Прожив четверть века, отыграв в Премьер-лиге четырнадцать сезонов подряд, пермский футбольный клуб «Амкар» не смог показать понятные источники финансирования на сезон 2018/19 годов и потому приказал долго жить. Формально пока все ограничивается отзывом лицензии РФС и, как следствие, лишением права играть в РФПЛ и ФНЛ. Но даже если «Амкар» сохранится в качестве, например, любительской команды, это будет совсем новая история. И чтобы избежать в ней прежних ошибок, стоит вспомнить, что привело крепкого середняка Премьер-лиги к фиаско. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Долгий путь наверх
С 1993 по 2009 год шел «Амкар» к своим пиковым достижениям. Путь был непростым – от заводской команды до финала Кубке России, проигранному столичному ЦСКА. В чемпионате страны красно-черные в 2008 году финишировал четвертыми, что открыло им дорогу на европейскую арену. Следующей осенью «Амкар» проиграл в первом раунде Лиги Европы, хотя и одержал локальную победу над будущим финалистом турнира «Фулхэмом». Болельщики верили, что это – только проба пера перед настоящими победами. Но они ошибались, успехи пришли на излете поступательного движения, к своим вершинам колосс дошел уже на глиняных ногах.
Ничего личного, только бизнес
Мину замедленного действия под будущее «Амкара» заложили в сентябре 2007-го, когда президент клуба Валерий Чупраков и его соратник Геннадий Шилов объявили о выходе из состава акционеров «Минеральных удобрений», на базе которого жил и развился футбольный клуб. Конечным приобретателем химпредприятия стал олигарх Дмитрий Мазепин. Позиция Мазепина определилась достаточно быстро – «Амкар» не входил в зону его интересов. «Поступок Мазепина по отношению к футболистам, когда он предложил всем другим предприятиям Прикамья «скинуться» на поддержку «Амкара», многие оценили, как предательский, – писал «Новый Регион». – «Этот скандал, когда Мазепин фактически выставил российских футболистов в роли «нищих побирушек», прогремел не только на футбольный мир России, но и привлек к себе внимание футбольного сообщества всего бывшего СССР».
Мазепин предпочел уйти в сторону. Фото: РИА Новости / Алексей Дружинин
На распутье
С того момента, как разошлись дороги «Амкара» и «Минудобрений», финансовые дела пермской команды ожидаемо расстроились. К декабрю 2010 года долги «Амкара» достигли 167 млн рублей ($5,5 млн по курсу на тот момент). Именно с того момента поиск инвесторов и привлечение внебюджетных средств превратились для «Амкара» в погоню за священным Граалем: все о нем слышали, но никто не видел. Между тем, внебюджетное финансирование было критически важным: по региональным законам профессиональные спортклубы финансировались краевым бюджетом по принципу «50 на 50». То есть сколько клуб получил из бюджета, столько он должен привлечь от спонсоров или заработать сам.
Смена власти
Основатель и президент клуба Валерий Чупраков предложил свести баланс добровольным понижением в классе из РФПЛ во второй по силам футбольный дивизион страны. Изначально собрание «Общественной Организации города Перми Футбольный Клуб «Амкар» эту идею поддержало, но в последний момент часть членов подписи под документом ставить отказалась. Дискуссия о будущем продолжилась в кабинете губернатора Олега Чиркунова, где, как сообщают источники «ФедералПресс», Геннадий Шилов дезавуировал предложения Чупракова и дал гарантии, что сумеет разрулить финансовый коллапс самостоятельно. В итоге «Амкар» упустил шанс начать жить по средствам.
«В нашей жизни кто-то рождает, а кто-то хоронит. Я горжусь тем, что когда-то родил «Амкар», который принес много радости жителям Прикамья. Вопрос, будет ли гордиться человек, который его похоронил?» – прокомментировал основатель «Амкара» Валерий Чупраков.
Долгий путь вниз
Согласно одному из негативных прогнозов, агония «Амкара» не должна была превысить трех лет. Клуб протянул восемь, но какой ценой! Несмотря на то, что новый президент Шилов как и его предшественник вкладывал в команду собственные средства, практически каждый год в прессе появлялись публикации о том, что «Амкар» может не найти средств на новый чемпионат или сняться по ходу турнира. При самом скромном в Премьер-лиге бюджете пермякам приходилось буквально прыгать выше головы, чтобы сохранить подписку в элитном дивизионе. Стоило тренеру или игроку проявить себя, как он сразу уходил на повышение. Достаточно вспомнить Божовича, Рахимова, Черчесова, Дринчича, Канунникова, Семенова, Джикию, Селихова, Йовичича. О приобретении сильных футболистов постепенно забыли, кадровый вопрос решали поиском свободных агентов, просеивая игроков низших игр и малоизвестных иностранцев. Как итог, сезон 2017/18 стал худшим в истории «Амкара», команда чудом не вылетела из РФПЛ по спортивному принципу и спаслась только в стыковых матчах с ФК «Тамбов».
