Top.Mail.Ru
Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Республика Саха (Якутия)
0

Дмитрий Медведев решил отнестись к Якутску по-человечески

Уходящий президент РФ обещает соединить столицу Якутии с АЯЖД, но по-прежнему не знает как

Президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в закладке «золотого звена» Амуро-Якутской железной дороги (АЯЖД), которая соединила поселок Нижний Бестях в пригороде Якутска с Байкало-Амурской магистралью. Уходящий глава обещал довести железную дорогу до самой столицы Якутии с населением 280 тыс. человек, которая до сих пор лишена круглогодичной сухопутной связи с другими регионами России. Однако Медведев до сих пор не определился, как именно железная дорога преодолеет реку Лену: по мосту, как предлагают республиканские власти и «Российские железные дороги», или через тоннель, на чем настаивает Министерство транспорта РФ. Президент России так и не подписал ни одного документа. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в закладке «золотого звена» Амуро-Якутской железной дороги (АЯЖД), которая соединила поселок Нижний Бестях в пригороде Якутска с Байкало-Амурской магистралью. Уходящий глава обещал довести железную дорогу до самой столицы Якутии с населением 280 тыс. человек, которая до сих пор лишена круглогодичной сухопутной связи с другими регионами России. Однако Медведев до сих пор не определился, как именно железная дорога преодолеет реку Лену: по мосту, как предлагают республиканские власти и «Российские железные дороги», или через тоннель, на чем настаивает Министерство транспорта РФ. Президент России так и не подписал ни одного документа. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Нам обязательно нужно сделать так, чтобы соединить Якутск, пройти через Лену, чтобы все было по-человечески, – заявил Дмитрий Медведев. – Я знал, что вы на это правильно отреагируете, потому что это сделать нужно обязательно. Железные дороги создаются не ради того, чтобы лежал металл на земле, а ради людей, ради вас. Поэтому мы обязательно сделаем соединение, можете не сомневаться. Но и это еще не все, потому что у нас есть большие планы, как нам развивать железные дороги на Севере. И я уверен, что эти планы в ближайшие десятилетия сбудутся и мы будем в этом смысле самой передовой страной. И все, кто здесь присутствуют, я надеюсь, в этом будут принимать участие».

Как объяснил президент РЖД Владимир Якунин, под дальнейшим развитием федеральный центр понимает строительство железной дороги на Магадан (этот проект входит в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года), а в более отдаленной перспективе – на Чукотку и Камчатку. По словам Владимира Якунина, первые планы прокладки железной дороги на Магадан и далее появились еще в 1904 году в Российской империи. Президент Якутии Егор Борисов и республиканские СМИ уже напомнили, что после этого станет реальным строительство тоннеля под Беринговым проливом и создание сухопутного трансконтинентального коридора между Северной Америкой и Евразией. Тем более расстояние от Нижнего Бестяха до центра Колымы составляет менее 2 тыс. км, до Аляски – 3,85 тыс. км.

Однако большинство жителей региона интересует судьба более короткого 23-километрового участка между Нижним Бестяхом и Якутском. Как сообщал «ФедералПресс», поселок находится на правом берегу Лены, а столица Якутии – на левом. Якутск с населением около 280 тыс. человек до сих пор не имеет круглогодичного сухопутного сообщения с другими регионами России: весной и осенью оттуда можно выбраться только с помощью авиации. Проблема заключается в отсутствии капитальных (железнодорожных и автомобильных) мостов через Лену, так что в город летом добираются по понтонному мосту, а зимой – по ледовой переправе. По данным республиканского правительства, постоянная переправа позволит сократить издержки на ввоз и вывоз грузов из центральной части региона на 30–70 %, экономить до 15 млрд рублей ежегодно на северном завозе, создать 15–20 тыс. новых рабочих мест и в 4–5 раз увеличить за пять лет валовой региональный продукт.

Власти обещают, что АЯЖД выйдет к Якутску, но до сих пор не могут определиться, как преодолевать реку. Республиканская элита настаивает на строительстве совмещенного автомобильного и железнодорожного моста. Согласно существующему проекту, мост будет двухъярусным: внизу одноколейная железная дорога, вверху – двухполосная автомобильная трасса. Стоимость проекта оценивается примерно в 80 млрд рублей. Госэкспертиза одобрила возведение моста еще в 2008 году, работы планировалось провести в 2013–2015 годах, но из-за кризиса проект был отложен.

В октябре 2010 года министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил отказаться от железнодорожной части перехода, чтобы вдвое снизить затраты. А в последний год Минтранс настаивает на прокладке тоннеля под Леной. Летом произошел даже публичный скандал между ведомством и правительством Якутии: Егор Борисов объявил в конце июля о достижении договоренностей с министерством, но Минтранс официально опроверг это сообщение. Игорь Левитин предлагает республике самостоятельно покрывать «превышение лимитов федеральной целевой программы». По слухам, региональным властям «выкручивают руки» по вопросу о приватизации их пакета акций алмазной компании «Алроса».

Не помогают доводы о сложностях со строительством трехкилометрового тоннеля в условиях вечной мерзлоты, о которых говорит и президент РЖД. «Чем меньше вмешиваешься в вечную мерзлоту, тем лучше для всех. Я плохо представляю себе прокладку туннеля в этих условиях, и мне представляется, что мостовая переправа – это более рациональное решение», – заявил 15 ноября Владимир Якунин. Он прогнозирует, что объем железнодорожных грузоперевозок в республике к 2015 году превысит 12 млн тонн, а к 2030 году – 20 млн тонн.

Местные наблюдатели надеялись, что к укладке «золотого звена» будет приурочено и решение вопроса о переправе через Лену, однако, по выражению якутских интернет-пользователей, Дмитрий Медведев «не прошел проверку на вшивость». Еще 11 ноября на встрече с журналистами дальневосточных СМИ в Хабаровске президент дал понять, что до окончательного решения вопроса далеко. «Я не знаю, надо оценить все «за» и «против», надо понять, что дешевле, что функциональней», – ответил глава государства на вопрос главного редактора газеты «Якутия» Ирины Лихау. «Надеюсь, мы сможем и дальше продолжить развитие сети железных дорог, а все организационные вопросы по созданию переезда между двумя частями города, через Лену, тоже будут решены в ближайшее время», – повторил 15 ноября Медведев на встрече с президентом Якутии.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати