Процесс укрупнения прикамских территорий в текущем формате стартовал в 2017 году, набрал обороты в 2018-м и сейчас вышел на пик. За месяц краевое заксобрание утвердило создание одиннадцати городских округов. В чем смысл преобразований, кто и почему их поддерживают – в материале «ФедералПресс».
Сегодня депутаты прикамского заксобрания одобрили создание семи городских округов, в которые преобразуются Октябрьский, Добрянский, Чердынский, Красновишерский, Очёрский, Ильинский и Чусовской районы. Месяц назад краевой парламент утвердил создание Верещагинского, Осинского, Суксунского и Чернушенского ГО. В прошлом году через создание горокруга и присоединение к нему поселений муниципального района прошли Гремячинск, Кизел, Чайковский, Краснокамск, Оханск и Горнозаводск. Соликамский и Усольский районы присоединились к уже существующим городским округам Соликамска и Березников.
Зачем нужны горокруга
В качестве обоснования создания городских округов приводят два ключевых фактора: повышение эффективности управления и экономия на содержании чиновничьего аппарата с аккумуляцией бюджетных средств в инфраструктурные проекты (дороги, сети, социально значимые объекты), которые поселения самостоятельно профинансировать не могут.
«Двухуровневая система управления в моем понимании – плохо. Это ведет к размытию личной ответственности. Когда в одном здании сидят глава района и глава городского поселения, люди не понимают, кто какими полномочиями наделен. Кроме того, переданные по 131-ФЗ полномочия не подкреплены финансовым ресурсом. Из-за этого людей начинают отфутболивать, и у них, естественно, возникает вопрос, а власть в районе вообще есть или нет?» – говоритАлександр Кузнецов, глава Пермского района и председатель Совета муниципальных образований Пермского края.
Председатель комитета заксобрания по госполитике и МСУ Александр Бойченко считает, что практика создания городских округов сопровождается ростом внимания к проблемам удаленных территорий. «Именно там стали решаться многие вопросы по благоустройству, ремонту дорог и социальных учреждений. Важно подчеркнуть, что административно-территориальное устройство в территориях не меняется, изменяется только форма управления», – уточнил депутат.
Факты и эмоции
Против процесса укрупнения территорий выступали инициативные группы из Таборского поселения в Оханском районе и Зюкайского поселения в Верещагинском. Они получили отказы в проведении референдумов сначала от местных ТИК, затем от судов в связи с тем, что позиция заявителей не соответствует федеральному законодательству. Помимо слабости аргументации, в том числе юридической, их отличала немногочисленность сторонников. По сути, они опасались, что их поселения лишатся значительной части ресурсов, которые отойдут в пользу административного центра вновь создаваемого горокруга.
Группа активистов из Полазны, в принципе, руководствуется схожими мотивами, но их позицию понять проще: так сложилось, что собственные доходы на душу населения в Полазне – едва ли не самые высокие в регионе. На уникальной в этом плане территории резонно задаются вопросом целесообразности подчинения менее состоятельной Добрянке – центру будущего городского округа. Но исключение из процесса неизбежно скажется на качестве жизни в Полазне, так как даже богатое поселение в одиночку не сможет осилить проекты развития территории, которые осилит городской округ при поддержке краевого бюджета.
Иным способом решить вопросы развития муниципалитетов невозможно, уверен министр терразвития Прикамья Александр Борисов: «Формирование программ развития и обеспечение их краевым и местными бюджетами я ставлю первым итогом реформы. Высказываются опасения, что поселения потеряют льготы, лишатся представителей власти на местах. Но практика показал, что перегибов не произошло. Да, высказываются сомнения в целесообразности укрупнения, но в жарких дискуссиях противники процесса опираются больше на эмоции, у них нет четких обоснований позиции. В то время как сторонники опираются на цифры показателей социального и экономического эффекта».
Поддержка горокругов
Преобразование мунрайонов в горокруга находится в компетенции самих муниципалитетов и зависит от их инициативы. Краевые власти не имеют права вмешиваться в него, но могут простимулировать как экономически, так и политически.
Например, принятый в феврале краевой закон гарантирует не снижение доходной части муниципального бюджета и компенсацию выпадающих доходов средствами из краевой казны. В августе прошлого года поправки в другой закон предоставили субсидии бюджетам преобразованных территорий на местные программы развития. Объем субсидий рассчитывается так: на каждый высвобожденный от расходов на содержание органов местного самоуправления рубль выделять рубль из краевого бюджета. Такие субсидии будут предоставляться в течение трех лет с момента формирования первого бюджета укрупненной территории, но срок их действия может быть пролонгирован.
Что касается политической составляющей, то ярче всего ее высвечивают два момента. Первый – недавняя смена министра терразвития, в задачи которого входит поддержка муниципалитетов. Вместо неоднозначного Романа Кокшарова этим теперь занимается системный Александр Борисов. Второй – серия встреч прикамского губернатора Максима Решетникова с главами объединившихся территорий. Прямой доступ к высшему должностному лицу региона – хороший шанс получить поддержку в решении значимых для территории проблем.
Результатом каждой встречи становилось затверждение финансового ресурса: Горнозаводскому ГО – на водоснабжение и ремонт дорог, Усолью в рамках Березниковского ГО – на сети тепло- и водоснабжения, обновление электросети, строительство новой подстанции и благоустройство, Краснокамскому ГО – на модернизацию коммунальных сетей, Оханскому ГО – на двукратное увеличение инвестиций в ЖКХ. Каждому главе по итогам встречи губернатор вручал список обращений жителей территорий на краевой портал «Управляем вместе» с напутствием взять их решение под свой контроль. Трудно придумать более прозрачный намек для глав муниципалитетов, которые еще не вошли в процесс создания горокруга.
