В Башкирии происходит экологическая катастрофа. Из-за смога и едких запахов жителям города Сибай выдают маски и активированный уголь, а врио губернатора запретил главе местной администрации уезжать из города. Власти обещают, что к 1 февраля карьер будет погашен. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Очередной скандал с участием Уральской горно-металлургической компании (УГМК) разгорается Башкирии. Над городом Сибай два месяца стоит ядовитый смог, да такой, что власти объявили режим ЧС. При этом руководство предприятия, на территории которого находится злополучный карьер, отмалчивается. Когда воздух снова станет чистым, не известно.
«Стали задыхаться, кашлять, кровь из носа пошла»
Первые сообщения об экологической катастрофе стали появляться в социальных сетях еще в ноябре. Жители Сибая сообщали о смоге над городом, который сопровождается едким запахом серы и углекислого газа.
«Прошлись на улице вечером, и стали задыхаться, кашлять, кровь из носа пошла», - пишет в соцсетти Марина Шитова.
Горожане жалуются на першение в горле, кашель, который невозможно остановить, слезящиеся глаза.
Поначалу была версия, что во всем виновато ООО «Сибайский завод буровых реагентов», и его работу даже приостановили. Но после этого смог и запахи не пропали, и жалобы продолжаются по сей день. За это время, по сообщениям в социальных сетях, в городе внезапно умер двухлетний ребенок. Официально причиной этого стала пневмония, но некоторые местные жители считают, гибель малыша связана с экологией.
В городе возникла паника, многие, у кого есть куда уехать хотя бы на время, покидают Сибай.
Эпицентр запаха и дыма заливают
На сегодня сомнений в источнике зловонной гари и смога нет: вблизи Сибая тлеет заброшенный карьер АО «Сибайский горно-обогатительный комбинат» (Сибайский ГОК). Предприятие является сибайским филиалом ОАО «Учалинский ГОК», входит в УГМК. Учалинский ГОК считается одним из крупнейших в России предприятий по добыче медных руд и их обогащению.
В Сибае УГМК разрабатывает шахтным способом медно-колчеданное месторождение. На нем же находится заброшенный Камаганский карьер, из которого когда-то вели добычу открытым способом. Карьер диаметром в два километра и глубиной в 500 метров является крупнейшим в Европе. Именно он и стал причиной бед жителей города. В откосах карьера на большой глубине произошло окисление рудной массы, в которой находится много серы. Это привело к выделению диоксида серы и углекислого газа, на которые и жалуются горожане. Заметим, что диоксид серы, взаимодействуя с капельками воды, образует серную кислоту, поэтому представляет серьезную опасность для здоровья.
С 12 декабря местные власти ввели в городе режим ЧС, и сейчас глава администрации Сибайского ГО Рустем Афзалов ежедневно отчитывается перед горожанами об обстановке. Самому Рустему Афзалову губернатор запретил выезжать из города, пока воздух снова не станет чистым.
Судя по отчетам главы, сейчас УГМК принимает все возможные меры, чтобы справиться с проблемой. На карьер пригнали несколько единиц техники, а два очага тления, на южном и северном откосах, заливают смесью рудной породы, глины и воды. В сутки в карьер сливают от 3,5 до 8 тысяч тонн этой смеси. Чиновники утверждают, что это дает результат: по их словам, спектральный анализ тепловизионной съемки показывает, что в очагах тления температура постепенно снижается.
Не лекарства, а активированный уголь!
У местных жителей мнение другое: ситуация, по их словам, лучше не стала, а власти просто «держат лицо», и пытаются снизить негатив по отношению к УГМК, которая допустила такое ЧП. Например, утром 21 января глава администрации городского округа в сводке сообщил, что последние анализы проб воздуха превышений предельно-допустимых концентраций не показали.
Меры, которые принимают власти, скорее наталкивают на мысли об обратном. С конца декабря в Сибай из Уфы каждую неделю приезжают бригады медиков различных специализаций, в том числе аллергологов. Их привозят, чтобы все, кто хочет попасть на прием, могли это сделать. Запись к врачам и детей, и взрослых, ведется ежедневно. Казалось бы, зачем организовывать массовые консультации, если загрязнений воздуха больше нет? Сами местные жители высказывают подозрения, что медикам даны какие-то указания, как правильно работать с пациентами, чтобы их успокоить.
Люди обсуждают заявления чиновников федеральным телеканалам о том, что жителям Сибая при необходимости выдают медикаменты. На самом же деле, по словам местных жителей, им при предъявлении паспортов выдают одноразовые медицинские маски и активированный уголь. Да, говорят, что он помогает выводить токсины из организма, но не громко ли заявлять, что людей обеспечивают лекарствами? И разве уголь поможет тем, у кого, например, обострилась астма?
На днях чиновники заявили, что детям, оказавшимся вблизи зоны загрязнения, обеспечат санаторно-курортное лечение. Тех ребят, которые живут в радиусе 500 метров от санитарной зоны ГОКа, обещают отправить в Крым в санаторий «Мечта» (в Евпатории). На «Мечту» могут рассчитывать дети в возрасте от 7 до 14 лет, имеющие заболевания органов дыхания и показания по группам здоровья, которых можно отправить без сопровождения родителей. Для них в феврале организуют два заезда на 250 человек каждый. Еще части детей и пожилых людей, живущих в следующем, километровом радиусе от предыдущего, обещают организовать лечение в учреждениях Республики Башкортостан.
