Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Как Россия вырывается из мусорной блокады. Часть 2

Города и села оказались в кольце огромных гор мусора. В течение нескольких лет государство не имело никакого контроля за рынком ТКО, попытки вернуть его начались только в 2014 году, когда была объявлена реформа системы. У российских субъектов осталось всего полтора года для того, чтобы в полной мере подготовиться к работе в новых условиях в соответствии с территориальными схемами обращения с отходами и региональными программами. То же самое касается и бизнеса, участников рынка. О попытках российских регионов вырваться из «мусорного окружения», читайте в материале РИА «ФедералПресс».

В целом, ситуация в регионах одинаковая: несанкционированные свалки, отсутствие четкой логистики в сфере перемещения отходов и перерабатывающих производств и т.д.

В Сахалинской области действуют три полигона ТКО (из них только два включены в реестр) и 21 санкционированная свалка. Вокруг Южно-Сахалинска ежегодно ликвидируется около 400 несанкционированных свалок, но на тех же местах появляются новые. Региональной программой до 2020 года предусмотрено строительство 11 полигонов в муниципальных районах и рекультивация восьми площадок.

Вопрос о закрытии южно-сахалинского полигона рассматривается в суде, на последнем заседании был установлен крайний срок – конец 2018 года. Однако сделать это невозможно, пока не подготовлена новая площадка по утилизации ТБО: место для нее определили в районе карьера Известковый, но на ранних стадиях проработки проекта многие аспекты не были учтены. Кроме того, проверкой Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры было установлено, что ОКУ «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области» не выполнила в установленный срок мероприятия по строительству полигона твердых бытовых отходов в Южно-Сахалинске: работы проведены только на 41%.

Региональный оператор в области обращения с отходами будет определен до 1 августа. Территориальная схема в Сахалинской области разработана и утверждена. Согласно документу, в каждом муниципальном районе появятся мусоросортировочные, мусороперегрузочные станции, а для отдаленных населенных пунктов будет закуплена техника по прессовке отходов.

В Камчатском крае коммунальные отходы организованно размещаются на 46 объектах, но только два из них включены в госреестр – в районе села Пиначева Елизовского района и в Вилючинске. Остальные остаются свалками, в том числе в краевой столице, и не отвечают экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Определен единый региональный оператор – МУП «Спецтранс». Стоимость его услуг составит 5 млрд рублей на 10 лет.

Территориальная схема размещения отходов утверждена в конце 2016 года. На Камчатке также планируют построить комбинат по переработке ТБО. Из коммунальных отходов планируется производить керамзит, а также тепло- и электроэнергию.

В Приморском крае действует 13 комплексов по утилизации ТКО, но их мощностей на весь регион не хватает. Краевые власти одними из первых по стране подготовили территориальную схему обращения с отходами на срок 10 лет. Документом предусмотрено создание контейнерных площадок, в том числе передвижных, и строительство девяти полигонов. Губернатор Владимир Миклушевский считает, что создание полигонов в каждом муниципальном образовании экономически и экологически невыгодно, поэтому будут строиться межмуниципальные полигоны.

Региональный оператор в субъекте пока не определен.

На территории Хабаровского края только один полигон ТКО (в районе имени Лазо) включен в госреестр. Он построен в 2010 году, в 2015 году началось его расширение. Заявленной мощности должно хватить на 80 лет.

Идет строительство нового полигона в Советско-Гаванском районе (будет обслуживать также Ванинский муниципальный район). Стоимость проекта около 110 млн рублей. Полигон предусматривает захоронение 80 тысяч кубов ТКО и рассчитан на 15 лет эксплуатации. Планируется использование технологии утилизации мусора по траншейной схеме: промышленные отходы будут укладываться в специально вырытые канавы, покрытые современной полимерной пленкой, также будет использоваться защитный слой грунта, что позволит уберечь почву и сточные воды от проникновения вредных веществ.

Единого регионального оператора планируется определить до конца 2017 года.

В Еврейской автономной области из действующих 70 полигонов только три соответствуют нормам. После ужесточения законодательства у муниципалитетов возникли трудности с исполнением полномочий по вывозу и утилизации отходов.

Губернатором поставлена задача определить регионального оператора к 2019 году.

В Амурской области, согласно статистике, ежегодно в области образуется до 500 видов отходов общим объемом порядка 2300 тысяч тонн. Базовый областной закон в сфере обращения с отходами был принят в мае прошлого года. В январе 2017 года была утверждена Территориальная схема обращения с отходами на период 2016–2025 годов.

В Якутии 12 из 471 места размещения отходов соответствуют всем требованиям. Чтобы привести все в порядок, требуется 17 млрд рублей. 434 полигона предстоит построить региональному оператору.

Власти Якутии просят у федерального центра особых условий для северных территорий. Дело в том, что здесь полностью отсутствует инфраструктура для утилизации ТКО. Ситуация осложняется огромными расстояниями между населенными пунктами. Регион планируют поделить на пять зон, в каждой из которых будет свой оператор.

В Иркутской области ежегодно образуется около 1,5 млн тонн ТКО. Самый крупный полигон (на Александровском тракте) ежегодно принимает свыше 380 тысяч кубометров мусора. Всего в регионе лицензированы 23 площадки для размещения твердых коммунальных отходов, половина из них относится к крупным предприятиям, еще 12 принадлежат муниципалитетам. Чтобы справиться с существующим объемом мусора, области необходимо еще около 40 полигонов.

Новый мусороперерабатывающий завод в Иркутской области уже проектируют, на разработку проекта в региональном бюджете предусмотрено 30 млн рублей. Также в 2017 году планируется строительство новых полигонов в Черемхове, в Баяндаевском районе, в Усть-Орде и Слюдянке. Однако на сегодняшний день в регионе до сих пор не определён оператор по сбору и переработке ТБО.

В Красноярском крае крупный полигон расположен в райцентре Канск. Однако официально он не существует. Еще в 2014 году из краевого бюджета было выделено 270 млн рублей на обустройство в Канске полигона для захоронения древесных отходов (опилок, стружки и т.д.) местных деревоперерабатывающих предприятий. Однако объект так и не был построен. В 2016 году Канский городской суд обязал мэрию оборудовать полигон. Это судебное решение не было выполнено. 24 мая 2017 года в Канске, на территории деревообрабатывающих производств, начался пожар, уничтоживший в городе 72 дома. Погибли два человека. Причиненный ущерб оценивается в десятки миллионов рублей. В июне на месте несуществующего полигона снова начинался крупный пожар. Куда потрачены 270 млн рублей, неизвестно. Следственные органы решают вопрос о возбуждении в отношении мэра Канска Надежды Качан уголовного дела по статье «Халатность».

В Кемеровской области только один полигон с перерабатывающим заводом, расположенный около Новокузнецка, имеет официальный акт ввода в эксплуатацию. В регионе работает также завод «Кузбасский скарабей», занимающийся утилизацией картона.

Больше половины остальных полигонов отсутствуют в госреестре. В Кемерове идет сооружение нового полигона близ завода «Азот». Другой частный подрядчик арендовал землю в пригороде областного центра: у него есть проект мусороперерабатывающего завода и полигона, которого хватит на 150 лет, однако по имеющейся информации есть проблемы с разрешением на строительство.

Единый тариф на сбор мусора не принят. Но власти разработали территориальную схему размещения отходов и нормативы.

Региональный оператор не определен.

В Новосибирской области, согласно докладу о состоянии окружающей среды региона, в 2016 году общий объем отходов вырос в три раза – до 13 млн тонн. Количество свалок в районах растет, а местные власти не успевают ставить их на кадастровый учет – отсутствуют финансовые возможности.

Изменить ситуацию по росту числа нелегальных мусорных полигонов и общей «замусоренности» региона мог бы концессионный проект по строительству двух мусоросортировочных комплексов в бассейне реки Издревая, однако он встретил яростное сопротивление со стороны общественников и экологов, к которым позже подтянулись депутаты. Концессионер, компания ООО «Экология-Новосибирск», готова изменить проект, но его противники настаивают на полном переносе в другую часть Новосибирского района.

По региональному оператору, областное правительство позаботилось в 2015 году, создав АО «Экооператор».

В Свердловской области существует несколько «взрывоопасных» точек. Широкореченский полигон твердых бытовых отходов, существующий с 1960 года, перегружен. Решением городской думы в октябре 2010 года он вошел в состав населенного пункта. В октябре 2015 года Росприроднадзор исключил полигон из государственного реестра объектов размещения отходов. С 1 августа 2015 года полигон закрыли на прием мусора. Сейчас на территории Широкореченского продолжает функционировать мусоросортировочный комплекс. Правда, принимает полигон только отходы, предназначенные для повторного использования. К октябрю 2017 года должен появиться проект рекультивации полигона. Планируется проводить так называемую дегазацию с последующим получением электрической и тепловой энергии.

Максимальная емкость полигона вблизи поселка Красный рассчитана до 2018 года. Полигон находится в нескольких сотнях метров от жилых домов. В конце 2016 года разразился скандал из-за пожара на свалке. Открытое возгорание ликвидировали, однако огонь ушел вглубь и продолжал тлеть. Прокуратура области добилась запрета на эксплуатацию полигона. Предприятие оштрафовали на 115 тысяч рублей. Сейчас идут судебные процессы между подрядной организацией, которая складировала на полигоне мусор, и администрацией. Жители продолжают жаловаться на периодически возникающие возгорания. ОНФ настаивает не только на закрытии, но и на рекультивации полигона.