«Главный плюс объединения – увеличение экономического потенциала бывшего Усольского района, – говорит глава Березниковского ГО Сергей Дьяков. – Мы составили трехлетнюю программу развития. Каждый год будет инвестировано по 300 млн рублей в дороги, коммунальную инфраструктуру. Почти каждое поселение знает, что получит в течение трех ближайших лет. Важно, что благодаря помощи края все проекты обеспечены финансированием. Ту же 70-километровую дорогу до Шемейного мы бы никогда своими силами не освоили».
«После объединения произошло сокращение управленческого персонала с эффектом экономии в 16,7 млн рублей, – рассказал глава Краснокамского ГО Игорь Быкариз. – Столько же добавил краевой бюджет. Эти деньги направим на инфраструктурные проекты, которые муниципалитеты не могли потянуть своими силами. На дороги мы можем потратить теперь не 80, а порядка 180 млн рулей. При этом их распределим поровну между Краснокамском и территориями, хотя в Краснокамске насчитывается почти в три раза больше жителей».
Транзит МР в ГО
После сегодняшнего утверждения создания семи новых горокругов стали известны практически все выборы, которые состоятся в Прикамье в 2019 году.
Основные выборы депутатов представительных органов муниципальных районов: 1. Дума ЗАТО Звездный; 2. Земское собрание Березовского муниципального района; 3. Земское собрание Куединского района; 4. Земское собрание Кунгурского муниципального района; 5. Земское собрание Ординского муниципального района; 6. Земское собрание Пермского муниципального района; 7. Земское собрание Сивинского муниципального района; 8. Земское собрание Уинского муниципального района.
Основные выборы депутатов представительных органов поселений: 1. Большесосновский муниципальный район; 2. Совет депутатов Петропавловского сельского поселения; 3. Совет депутатов Полозовского сельского поселения; 4. Совет депутатов Тойкинского сельского поселения; 5. Совет депутатов Черновского сельского поселения.
Основные выборы депутатов представительных городских округов: 1. Дума Верещагинского городского округа; 2. Дума Добрянского городского округа; 3. Дума Ильинского городского округа; 4. Дума Красновишерского городского округа; 5. Дума Октябрьского городского округа; 6. Дума Осинского городского округа; 7. Дума Очерского городского округа; 8. Дума Суксунского городского округа; 9. Дума Чердынского городского округа; 10. Дума Чернушинского городского округа; 11. Дума Чусовского городского округа.
К этому списку могут добавиться выборы в Александровском и Нытвенском городских округах, если будет принято решение о их создании. Оптимально это сделать не позднее апреля, тогда выборы в них пройдут в единый день голосования. Важно, что создание городских округов предусматривает пересмотр системы представительства в органах местного самоуправления территорий. Меняется соотношение много- и одномандатных округов, а также впоследствии количество округов и их нарезка.
В прикамском крайизбиркоме пояснили, что новая нарезка будет формироваться местными ТИК при помощи специалистов Избирательной комиссии Пермского края. Они будут руководствоваться в первую очередь удобством избирателей. Учтут транспортную доступность территорий и географический ландшафт внутри округа при условии его единства и неделимости. Одним из ключевых критериев новой нарезки, согласно законодательству, станет численность населения внутри округов. Допускается люфт плюс-минус десять процентов от среднесписочной численности избирателей или тридцать процентов при наличии удаленных или труднодоступных населенных пунктов. Разработка нарезок будет происходить в течение весны, а их утверждение комиссиями, согласно законодательству, планируется после старта кампаний – до конца июня.
По мнению экспертов, речь может идти о джерримендеринге. «Изменение границ избирательных округов, конечно же, влияет на итоговое представительство тех или иных политических сил. Так, в ряде территорий сделанная избирательными комиссиями нарезка поможет решить проблемы управляемости и избираемости нужного пула депутатов. Таким образом может быть решена задача обновления составов земсобраний, избавления их от неэффективных депутатов и так называемых «местных царьков», – считает политтехнолог Дмитрий Логинов. Он уточнил, что местные депутаты в большинстве своем выступают за объединение, так как видят в нем решение конкретных проблем. Против – представители местных групп влияния, которые заинтересованы в непрозрачности финансовых потоков и результативности системы управления.
Перенарезка считается хорошим шансом «выстрелить» для молодых амбициозных политиков. Запрос на новые лица в политике есть: отмечается рост выдвижения молодых кандидатов. В прошлом году на выборах в органы местного самоуправления каждому пятому депутату было меньше тридцати пяти лет. Этот показатель в два раза превысил цифры трехлетней давности.
Вместе с тем эксперты уверены, что местные элиты сделают все возможное, чтобы по итогам транзита мунрайона в горокруг сохранить статус и влияние. «Политический и идеологический расколы при формировании новых органов местного самоуправления объединенных территорий имеют минимальное значение, – полагает политолог Виталий Ковин, – Но может усилиться размежевание на почве территориальной идентичности. Об этом говорят сигналы из Оханского, Верещагинского и Добрянского районов». Впрочем, по его мнению, есть значимые примеры обновления, как это случилось в думах Чайковского ГО и Краснокамского ГО.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова