышающем 20 %.
О производстве молока
С вопросом о ситуации с производством молока и мяса перед коллегами выступил первый заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Иван Петренко. Он отметил, что несмотря на успехи края в растениеводстве, укрепление материально-технической и кормовой базы и постоянную государственную поддержку, значительного увеличения производства молока и мяса пока добиться не удается. В некоторых же районах эти показатели даже падают. Снижение поголовья скота и птицы, объемов производства молока приводит к тому, что край может испытывать дефицит этой продукции.
В связи с этим было принято решение о разработке краевой программы по развитию животноводства и увеличению поголовья скота и птицы. Она в том числе должна предусматривать меры по развитию племенной базы животноводства, развитию племенных хозяйств, господдержке. Разработка этой программы поручена краевому Минсельхозу. Кроме того, органам местного самоуправления в постановлении рекомендовано обеспечить доступность кормов для сельхозживотных и активизировать информационно-разъяснительную работу.
О работе полиции
В рамках сессии ЗСК начальник ГУ МВД России по Краснодарскому краю Владимир Виневский отчитался перед депутатами о работе полиции за 2014 год. Обращаясь к депутатам Виневский отметил, что прошлый год для сотрудников органов внутренних дел края стал сложным и ответственным периодом. Значительные ресурсы были задействованы для обеспечения безопасности крупных международных общественно-политических и спортивных мероприятий. Прежде всего, Олимпийских и Паралимпийских игр и этапа гран-при «Формула-1» в Сочи. Безусловный приоритет в деятельности кубанской полиции отдавался обеспечению безопасности граждан, защите их прав и законных интересов.
Давая оценку криминальной обстановке, сложившейся на Кубани, руководитель краевого главка сообщил, что уровень преступности в крае меньше среднероссийского показателя, а число раскрытых в 2014 году преступлений, составило более 35 тыс., из которых более 7 тыс. – тяжкие и особо тяжкие. В 2014 году сотрудниками полиции выявлено более 3 тыс. преступлений экономической направленности, пресечено почти 6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявлено 21 преступление экстремистской направленности. На 13 % уменьшилось количество умышленных убийств, на 2 % – грабежей, на 7 % сокращена подростковая преступность. Говоря о мерах, принимаемых в сфере борьбы с нелегальным алкоголем, Владимир Виневский проинформировал депутатов о рекордном количестве изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции – более 1 млн литров. В связи с этим, он обозначил проблемный вопрос об отсутствии в большинстве муниципальных образований специализированных мест хранения изъятого алкоголя, что значительно затрудняет проведение мероприятий в данной сфере.
В своем докладе Виневский обратил внимание на то, что важнейшей задачей остается обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на увеличение более чем на треть транспортного потока по дорожной сети края, сократилось количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем, уровень аварийности остается высоким. Так, в ДТП в 2014 году погибли более 1 тыс. человек и 8 тыс. получили ранения. Для профилактики тяжких последствий сотрудниками полиции широко используются нормы административного законодательства. Выявлено более 2,5 млн нарушений, наложено более 1 млрд рублей штрафов, из которых взыскано 760 млн рублей.
По словам Владимира Виневского, в 2014 году в Краснодарском крае полицией было выявлено более 500 преступных деяний коррупционной направленности, свыше 80 % из которых – это тяжкие и особо тяжкие составы. В суд с обвинительным заключением направлено около 400 уголовных дел указанной категории. Кроме того, в прошлом году увеличилось количество задокументированных фактов взяточничества. Средняя сумма взятки возросла на треть – до 98 тыс. рублей.
Активное обсуждение вызвал вопрос нарушений правил перевозки тяжеловесных грузов, которые приводят дороги к ускоренному разрушению. На заседании пришли к общему мнению, что в этом плане необходимо поработать над внесением поправок в административный кодекс, значительно увеличивающих размер штрафа за подобное нарушение для нарушителей-физических лиц, чтобы эффективнее бороться с той практикой, когда организации, чтобы избежать ответственности за перегруз, перекладывают ее на водителей-физлиц, оформляя с ними договоры аренды транспортного средства.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев дал положительную оценку работе правоохранителей, отметив, что за последнее время качественно изменился руководящий состав органов внутренних дел на районном уровне, куда сегодня приходят профессиональные и грамотные офицеры, готовые к защите интересов граждан. Ткачев подчеркнул, что кубанским полицейским работать сложнее, чем их коллегам в Ростовской области, Ставропольском крае, Волгограде. Губернатор также напомнил, что численность органов охраны правопорядка соответствует численности населения края. «Но у нас есть одна проблема: летом число людей удваивается, утраивается и при штатной численности приходится закрывать особенно курортные города, даже в ущерб отдельным населенным пунктам. Это, конечно, неправильно. Это наша беда, наша большая проблема. Но полиция работает на разрыв, круглосуточно. И я не понаслышке знаю, насколько непросто выполнять эту задачу. Тем не менее, система работает эффективно. Кубанская полиция действует четко, ответственно, выполняет свои задачи, не без проблем, мы говорим прямо в глаза всем, кто это заслуживает, но качество работы значительно повысилось», – отметил глава региона.
Губернатор также обратил внимание на необходимость увеличения численности казаков, патрулирующих улицы населенных пунктов края. Казаки оказывают ощутимую поддержку полиции, подчеркнул Александр Ткачев. Это отмечают и сами кубанцы. «Жители края значительно повернулись к казачеству. Они увидели, насколько это полезно, добротно и важно сегодня, они принимают важное участие в жизни края», –подчеркнул глава края.