На разных языках
Еще одной проблемой клуба стало падение посещаемости. Сказалось не только снижение качества игры, но еще и переход на систему «осень – зима», малокомфортную для уральского климата, деградация стадиона, малокомфортного для болельщиков, неизбежная для аутсайдера оборонительная модель игры с выстраиванием автобуса у собственных ворот. Это не прибавляло популярности, хотя регулярно приносило очки с самых трудных выездов в Москву и Питер. Настоящей катастрофой для клуба стала потеря обратной связи с широким кругом любителей футбола. Мало того, что «Амкар» не смог предложить им интересный продукт, он даже не смог вступить с ними в диалог. Ярким примером стала официальная реакция на отзыв лицензии. На сайте клуба вчера был размещен сухой пресс-релиз, в котором говорится: «18 июня, соберется правление ОО «ФК «Амкар» для анализа ситуации и принятия решения о целесообразности продолжения деятельности клуба. В случае принятия решения о прекращении деятельности вопрос будет вынесен на общее собрание членов организации». С болельщиками так не разговаривают.
Галицкого в Перми нет
Могла бы история «Амкара» пойти по-другому? Да, окажись во главе команды такой бизнесмен, как владелец «Краснодара» Сергей Галицкий. В Перми до сих пор считают, что эту роль мог взять на себя Дмитрий Рыболовлев. Он сколотил на «Уралкалии» состояние на уровне ТОП-20 российского рейтинга Forbes, выехал за границу и в 2011 году приобрел ФК «Монако». Кто знает, реши Рыболовлев развивать пермский футбол, может быть, Фалькао играл бы в красно-черной форме «Амкара», а не в красно-белой монегасков.
Керимов предпочел «Анжи». Фото: РИА Новости / Алексей Филиппов
При новом владельце Сулеймане Керимове «Уралкалий» был титульным спонсором «Амкара» до тех пор, пока бизнесмен не сосредоточился на махачкалинском «Анжи» из родного для него Дагестана. И снова можно только гадать, приехали бы в Пермь Это’О и Роберто Карлос, которых бизнесмен привлек в «Анжи». Впрочем, «Амкару» тогда перепало хоть что-то: «Банк Москвы», в котором Керимов ранее был акционером, в сезоне 2013/14 выступил титульным спонсором пермяков. Впоследствии спонсоров такого уровня не было.
Деструктивная позиция
Заботу о финансировании «Амкара» практически полностью взвалили на свои плечи краевая казна и краевые власти. Нужную строчку в бюджете региона лоббировал Геннадий Шилов, будучи депутатом прикамского заксобрания. Губернатор Виктор Басаргин и председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов вели безуспешные переговоры с Дмитрием Мазепиным и гендиректором «Уралкалия» Дмитрием Осиповым.
При новом губернаторе Максиме Решетникове правила игры были несколько скорректированы. «Амкару» предложили выступать в роли инициатора переговоров и подключать прикамский Минспорта и краевые власти уже ближе к стадии выхода на решение. В ответ «Амкар» развернул в федеральной прессе против краевого министра спорта Олега Глызина настоящую травлю и постоянно намекал в комментариях официальных лиц, что бюджет «Амкара» – зона ответственности губернатора. По сути, речь шла о шантаже, который не прошел.
Кот в мешке
Клуб не оценил, насколько потерял доверие болельщиков и властей. 12 июня на пикет в его защиту пришло едва полсотни человек! Для края индикатором неблагополучия стала невозможность детально изучить бухгалтерские книги клуба и целесообразность отдельных решений, принятых менеджментом. В декабре 2017 года «ФедералПресс» направлял в «Амкар» официальный запрос с просьбой раскрыть свои бюджетные показатели и получил ответ из трех цифр: 381 млн рублей выделили клубу краевые власти в 2017 году, 200 млн прописано в бюджете края на 2018 год и 475 млн составили собственные доходы «Амкара» в прошлом году. Впрочем, в клубе, который юридически является общественной организацией, всегда старались не предавать огласке финансовые показатели. Например, «Амкар» до последнего скрывал размер рекордных трансферов, выплаченных «Спартаком» за Селихова и Джикию и ограничивался заявлениями, что полученные средства помогли пережить 2017 год. По сути, с такой степенью открытости клуб мог искать спонсоров только по принципу «купи кота в мешке».
Это было неизбежно
«Разве могла быть иначе? Назовите спонсоров футбольного клуба уровня Премьер-лиги в Пермском крае. Я не в смысле вывесок, а в смысле руководства. Где те компании, которые, хотя бы теоретически, могли спонсировать местный футбол, полагаясь на свои патриотические чувства? Их нет. Этого десятка не существует. Это не отменяет, конечно, того, что с менеджментом клуба в последнее время что-то явно происходило. Уж что-что, а разругаться с руководством региона, вполне дружелюбно настроенным поначалу, надо было постараться», – считает пермский журналист Роман Попов.
Рыболовлев предпочел «Монако» и общество Альбера II. Фото6 РИА Новости / Алексей Даничев
«Настоящим спонсором были «Минудобрения» с директором Чупраковым. Новый владелец предприятия Мазепин сказал, что «Амкар» ему не нужен. С каждым годом клуб ставил задачи все ниже и ниже. Состав старел, молодые приглашенные игроки готовились только на продажу, своих местных не было. За двадцать лет можно вспомнить только Парамонова и Попова, но этого явно мало. Кроме того, когда создавались «Урал-Грейт», «Амкар», волейбольный «Ураслсвязьинформ», пермскими предприятиями руководили пермские директора, принимавшие решение о спонсорстве. Сейчас руководят управляющие, представляющие интересы живущих в Москве или заграницей собственников. У них нет права принимать решения о помощи спортклубам. Хотя странно видеть, как тот же Рыболовлев покупает Монако, не обращая никакого внимания на Амкар», – отметил Геннадий Кузьмицкий, экс-депутат пермского заксобрания и бывший гендиректор «Пермского порохового завода».