На 3600 тонн кека, размещенных вблизи Березовского, в поселке Монетный надзорные органы обратили внимание после того, как о свалке на медиафоруме ОНФ в Санкт-Петербурге президенту Владимиру Путину рассказал уральский журналист. Кек на территорию заброшенной воинской части вместо утилизации свозил субподрядчик МУП «Водоканал» Екатеринбурга. Нарушением заинтересовались прокуратура и Минприроды. Устранением несанкционированной свалки будет заниматься екатеринбургский «Водоканал». Убрать весь кек с территории обещают до 17 июля. Его должны перевезти на специальный полигон для отходов четвертого класса. Процесс усложняется тем, что кек уже смешался с грунтом.

В Челябинской области главная свалка существует почти 70 лет. За это время она оказалась в черте Челябинска. Несмотря на то, что официально свалка считается закрытой, на нее продолжают свозить мусор. На площади около одного квадратного километра находится свыше 700 тысяч тонн отходов. Проект рекультивации челябинской свалки должен появиться до мая 2018 года. Объем работ оценивается в 1 млрд рублей. Из федерального бюджета на эти цели регион получит почти 700 млн рублей в рамках программы «Чистая страна», еще 100 млн выделит область. Альтернативными полигонами для размещения ТБО Челябинска станут площадки в поселке Полетаево Сосновского района и в Копейске.

Стоит отметить, что уже несколько дней на свалке полыхает пожар. Жители Челябинска предполагают, что крупный пожар стал результатом поджога, который только на руку отдельным чиновникам, которые попытаются таким образом оперативно решить проблему за счет выделения средств из федерального бюджета.

В регионе разработана территориальная схема обращения с отходами, которая делит регион на шесть кластеров: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский. В каждом из них на конкурсной основе должен быть определен региональный оператор. Пока регоператор начал работать только в Магнитогорском кластере. Концессионное соглашение о создании межмуниципальной системы обращения с отходами здесь заключено в 2015 году. Объем инвестиций составит более 1 млрд рублей. До конца 2017 года министерство экологии Челябинской области должно определить регионального оператора в сфере обращения с ТКО в челябинском кластере, куда входит 14 муниципалитетов.

Для Нижегородской области свалки, и в целом вопрос переработки отходов и ликвидации накопленного мусора является одной из многолетних болевых точек. До сих пор не исполнено поручение предыдущего президента Дмитрия Медведева о ликвидации шламонакопителя «Белое море». Из-за этого второй по величине город региона Дзержинск регулярно попадает в экологические антирейтинги. От периодического возгорания мусора страдают и жители Кстовского района. При этом ситуация обостряется экономическими разногласиями, новые полигоны мусоропереработки строятся, но там в тариф включается инвестнадбавка.

В Волгоградской области действующим нормативным требованиям соответствуют пять полигонов. Рядом с одним из них – в городе Волжском – ведется строительство перерабатывающего комплекса. Такой же объект планируется и в р.п. Светлый Яр. В регионе за год уничтожено около 150 нелегальных свалок, однако по данным проекта ОНФ «Генеральная уборка» только в агломерации Волгограда остается больше 200 несанкционированных свалок.

Территориальная схема размещения ТКО утверждена еще в марте 2014 года. Регион условно поделен на семь территорий-кластеров, где должно появиться десять полигонов для размещения отходов, оснащенных мусоросортировочными комплексами, 13 мусороперегрузочных станций и предприятие по переработке. По экспертным оценкам, схема считается едва ли не одной из лучших (наиболее проработанных) в России.

В Краснодарском крае по состоянию на 2015 год была зарегистрирована 321 свалка общей площадью почти 1 тыс. га. В регионе ежегодно «производится» около 2,5 млн тонн твердых бытовых отходов. Эта цифра растает примерно на 2 % в год. Краевые власти планируют создать 11 мусороперерабатывающих комплексов, каждый из которых будет рассчитан на несколько муниципальных образований, суммарный объем мусора от которых составляет 100 тыс. тонн в год и более. Инвестиции в этот проект могут составить порядка 1,3 млрд рублей. Ранее планировалось, что к 2019 году построить 74 таких комплекса.

В настоящее время Кубань не включена в федеральную программу строительства мусороперерабатывающих заводов. Возможно, это будет сделано после инициированного вице-премьером России Александром Хлопониным совещания, назначенного на июль, где планируется обсудить экологическую обстановку в регионе в целом, и в Сочи, в частности.

С 2017 года в Краснодарском крае действует региональный оператор по обращению с ТКО. В столице региона и соседнем Динском районе таким оператором стала ОАО «Мусороуборочная компания». Появление в Краснодаре единого оператора по уборке отходов совпало с возникновением мусорного коллапса: из-за долга городских властей в 900 млн рублей компания приостановила свою деятельность на ряде территорий, в результате чего начали исчезать мусорные баки и образовываться стихийные свалки. Оператору пришлось обратиться в суд, после чего муниципалитет постепенно стал погашать задолженность.

Сюжет по этой теме
18 мая 2017, 08:20

Год экологии в России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.