Акцент на уровне профессиональной подготовки сотрудников полиции сделал и спикер ЗСК Владимир Бекетов, обозначив, что именно от роста профессионализма полицейских напрямую зависит рост уровня доверия населения к ним. В целом депутаты дали положительную оценку работе кубанской полиции.
О реформе МСУ
Депутаты в ходе работы сессии в первом чтении также приняли закон «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О местном самоуправлении». Как сообщил вице-губернатор, директор департамента внутренней политики региона Владимир Свеженец, необходимость вызвана изменениями ряда положений федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с принятием федеральных законов от 22 декабря 2014 года № 431 и от 3 февраля 2015 года № 8.
Он напомнил, что в декабре 2014 года законодательным собранием Краснодарского края была поддержана инициатива губернатора региона о внесении изменений в краевой закон о местном самоуправлении, направленных на повышение уровня профессионализма, эффективности управления в работе муниципалитетов, оптимизацию избирательной системы, сокращение бюджетных расходов. В итоге был принят и вступил в силу региональный закон от 26 декабря 2014 года № 3086 КЗ, изменивший процедуру формирования органов местного самоуправления. Однако, 3 февраля 2015 года были внесены изменения в федеральный закон о местном самоуправлении, которые уточнили некоторые положения в части порядка формирования органов местного самоуправления и их полномочий. Они предусматривают необходимость субъектам РФ внести соответствующие коррективы в региональное законодательство.
«Представленный проект закона предусматривает, что главы городских округов муниципальных районов и поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, будут избираться представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Комиссия, как и было установлено ранее, будет формироваться на паритетных началах губернатором Кубани и муниципальными депутатами», – объяснил вице-губернатор.
Избранный таким способом глава муниципального образования, обладая статусом высшего должностного лица, будет возглавлять местную администрацию, осуществлять весь комплекс исполнительно-распорядительских полномочий. Заключение контракта с ним при этом не предусматривается. «Как и прежде, переход к новой системе избрания глав муниципальных образований будет происходить в крае не сразу, а поэтапно, по мере окончания сроков полномочий ранее избранных глав», – еще раз напомнил Владимир Свеженец.
Об опасных аттракционах
Также депутаты в первом чтении и целом приняли закон «О региональном государственном надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в Краснодарском крае». По словам разработчиков законопроекта, в настоящее время в регионе функционирует около 1,5 тыс. только стационарных аттракционов. «Большая часть парка аттракционной техники имеет существенный износ, так как фактически использует ее на протяжении многих лет и практически не обновляется, что создает прямую угрозу жизни, безопасности и здоровью граждан, а в первую очередь – детей. На протяжении многих лет указанная проблема неоднократно поднималась как органами исполнительной власти Краснодарского края, так и контролирующими органами, в частности, прокуратурой региона. Однако анализ законодательства Краснодарского края показал, что в настоящее время нет ни одного нормативно-правового акта, регламентирующего осуществление государственного надзора за техническим состоянием аттракционной техники», – рассказал на сессии глава регионального министерство гражданской обороны, ЧС и региональной безопасности полномочиями Борис Глебов.
По его словам, представленный проект закона разработан для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также соблюдения правил безопасной эксплуатации данного оборудования. Документ наделяет полномочиями по осуществлению госнадзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники министерство гражданской обороны. Как добавил Глебов, реализация законопроекта потребует дополнительных расходов из краевого бюджета в размере 26 млн рублей.
О земельных отношениях
Портфель законопроектов, направленных на регулирование земельных и имущественных отношений на этой сессии содержал сразу три важных для отрасли документа. Первый закон предусматривает возможность предоставления государственных и муниципальных земель в аренду юридическим лицам без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Документ определяет критерии, в соответствии с которыми участки под объекты и проекты можно передавать без торгов. Среди них – количество образуемых в связи с их реализацией и размещением рабочих мест, объем планируемых налоговых поступлений, вид осуществляемой деятельности. В частности, без торгов землю можно будет предоставлять сельхозтоваропроизводителям для развития животноводства, выращивания кормовых культур для сельхозживотных, производства винограда, плодов, овощей, ягод.
Второй документ, поправка в краевой закон «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», кроме ряда прочих важных норм, определяет и максимальный предельный размер земельного участка предоставляемого в аренду из Фонда перераспределения Краснодарского края – 200 га.
И третий закон – «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» – призван повысить качество муниципального земельного контроля, поспособствовав предотвращению фактов незаконного и неэффективного использования земли.
О штрафе за непредоставление информации
Помимо прочего, депутаты рассмотрели изменения в закон края «Об административных правонарушениях». Было предложено административную ответственность для всех работодателей, а не только юридических лиц, как в действующей сейчас редакции закона, за непредоставление или несвоевременное предоставление информации в органы труда и занятости населения края об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест. Штраф за это для должностных лиц будет в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей; для индивидуальных предпринимателей – от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, а для юридических лиц остался прежним – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.
Действие данного закона будет касаться всех работодателей, среднесписочная численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, то есть тех, кто согласно соответствующему краевому закону обязан устанавливать квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в ее поиске, к примеру, инвалиды.
* * *
В ходе работы 32-й сессии депутаты законодательного собрания Краснодарского края наградили губернатора региона Александра Ткачева медалью «За вклад в развитие законодательства», выпуск которой приурочен к 20-летнему юбилею парламента. «Здорово, что у нашего парламента появилась такая медаль, давно пора было это сделать. Думаю, она станет популярной», – отметил глава края.
Аналогичную награду «За высокий профессионализм, большой личный вклад в развитие законодательства региона, активную общественно-политическую деятельность» получил вице-губернатор, министр финансов Кубани Иван Перонко.