горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
  1. Политика
Политика
Пермский край
1

Политическая бухгалтерия, или Что стоит за демаршем поселений Пермского района

Поселения не хотят отдавать полномочия и контроль над бюджетом
Поселения не хотят отдавать полномочия и контроль над бюджетом

Завтра в Арбитражном суде Пермского края начнется рассмотрение дела о так называемой «финансовой блокаде» поселений Пермского района. В качестве участников заявлены краевой минфин (на стороне района) и краевая прокуратура (на стороне Кукуштанского поселения). Процесс по бухгалтерским вопросам по определению должен быть скучным, но не в этом случае, когда в дело примешивается политика. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Два месяца назад администрация Кукуштанского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации Пермского муниципального района. Заявитель потребовал отменить распоряжение от 05.06.2019 № 84. По сути, Кукуштанскому поселению наравне с Кондратовским, Юго-Камским и Савинским обрезали финансирование, перестав перечислять дотации на выравнивание бюджета.

Решение приостановить предоставление дотаций в администрации Пермского района объясняют отказом поселений включиться в процесс централизации бухгалтерского учета, а также передать на уровень района полномочия по ведению кадрового, налогового, статистического учета, планированию финансово-хозяйственной деятельности, составления отчетности. Такие действия поселения квалифицируются как неисполнение соглашений о предоставлении дотаций. Власти поселений, в свою очередь, шаги районной администрации объясняют попыткой лишить поселения полномочий и сократить объем местного самоуправления.

Между тем в Прикамье уже два года идет активный процесс укрупнения территорий путем преобразования муниципальных районов в городские округа. В качестве обоснования необходимости создания городских округов приводят два ключевых фактора: повышение эффективности управления и экономия на содержании чиновничьего аппарата с аккумуляцией бюджетных средств в инфраструктурные проекты (дороги, сети, социально значимые объекты), которые поселения самостоятельно профинансировать не могут.

Централизация бухгалтерского учета – важная составляющая работы по повышению эффективности работы администраций. Помимо сокращения расходов она позволяет выявить многочисленные неточности в отчетах местных органов власти. Типовые ошибки в бухотчетах муниципальных образований – неточная информация по кадастровым, учетным номерам объектов, неуказанные сроки реализации проектов и затраты на строительство, неправильные коды бюджетной классификации, невнимание к изменениям федеральных норм. Весной этого года депутат прикамского заксобрания Александр Григоренко, комментируя ситуацию с бухучетом, основной проблемой назвал нехватку компетентных специалистов в поселениях и удаленных территориях. При этом полный переход всех ведомств и учреждений к работе в системе облачной бухгалтерии должен завершиться к концу 2020 года.

Наблюдатели усматривают в отказе поселений интегрироваться в общую систему бухучета отстаивание местными группами влияния своих интересов.

«Территории, о которых идет речь, действительно оказались в ситуативной оппозиции к руководству района, однако они разношерстны и не имеют общих интересов, – считает политический консультант Сергей Иванов. – Например, Кондратовское поселение благодаря близости к краевой столице – одно из самых преуспевающих и потенциально интересных с точки зрения располагаемых земельных участков. Юго-Камск, напротив, едва ли не самое дотационно зависимое поселение. Общего у них – только стремление местных групп влияния и дальше контролировать финансовые потоки».

По мнению эксперта, такая позиция поселений идет вразрез с трендом на преобразование муниципальных районов в более эффективные городские или муниципальные округа. При распределении бюджетных средств ресурсы в первую очередь получают территории, которые максимально интегрируются в местные и региональные программы развития, которые на более высоком уровне встраиваются в федеральные проекты и национальные программы. Например, инвестиции в развитие ЖКХ Оханского горокруга увеличатся в два раза по сравнению с тем, что было при муниципальном районе, состоящем из конгломерата сельских поселений. Дополнительный финансовый ресурс выделяется Горнозаводскому ГО на водоснабжение и ремонт дорог, Усолью в рамках Березниковского ГО – на сети тепло- и водоснабжения, обновление электросети, строительство новой подстанции и благоустройство, Краснокамскому ГО – на модернизацию коммунальных сетей.

По такой логике муниципалитеты, плывущие против течения, лишают перспектив себя и своих соседей. Дотации на выравнивание – один из немногих частных случаев, которых будет все больше и больше. Чем дольше муниципалитет не показывает эффективную работу, тем больше недополучат его жители, резюмировал Сергей Иванов.

Кроме того, карта «независимости» поселений сейчас активно разыгрывается на выборах депутатов земсобрания Пермского района, которые пройдут 8 сентября. Когда совет депутатов Юго-Камска трижды срывал кворум, дважды переносил вопрос о передаче полномочий и дважды отклонял проект решения, это больше походит на попытку как минимум создать накануне выборов очаг напряженности, как максимум – спровоцировать политический кризис на уровне района. Между тем к 1 августа объем просроченной задолженности по исполнению долговых и бюджетных обязательств администрации поселения превысил 7 млн рублей. Подведомственные муниципальные учреждения вынуждены работать на минимально приемлемом уровне.

Срыв планомерной работы в Кукуштане может спровоцировать проблемы в подготовке к отопительному сезону. При этом проверки краевой КСП показали, что власти поселения допускали нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, необоснованно завышали начальную цену муниципальных контрактов. В Савинском поселении разразился скандал с увольнением директора дома культуры в деревне Крохово. Новым руководителем был назначен председатель местного совета депутатов. В Кондратово ждет своего часа расследование, как все свободные земельные участки оказались закреплены за МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского СП» с последующей их реализацией по сомнительным расценкам, которые снижают налоговые поступления в бюджет. В собственности поселения уже нет участков под строительство социальной инфраструктуры – дома культуры, спортплощадки, школы. У кондратовской администрации возникли сложности с предоставлением в краевое минтерразвития данных о софинансировании проектов ТОС «Новая Слобода» и «Обустройство многофункциональной спортивной площадки (1-й этап)».

Естественно, что группам, контролирующим поселения, централизация учета, передача полномочий наверх и преобразование мунрайона в горокруг грозит даже не потерей доходов, а претензиями правоохранительных органов. Поэтому завтрашнее заседание в Арбитражном суде будет не столько спором администраций разного уровня, сколько точкой бифуркации в развитии Пермского района и входящих в него поселений со всеми вытекающими политическими выводами.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Пермский край
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1