Об этой в своем аккаунте в instagram рассказал врио губернатора Республики Радий Хабиров, заметив, что и эта, положительная новость вызвала критику горожан, которые не доверяют чиновникам. Теперь, по словам врио, эту ситуацию он рассматривает как вызов для себя и своих подчиненных.
В конце сообщения он обратился лично к главе администрации Сибая.
«Рустем Афзалов, вам персонально. Эта ситуация - проверка на вашу зрелость и человечность. Надеюсь, вы ее пройдете, и мне не придётся в Сибае идти вперед с другим руководителем», - написал чиновник.
Ученые прогнозов не дают, но власти хотят успеть к 1 февраля
Самым ярким, и вместе с тем самым нереалистичным обещанием чиновников стало то, что УГМК полностью затушит возгорание до 1 февраля. Несколько дней назад на место выезжали специалисты института «Уралмеханобр», МГТУ «Уралгеопроект» и московского научно-исследовательского центра «Горный эксперт», чтобы оценить обстановку. Сейчас ситуацию мониторят с помощью тепловизоров, а о том, что стало истиной причиной ЧП, точных данных нет, имеются лишь предположения.
О том, как на сегодня ситуация выглядит глазами ученых, «ФедералПресс» рассказал кандидат геолого-минералогических наук Фаниз Ардисламов. По его словам, смог мог возникнуть из-за горения медноколчеданной руды. Эксперт утверждает, что процессы окисления сульфидных руд могут приводить к самовозгоранию, и такие случаи на Урале уже были.
Сколько времени может тлеть карьер, не известно.
«Продолжительность горения зависит от количества этой самой руды. Даже если присыпали её сверху, то процесс горения может уйти на глубину. Самовозгорание происходит при окисление руды кислородом, оно возможно при интенсивном доступе кислорода, минерального состава колчеданновых руд, – пояснил Фаниз Ардисламов. – Оперативно остановить загрязнение можно ликвидировав очаг возгорания. Но, судя по всему, необходимо провести повторный мониторинг. Возможно процесс горения до сих пор идёт из-за наличия вентиляционных каналов, по которым происходит доступ кислорода».
По его мнению, процессы самовозгарания сложно прогнозировать, так как они зависят от разных факторов. Тем не менее, способы решения проблемы есть.
Еще по теме«Существуют профилактические меры, начиная от постоянного мониторинга состава и температуры и пожаробезопасного способа добычи руды, до изоляции воздуха в выработанные пространства. Иногда (в очаги возгорания – авт.) закачивают инертные газы, – говорит эксперт. – Самые простые способы – заливка водой, заливка пеной, закачка инертного газа, засыпка породой (песком например). Изоляция пожарного участка перемычками (тампонирование трещин, вентиляционных шахт) чтобы лишить доступа (*запрещены в РФ) воздуха. Самым действенным способом считается заиливание. Сначала возводят перемычку, изолируя участок пожара, и далее заливают пульпу (водная суспензия глины, суглинков, песка и т.д). Вода отфильтровывается через трещины, которые заполняются твердыми частицами препятствуя проникновению воздуха».
Как помним, именно этим способом сейчас тушит задымление УГМК. Однако есть сомнения, что решить проблему к 1 февраля удастся успеть.
ГОК хранит молчание
Чтобы узнать более точную обстановку на карьере, корреспондент «ФедералПресс» обратился в УГМК, но на момент публикации компания комментарий так и не предоставила. Вынуждены признать, что УГМК в этой ситуации заняла странную позицию. На сайте ГОКа никакой информации о принимаемых мерах нет. Пользователи социальных сетей сообщают, что с сотрудников компании взяли подписки, в которых те обязуются не разглашать всего того, что сейчас происходит на карьере.
При этом в УГМК, судя по всему, внимательно следят за тем, что об этом пишут в социальных сетях. Например, 20 января в местных группах соцсети vkontakte появились сообщения от имени группы «Сибирский филиал АО «Учалинский ГОК» с просьбой не реагировать на провокационную информацию и не поддаваться панике. В самой группе информация о текущей обстановке скудная, емких и содержательных разъяснений УГМК не дает. Информацию, которую компания озвучивает на совещаниях, до людей отрывочно доносят чиновники. Насколько эти данные объективны, не искажаются ли при случайно при передаче, не известно.
Удручает то, что аналогичным способом компания ведет себя во многих сложных ситуациях. Например, так было с тем же заводом «Электроцинк» во Владикавказе. Местные жители долго жаловались, что предприятие сильно загрязняет воздух, и требовали принять меры. Но даже когда на предприятии произошел пожар, УГМК давала хоть какую-то информацию лишь в случаях, когда этого уже нельзя было не сделать. Людям же всегда хочется ясности, потому что неизвестность не успокаивает, а пугает еще сильнее.
Напомним, ранее мы не раз писали об экологических скандалах, связанных с предприятиями УГМК. Так, большой конфликт с местными жителями разгорелся под Воронежем, где кампания планирует добывать никель, а в Оренбургской области брошенный УГМК карьер Блявинского рудника превратился в ядовитое зеленое озеро.
Фото: pixabay.com
Горящий карьер в Сибае